Спектакль Последний герой
Лауреат премии «Золотая маска», важнейшая фигура новодрамовских «нулевых годов», режиссер Руслан Маликов на сцене МХАТ им. М. Горького исследует тему конфликта поколений. В театре с большим успехом идет спектакль «Отцы и дети» по роману Ивана Тургенева, открывшего эту тему в русской и мировой литературе. Пьеса белорусского драматурга Ивана Крепостного, лауреата российских и международных конкурсов, поднимает тот же сюжет в жестоких реалиях наших дней.
Название пьесы не случайно отсылает к популярному в 2000-х годах телевизионному шоу. Главный герой спектакля –отставной офицер-ракетчик, последний часовой рухнувшей советской империи. Из-за конфликта с сыном старик вместе с женой сбегает в заброшенную ракетную часть. Но и здесь сталкивается с поколением «сыновей». Сначала в его жизнь беспардонно вламываются реконструктора-аниматоры – клоуны в псевдоисторических костюмах, обслуживающие официозные мероприятия. А затем на всех на них начинают охоту боевики из молодежной группировки, проповедующей «зачистку» общества от бомжей, алкоголиков, стариков. Трем поколениям соответствуют три разных способа сценического существования: реализм советского психологического театра, документализм новой драмы «нулевых» и популярный сегодня телесный экспрессионизм в духе немецкого театра.
Поколение «отцов» – главная жертва постсоветских времен. В отличие от их предшественников прошлых эпох, у них не просто отобрали привилегии и средства к существованию – само их существование было объявлено лишенным смысла. Сохранить в этих условиях человеческое достоинство – само по себе подвиг. «Последний герой» – это спектакль о человеческом достоинстве, о драме старшего поколения, о мужестве униженных и выброшенных на обочину людей, о любви, верности и долге. Он наследует лучшие традиции русской классики, прозы советских писателей-«деревенщиков», легендарного спектакля МХАТ «Соло для часов с боем», фильма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок».
МХАТ времен Константина Станиславского начинался как театр современной пьесы. Пьесы его современников составляли основу репертуара. Сегодняшние классики мировой драматургии были открыты основателями Московского Художественного театра. Этой линии МХАТ намерен следовать и далее: сохранять и восстанавливать исторические постановки прошлого, работать с сегодняшней реальностью, открывать новые имена.
Отзывы о «Последний герой»
Один из самых классических театров Москвы пытается шагать в ногу со временем и вводит в свой репертуар пьесу буквально вчера, а точнее в октябре 2018 года, занявшую одну из строк ЛОНГ-ЛИСТа Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица 2018» — «Последний герой» белорусского драматурга, пишущего под псевдонимом Иван Крепостной (в реале — главный режиссер Брестского академического театра драмы Тимофей Ильевский).
И как всегда, эту информацию я нашла уже после состоявшегося просмотра спектакля. Любители МХАТа негодовали, что на подмостки будет допущено «ТАКОЕ!». Ведь в исходном варианте пьесы присутствует и ненормативная лексика, и сама по себе тематика, прямо сказать, не позитивная. Возможно поэтому, в обычно заполненном зале, было крайне много свободных мест.
Режиссеру Руслану Маликову удалось добиться специальной авторской переработки для МХАТа. В чем она заключалась, затрудняюсь сказать, поскольку исходного текста найти не удалось, но нецензурных слов со сцены не звучало, это факт.
Основная тема — конфликт поколений. Выброшенные на обочину жизни старики, разочаровавшиеся в спившемся сыне, живущие в заброшенном месте воспоминаниями о былых днях; случайно вторгающиеся в их уединенный мир развлекающиеся переодеваниями и игрой в войнушку сорокалетние реконструкторы и радикальная молодежь, настроенная не на созидательные действия, а на «зачистки» общества от «биомусора»: алкоголиков, бомжей и стариков, еще и с попыткой записи своих подвигов для дальнейшей демонстрации их в интернете.
Пьеса понравилась. Интересные диалоги и ситуации. Только конец вышел нереально сладким (два трупа с разных сторон не в счет). Но это, чтобы не лишать нас зрителей веры в хорошее.
Постановка масштабная. Сцена не вращается, но появляется танк, рушатся стены, гремят пулеметные очереди, слышатся отдельные выстрелы. Действующих героев 14 человек, да еще поддержка пластической группы почти из 20 человек. Начало — мрачновато, но со второго действия тьма рассеивается, и ты уже с интересом следишь за сюжетом.
Но если образы старика и старухи, так же как и реконструкторов, были объемными и запоминающимися, то из легионеров выделялись только центурион да легионерша, остальные были биомассой, и это делало их безликими и страшными.
Мне сложно сказать, какой возрастной аудитории будут созвучны темы спектакля. Нам с подругой вещь понравилась. Но считаю, хорошо, что не брала маму, ее бы действие не порадовало. Разборки и негатив с телеэкрана, а тут и в храме искусств история в шаге от криминала... хотя играли, как всегда, отлично.
Кто же «последний герой»? Ну, уж конечно не соревнующиеся в подобии телевизионной игры реконструкторы и радикалы-отморозки. Понятно, что это звание с честью может носить лишь человек старой закалки. И это не расшаркивание перед стариками, а признание того, что у них есть моральный стержень в виде верности идеалам собственной молодости.
Много лет я не была в МХАТе имени Горького, после нескольких неудачных походов что-то не тянуло, но прослышала, что в театре начались изменения и решила посетить недавнюю премьеру – это оказался спектакль «Последний герой». Впечатления в результате получились смешанные. Прежде всего потрясает пустынность, царящая в громадном здании в самом центре Москвы. С одной стороны, это хорошо: можно отдохнуть от людей в бескрайних фойе на мягких, но поживших уже диванчиках, вольготно расположиться в полупустом партере. С другой стороны понятно, что с этим надо что-то делать, зал надо заполнять. Новое руководство похоже уже начало действовать, так как «Последний герой» спектакль хороший и заслуживает большего внимания со стороны зрителей. Конечно, переломить сложившееся общественное мнение не так уж просто, но надеюсь люди все-таки начнут ходить в этот театр. Теперь собственно о спектакле – постановка мне понравилась: с первых же минут и до самого конца смотрела ее с неослабевающим интересом, интересен и сюжет (пьеса Ивана Крепостного), и его воплощение (режиссер-постановщик Руслан Маликов). Прекрасны исполнители главных ролей: Старик (Иван Семенович Криворучко) и Старуха (Лидия Васильевна Кузнецова) - им я верила беспрекословно каждую секунду, весь спектакль. Старая гвардия МХАТа имени Горького явно не заржавела и это те силы, на которые могут опираться новые руководители театра. А вот с молодежью картина очень пестрая и неравномерная – примерно половина из молодых актеров достаточно успешно справляется с задачами, поставленными режиссером, а некоторые даже две-три доставшиеся им фразы произносят так, что хочется кричать «не верю!». Интересно оформление спектакля (художник: Т. Мурадова) – здесь на результат работает даже огромная сцена театра с паутиной световых кабелей на потолке и скрывающимся в дымке задником. Произвели впечатления полусны, полу воспоминания героев в рапиде (хореограф: А.П. Щербаков). Особенно запомнился проход пионеров по наклонному пандусу, напомнивший мне выход теней в Баядерке. Поднятая в спектакле тема отцов и детей вечна и неисчерпаема, танк в натуральную величину впечатляет, почти настоящие автоматные очереди бодрят и не дают отвлечься от происходящего на сцене - исходя из всего вышеизложенного, считаю, что спектакль должен быть интересен самым разным пластам населения от пионеров до пенсионеров, тем более что и заканчивается все хеппи-эндом!
Читайте про другие
события
Актеры «Последний герой»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.