Отзывы о "Последний герой"
Один из самых классических театров Москвы пытается шагать в ногу со временем и вводит в свой репертуар пьесу буквально вчера, а точнее в октябре 2018 года, занявшую одну из строк ЛОНГ-ЛИСТа Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица 2018» — «Последний герой» белорусского драматурга, пишущего под псевдонимом Иван Крепостной (в реале — главный режиссер Брестского академического театра драмы Тимофей Ильевский).
И как всегда, эту информацию я нашла уже после состоявшегося просмотра спектакля. Любители МХАТа негодовали, что на подмостки будет допущено «ТАКОЕ!». Ведь в исходном варианте пьесы присутствует и ненормативная лексика, и сама по себе тематика, прямо сказать, не позитивная. Возможно поэтому, в обычно заполненном зале, было крайне много свободных мест.
Режиссеру Руслану Маликову удалось добиться специальной авторской переработки для МХАТа. В чем она заключалась, затрудняюсь сказать, поскольку исходного текста найти не удалось, но нецензурных слов со сцены не звучало, это факт.
Основная тема — конфликт поколений. Выброшенные на обочину жизни старики, разочаровавшиеся в спившемся сыне, живущие в заброшенном месте воспоминаниями о былых днях; случайно вторгающиеся в их уединенный мир развлекающиеся переодеваниями и игрой в войнушку сорокалетние реконструкторы и радикальная молодежь, настроенная не на созидательные действия, а на «зачистки» общества от «биомусора»: алкоголиков, бомжей и стариков, еще и с попыткой записи своих подвигов для дальнейшей демонстрации их в интернете.
Пьеса понравилась. Интересные диалоги и ситуации. Только конец вышел нереально сладким (два трупа с разных сторон не в счет). Но это, чтобы не лишать нас зрителей веры в хорошее.
Постановка масштабная. Сцена не вращается, но появляется танк, рушатся стены, гремят пулеметные очереди, слышатся отдельные выстрелы. Действующих героев 14 человек, да еще поддержка пластической группы почти из 20 человек. Начало — мрачновато, но со второго действия тьма рассеивается, и ты уже с интересом следишь за сюжетом.
Но если образы старика и старухи, так же как и реконструкторов, были объемными и запоминающимися, то из легионеров выделялись только центурион да легионерша, остальные были биомассой, и это делало их безликими и страшными.
Мне сложно сказать, какой возрастной аудитории будут созвучны темы спектакля. Нам с подругой вещь понравилась. Но считаю, хорошо, что не брала маму, ее бы действие не порадовало. Разборки и негатив с телеэкрана, а тут и в храме искусств история в шаге от криминала... хотя играли, как всегда, отлично.
Кто же «последний герой»? Ну, уж конечно не соревнующиеся в подобии телевизионной игры реконструкторы и радикалы-отморозки. Понятно, что это звание с честью может носить лишь человек старой закалки. И это не расшаркивание перед стариками, а признание того, что у них есть моральный стержень в виде верности идеалам собственной молодости.
Много лет я не была в МХАТе имени Горького, после нескольких неудачных походов что-то не тянуло, но прослышала, что в театре начались изменения и решила посетить недавнюю премьеру – это оказался спектакль «Последний герой». Впечатления в результате получились смешанные. Прежде всего потрясает пустынность, царящая в громадном здании в самом центре Москвы. С одной стороны, это хорошо: можно отдохнуть от людей в бескрайних фойе на мягких, но поживших уже диванчиках, вольготно расположиться в полупустом партере. С другой стороны понятно, что с этим надо что-то делать, зал надо заполнять. Новое руководство похоже уже начало действовать, так как «Последний герой» спектакль хороший и заслуживает большего внимания со стороны зрителей. Конечно, переломить сложившееся общественное мнение не так уж просто, но надеюсь люди все-таки начнут ходить в этот театр. Теперь собственно о спектакле – постановка мне понравилась: с первых же минут и до самого конца смотрела ее с неослабевающим интересом, интересен и сюжет (пьеса Ивана Крепостного), и его воплощение (режиссер-постановщик Руслан Маликов). Прекрасны исполнители главных ролей: Старик (Иван Семенович Криворучко) и Старуха (Лидия Васильевна Кузнецова) - им я верила беспрекословно каждую секунду, весь спектакль. Старая гвардия МХАТа имени Горького явно не заржавела и это те силы, на которые могут опираться новые руководители театра. А вот с молодежью картина очень пестрая и неравномерная – примерно половина из молодых актеров достаточно успешно справляется с задачами, поставленными режиссером, а некоторые даже две-три доставшиеся им фразы произносят так, что хочется кричать «не верю!». Интересно оформление спектакля (художник: Т. Мурадова) – здесь на результат работает даже огромная сцена театра с паутиной световых кабелей на потолке и скрывающимся в дымке задником. Произвели впечатления полусны, полу воспоминания героев в рапиде (хореограф: А.П. Щербаков). Особенно запомнился проход пионеров по наклонному пандусу, напомнивший мне выход теней в Баядерке. Поднятая в спектакле тема отцов и детей вечна и неисчерпаема, танк в натуральную величину впечатляет, почти настоящие автоматные очереди бодрят и не дают отвлечься от происходящего на сцене - исходя из всего вышеизложенного, считаю, что спектакль должен быть интересен самым разным пластам населения от пионеров до пенсионеров, тем более что и заканчивается все хеппи-эндом!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.