Спектакль Антропоценфония. Песни машин и механизмов
«Кто слышит шум машин — я услышал музыку машин» — писал композитор Александр Мосолов по поводу своей знаменитой пьесы для симфонического оркестра «Завод». Это высказывание вполне могло бы стать эпиграфом к новой работе Антропоценфония — сочинения для перкуссии, электроники и смешанного хора ad libitum.
В основе партитуры — реальные звучания действующих заводских цехов. Акустические картины самых разных производственных процессов соединены в единую музыкальную ткань. Звуки, являющиеся побочным эффектом реального производства, рассмотрены здесь с точки зрения чистой музыки.
В партитуре используются всевозможные перкуссионные инструменты, как традиционные, так и экспериментальные, (включая найденные объекты), а кроме того — специально сконструированные аналоговые электронные инструменты и электроакустические системы. В инструментарии перформанса сосуществуют самые разные, иногда неожиданные предметы: травматическое оружие и полицейские дубинки, фольга для бань и маракас из головы пластмассовой куклы, посуда, чемодан и фанерные ящики, силиконовый фаллос и колесо от скейт-борда.
Собранный таким образом из разрозненных, на первый взгляд, условно-музыкальных инструментов, объектов и электронных приборов, этот «постапокалиптический оркестр» воспроизводит реальные звучания заводских цехов, превращая их в четко выстроенную инструментальную композицию.
Процесс создания этой музыки напоминает кинопроизводство — это коллективная работа, в которой участвуют музыканты, звукорежиссеры, саунд-артисты. На этом перекрестке собрались люди, имеющие различный слуховой опыт и специализацию. Но всех их объединяет восприимчивость к освоению новых форм и огромный опыт в художественной работе со звуком.