Спектакль Умник
По повести Мари-Од Мюрай.
Спектакль создан по итогам Лаборатории МТК.NEXT, во время которой молодые артисты театра работали над самостоятельными эскизами.
Его зовут Барнабе, но близкие называют его Умником. Ему 22 года, но ведет он себя как трехлетний ребенок. Умник знает, что он «и-ди-от», поэтому постоянно беседует с игрушечным месье Крокролем.
В этой истории театр в первую очередь интересует, как по-детски непосредственный взгляд человека на мир влияет на его окружение. Зримыми эти превращения делают условные куклы и столь же условные рисунки мелом. Наш спектакль иногда напоминает короткометражные фильмы Збигнева Рыбчинского, в том числе плотным саундтреком.
Театры кукол нечасто говорят с подростками и молодыми людьми на актуальные темы, «Умник» Московского театра кукол продолжает разговор, начатый в спектакле «Мучные младенцы».
Отзывы о «Умник»
Как общество относится к людям с особенностями в развитии? Кто-то пытается отгородиться, а кто-то принимает в их жизни активное участие. Такое же разделение мы видим в сюжете о Барнабе, ему 22 года, только по умственному развитию он как 3летка. Его мама умерла, а отец отказался воспитывать и поместил сына в интернат для умственно отсталых. Неизвестно как сложилась бы жизнь Умника (на это имя отзывается Барнабе), если бы не его младший брат Клебер, который забрал его из лечебницы. Думал ли тогда 17летний Клебер как они будут жить? Ведь общество не всегда готово принимать особенных людей, а точнее не умеет находиться с ними рука об руку. Скорее всего в тот момент Клебер думал только о том, что в интернате из Умника сделали овощ и братская любовь подтолкнула его к такому решению.
В большом городе Умнику пришлось столкнуться с эгоистичностью, злобой, нетерпимостью, но всё это растворялось перед его непосредственным и наивным взглядом на мир. Даже когда братья поселились в съёмной квартире со студентами, которых поначалу раздражало нелепое поведение Умника и то, что за ним приходилось присматривать — даже это стало потом чем-то необходимым для четвёрки студентов, когда Умник вдруг снова попал в лечебницу. Вообще среди студентов тоже были не простые отношения: дружба, уважение, ненависть, ревность, желание и любовь. Когда ко всему этому добавился Умник со своими проделками, персонажи стали ракрываться, с них стали спадать маски. Ребята стали задумываться о том, то ранее совесем не тревожило их, стали ценить радость каждого момента и простых вещей, стали понимать Умника и нашли, что он совсем не «и-ди-от», а скорее наоборот — счастливый человек, всё что он говорит и делает — всё просто и понятно, без лжи и фальши, всё обыденно, но люди за масками этого не замечают.
Спектакль драматический, с лёгкой дымкой юмора, а ещё он о любви: о любви братьев, о любви между мальчиками и девочками, о любви к людям. Думаю, подростков впечатлит поступок, который совершил Клебер — ещё такой маленький, как думают взрослые, и уже такой взрослый, как показывает жизнь.
Зрителями на спектакле в подавляющем большинстве были подростки, думаю им понравилась постановка, ведь она рассказывается простым языком, с добавлением слов, которые встречаются в их лексиконе. Сценография выдержана в четырёх спокойных цветах: чёрный, белый, серый и розовый. Роль Умника исполняет Иван Федосеев, роль Клебера — Александр Шадрин, их потрясающий дует мне уже знаком по спектаклю «Кэрролл без Алисы». Ещё несколько ролей играют другие актёры в причудливых, но понятных костюмах. Так же на сцене работают куклы, если мистер Крокроль и сумасшедшая старуха понятны зрителю, то куклы-студенты словно собраны из геометрических фигур.
После спектакля мне стало интересно прочитать книгу Мари-Од Мюрай, по которой поставлен спектакль, оказывается в ней есть пикантные моменты, но режиссёр Наталья Пахомова опустила их и спектакль занял подростковую нишу. Хотя для старшего поколения здесь тоже есть над чем задуматься и хочется верить, что Клебер справится и всё у них с Умником будет хорошо!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / детский
Музыкальное безобразие
24 мая в Московском театре иллюзии состоится премьерный показ семейного спектакля «Музыкальное безобразие», созданного по книгам о муми-троллях.
Хорошо, что я такой
«Хорошо, что я такой» — оригинальная инсценировка актёра и режиссёра Андрея Гордина по детским стихотворениям и прозе российских авторов: Ольги Васильковой, Германа Лукомникова и Лены Репетур.