Отзывы о "Сны Босха"

Оценка редакции
Гастроли
Анна 21 июня 2019, 02:02

В 2016 году мир отмечал 500-летие со дня смерти великого живописца эпохи Возрождения Иеронима Босха (точная дата его рождения неизвестна, предположительно, около 1450 года). Помню, у нас к круглой дате была приурочена выставка «Босх. Ожившие видения» — не живые картины, но мультимедийные проекции в музыкальном оформлении. А в Канаде театр-цирк «7 пальцев» тогда представил полуторачасовую постановку «Сны Босха» (Bosch Dreams), которая доехала до России теперь. На одном из показов в театре Мюзикла удалось побывать и мне.

Что интересно, спустя 5 веков после смерти Босха интерес к его творчеству, похоже, только набирает обороты, о чем красноречиво свидетельствовало отсутствие свободных мест на московских показах.
Жанр «Снов Босха», пожалуй, можно определить как современное цирковое представление, которое помимо привычных цирковых номеров (хореография, акробатика) любит и использует сюжет, анимацию и графику.

В центре всего действа находится одна из самых известных картин мастера — триптих «Сад земных наслаждений». На то, чтобы рассмотреть его хорошенько, может уйти не один час, а то и день. Совы, существа с мордами рыб, крыс, голые люди в самых немыслимых позах. «Вселенная» Босха будет покруче Вселенной Марвел)

Но нам — зрителям шоу — не нужно быть искусствоведами. Нашим проводником по наследию Босха выступает Профессор, посвятивший себя изучению жизни и произведений великого мастера. Вместе с нами — аудиторией его лекции — он пытается проникнуть в саму суть его загадочных и завораживающих творений.

Обращаясь к левой створке (Раю) «Сада земных наслаждений», он предлагает нам посмотреть на странный лик с голубым глазом у озера и потом на одну из картин Сальвадора Дали.
Согласитесь, можно заметить, что испанский художник-сюрреалист вдохновлялся Босхом, да что там, — не стеснялся прямых цитат.

Неисчерпаемым источником вдохновения Босх стал и для массовой культуры. Так, песня «Корабль дураков» (Ship of Fools) вокалиста группы The Door Джима Моррисона есть прямая отсылка к одноименной картине Босха. А всё потому что юный Джим в свое время изучал его творчество в университете.

На сцене тут же перед нами на большом ключе спускается акробат, как две капли воды похожий на Моррисона, и под музыку The Doors начинает исполнять трюки.

Еще одним действующим лицом спектакля становится девочка — дочь Профессора. Пока ее отец пропадает в командировках, она, кажется, тоже нащупала связь с персонажами Босха.

Раскрывать всех подробностей не буду, особо отмечу два номера, которые, как мне показалось, вызвали у зала живую эмоцию.

Первый мы увидели почти в начале шоу. Девушка в телесном трико и с обнаженным верхом демонстрирует чудеса пластики и владения своим телом, даже скажу больше, ногами наравне с руками. Гипнотизирующее и очень нежное зрелище получилось, завершившееся небольшим спецэффектом.

И второй номер шел под конец уже. В нем мы сталкиваемся с Адом Босха (правая створка «Сада») — люди пытаются спастись в полыхающем от пожара городе, который рушится прямо на наших глазах. Хаос, безумие и страх охватывают всё вокруг. Сцена динамична, наполнена драматизмом и аллюзиями на несовершенство современного мира, где войны и жестокость никуда не исчезли.

Конечно, в цирковом представлении сложно показать всю сложность и многогранность Босха как художника, да такой задачи и не стоит. Через красивый визуальный ряд, через музыку, через игру воображения «Сны Босха» ненадолго (на 1,5 часа) протягивают руку своего зрителя к большой истории человеческого самовыражения. А исследовать ли ее дальше вглубь — это уже личное дело каждого.

Ольга Сорокина 17 июня 2019, 10:58

Ожившие полотна с 500-летней историей

Да-да! В этом спектакле таинственные миры и персонажи картин Босха в самом деле оживают!
И это потрясающе красиво! Вот прямо браво-браво!

Оживать загадочным мирам помогают современные медийные технологии, которые в этом спектакле совершенно шикарные!
Несколько прозрачных экранов позволяют создавать многослойные подвижные картинки, среди которых в какой-то момент и возникают уже совершенно актёры, как бы предлагая нам увидеть то, что осталось за кадром каждой из картин, написанных этим гениальным голландским живописцем.
Подробнее всего авторы решили остановиться на Триптихе "Сад земных наслаждений"
Не знаю, как вам, а мне всегда было немного страшновато, но жутко любопытно рассматривать его картины.
И я очень благодарна создателям спектакля за то, что они с помощью одного из персонажей спектакля, а именно профессора искусствоведения, который простым языком не только озвучивает основные особенности творчества художника и объясняет важные сцены, которыми наполнены его картины, но и как бы протягивает незримый мостик к каждому зрителю, давая понять, что разгадать и осознать Босха максимально глубоко не удалось ещё никому, так что комплексовать не стоит. :)
А вот, что точно стоит сделать, так это насладиться!
Ведь миры эти не так уж и фантастичны! Ведь их населяют такие же обычные люди, как и мы. Пусть и жившие в далёком уже Средневековье.
Грань между иллюзией и реальностью и в самом деле призрачно тонка.
И когда в глубине сцены вдруг возникает точёная фигуркп акробатки внутри тончайшего прозрачного шара (совсем как у Босха в его сюжетах с хрупким стеклянным куполом любви), глаза не сразу верят, что девушка реальна.
И с этого момента я уже просто наслаждалась происходящим. И мне совершенно не нужен был какой-то единый сюжет или взаимосвязь.
Достаточно просто наблюдать за тем, как одна картинка сменяет другую, словно заглядываешь внутрь гигантского калейдоскопа, не менее увлекательно, чем следить за каким-нибудь острым и интригующим сюжетом.
Тем более, что постоянно находились какие-то узнаваемые знаки, будь то яйцо, сквозь которое современная девочка (дочь профессора) проникает в мир снов Босха
Уж очень это яйцо напоминает то самое из Босховского "ада".

А гигантские ключи от "рая", на которых у Босха просто висит сражённый грехом человечек, в итоге развернулись в прекраснейший акробатический танец под потрясающую музыку
The Doors
А нежнейший номер на качелях?
А романтичная сценка, когда колесо от подводы вдруг превращается в колесо Сира?
Да и Сальвадор Дали здесь не случаен! Потому что это спектакль и в самом деле о том, что мир един.
Будь то загадочные миры Босха, картины Дали или наша с вами повседневность. Все эти миры существуют параллельно или внутри нас, просто надо впустить их или наоборот выпустить и показать другим.

Создатели спектакля именно это и делают - показывают нам разные миры!
И знаете что, миры Иеронима Босха совсем не страшные!
Теперь я это точно знаю!
Даже если это ужасный пожар, погубивший многих..

Даже об этом у создателей спектакля получилось рассказать так, что на душе осталось светлое чувство от того, что кому-то удалось спастись!

И что ещё лично меня очень порадовало, что здесь не гнались за сложностью цирковых номеров в ущерб драматической составляющей, а нашли идеальный баланс между первым и вторым!

Спасибо!

Ирина О. 14 июня 2019, 04:04

Во времена, когда моим увлечением была живопись, а немало полазила с лупой по репродукциям картин Иеронима Босха. Пыталась понять, что же это такое: то ли дурит живописец нас на все сто, то ли — есть там какая-то ниточка, найдя которую и потянув, можно легко размотать весь клубок его образов.
Не поняла. Как не понял этого чудаковатый Профессор, всю жизнь Босхом занимающийся. Да-да, голова заболела.

Собственно, в представлении, которое длится чуть более часа, никто и не собирался разложить нам всего Босха на составляющие. У каждого свой Босх (Рафаэль, Кандинский, Феофан Грек, Репин...). Так что автором представления просто взяты любимые или максимально эффектные кусочки произведения, да и переведены на язык театра-цирка.

Получилось довольно красиво и эффектно. С замечательной анимацией. С неплохими цирковыми номерами. С шуточками, которые иногда были даже забавны.
Но, как ни крути, это было не моё представление о Босхе... что-то не сошлось.
Тем не менее, я повторяю вслед за чеховским Тригориным: «Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с удовольствием. Вы так искренно играли. И декорация была прекрасная»...

Но финал представления был очень сильным и тронул до глубины души. Это — оживший Апокалипсис с правой створки «Сада земных наслаждений». Всё горит, всё рушится. И только дети сверхчеловеческим усилием пытаются дать друг другу возможность выжить. Иногда, помогая другому, они теряют свои собственные жизни...
И обратите внимание: это дети разных народов и времен. Они вместе играли. Они вместе и страдают.
Может быть, именно дети, протягивая друг другу руку, смогут спасти от страшной гибели весь наш мир.

taanyabars 10 июня 2019, 07:16

Главное об этом спектакле: он совершенно не похож на то, что ты ожидаешь увидеть.
Мы привыкли, что Босх - это тяжело, даже страшно. К Босху надо относиться серьезно: как же, классик, да еще такой древний.
Спектакль рвет шаблоны, оставляя пожалуй единственный: Босх это непонятно. Но... может быть не стоит мучиться над попытками понимания, достаточно просто погрузиться в его миры?
Стоит ли смотреть?
Думаю, это зависит от вашего чувства юмора и готовности к встрече с нестандартным.
Нам с мужем понравилось очень, но, мне кажется, результат просмотра непредсказуем.
Дальше я все-таки постараюсь более внятно рассказать о спектакле и не очень сильно спойлерить.

Чтобы объяснить, что такое "Сны Босха", придется вычленять отдельные элементы.
Прежде всего, есть сюжет про незадачливого профессора, который всю жизнь занимается Босхом, но так и не может объяснить себе и своим слушателям, как же его надо понимать. И на вопрос, "Что хотел сказать нам Босх", честно отвечает: "Я хотел найти ответ, но у меня так заболела голова...". В речах профессора немало намеков, которые могут шокировать, к примеру, отсылки на то, что при создании картин Босх использовал наркотики, ибо в здравом уме такое не придумаешь. Эта линия приятна своей легкостью и мыслью о том, что не всегда серьезность в подходе к искусству - это благо.

Главный и самый лучший элемент - анимация, и тут объяснить ничего не возможно, кроме того, что это потрясающе, очень точно, очень красиво, и "по-Босховски". Единственное, что стоит упомянуть, что анимационный Босх - светлый, радостный и совсем нестрашный.

Цирковые номера для меня оказались наименее интересной частью. Сами по себе они безусловно хороши и красивы, но в общем контексте действа иногда кажутся выпадающими из него и затянутыми.

Музыка подобрана отлично, а местами становится почти "действующим лицом", например, когда мрачные Босховские персонажи танцуют под смутно знакомую современную мелодию. Смешно и совсем нестрашно.

Если попытаться подвести итог, то получится, что театр-цирк "Семь пальцев" дает нам возможность расширить наше понимание Босха (и не только его), делают это легко, нестандартно, в соответствии с духом оригинала и на языке 21 века.
А можно еще короче: Улыбайтесь, господа! Даже глядя на полотна Босха.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

«Сны Босха»: Калейдоскоп земных наслаждений

В Москву и Петербург привезли новое шоу от канадской театрально-цирковой компании «7 пальцев».

7 июня 2019, Inner Emigrant

Читайте про другие
события

Другие спектакли / мюзикл