Отзывы о "Война и мир"
На прошлой неделе я посмотрела спектакль-мистерию "***** и мир. Русский Пьер." в Театре "МОДЕРН" от режиссера-постановщика Юрия Грымова. Давно мечтала со старшей дочерью посмотреть эту постановку, тем более она недавно читала произведение по школьной программе. И захотелось закрепить прочитанный роман, посмотрев красивый во всех смыслах спектакль.
Зайдя в зал, зритель становится участником церковной службы: горят свечи, идут песнопения, молятся прихожане. И ты сразу понимаешь, что спектакль о духовности нашей страны, о её силе, о русских героях и самое главное о Вере. Представление построено на контрастах и параллелях. Тем самым режиссер как бы сопоставляет хорошее и плохое, мирное время и военное, любовь и предательство, заставляя зрителя порассуждать и прийти к пониманию того, что: "Ежели бы не было страданий, человек не знал бы себя самого..."
Не совсем ещё духовно окрепший молодой и неуверенный в себе Пьер Безухов (в роли Александр Колесников) под влиянием западной культуры вступает в общество Масонов (магистр Ордена - Юрий Анпилогов, что-то загадочное и мистическое получилось в его образе). Тем самым переметнувшись на сторону тьмы. В дальнейшем, на протяжении всего представления мы прослеживаем путь, который проделывает наш главный герой к свету, к его духовному развитию, осознанию истины, понимания добра и зла. Но, к сожалению, всего этого он достигает пройдя через тяжёлые испытания: потери, *****, предательство и разруху. Александру Колесникову удалось очень реалистично передать образ героя Пьера Безухова, такой же доверчивый, неуклюжий и массивный, ошибающийся, словно сошедший со страниц романа. Постепенно становится народным героем.
Это было невероятное и масштабное действо, в него было вовлечено 70 актеров, в составе которых был Хор имени Свешникова. Именно Хору, на мой взгляд, здесь была отведена главнейшая роль. В его песнопениях отражался и усиливался весь драматизм происходящих событий, которых зритель наблюдал на сцене.
На мой взгляд, это самый лучший спектакль Юрия Грымова. Словно кадр за кадром основные события сменяли друг друга, как будто вырезки из старой киноленты перелистывались и оживались на сцене. При использовании необычных средств выражений получилась визуально очень красивая постановка, особенно впечатлила сцена светских балов, хоровых песнопений, сцена дуэли, сватовства, преклонения Кутузова к иконе Божьей Матери, до глубины души затрагивали сцены ужасов *****.
Режиссер умеет удивлять, неожиданным оказался антракт, который по своей сути был продолжением спектакля. На втором этаже в зале фойе была установлена композиция горящей Москвы и зритель становился её очевидцем. Обуглившаяся мебель, игрушки, одежда, обувь, картины, пепел и огонь и все это сопровождается хоровым исполнением, для придания более эмоциональной окраски. Далее вернувшись в зал зрителю была представлена иностранная оперетта.
Я до сих пор нахожусь под большим впечатлением от увиденного, очень рекомендую к просмотру со школьниками. Браво всей команде Театра "МОДЕРН" , за такую колоссальную и гениальную работу )))
На днях я посетила замечательный спектакль "***** и мир. Русский Пьер» в театре Модерн.
Действия начинаются уже после второго звонка, войдя в зрительный зал мы буквально оказываемся на церковной службе. На сцене ходит поп и читает молитвы, на балконе хор исполняет церковные песнопения. Все это действие уже с первых минут настраивает на серьезность произведения, окутывая нас своей магической атмосферой.
Постепенно по мере того как зрители рассаживаются на свои места - свет начинает медленно гаснуть и все это плавно перетекает в спектакль.
Спектакль основан на произведении Льва Толстого "***** и мир" и рассказывает историю Пьера Безухова, одного из главных героев. Александр Колесников, исполнивший роль Пьера, сумел передать всю глубину его характера и переживаний.
Режиссер-постановщик Юрий Грымов сумел создать великолепный спектакль в котором задействована вся труппа театра Модерн, а так же приглашенные артисты. Всего в спектакле принимают участие 70 человек, включая хор имени Свешникова.
Несмотря на то, что спектакль идет 3 часа 50 минут с двумя антрактами, он прошел просто на одном дыхании. Представление *********** зрителя с первых минут и не отпускает до самого конца. В постановке на сцене нет декораций, но на это не обращаешь внимание, т. к. все внимание притянуто к действиям на сцене.
Актерское мастерство спектакля впечатляет своей глубиной передачи образов, за героями интересно наблюдать, как они меняются, взрослеют.
Спектакль поделен на две части. В начале мы видим мирное время в котором Наташа Ростова собирается на свой первый бал, прекрасных дам и кавалеров в шикарных платьях и нарядах, сватовство. Но можем ли мы на самом деле назвать это время мирным? Во время данного времени между персонажами постоянно возникают конфликты, дуэли и разногласия.
Во второй же части спектакля мы оказываемся в военном времени. Сцены ***** поставлены с таким масштабом, что меня пробирало до мурашек, появлялось чувство какой-то безысходности. И в эти моменты наши персонажи отчаянно желали мира.
В спектакле просто шикарные костюмы: платья, костюмы кавалеров, военная одежда, масонский костюм, одежда людей побывавших на *****. Все продумано до мельчайших мелочей. Где-то умело порвана, где-то специально заляпана как будто кровью, все рюшечки на одеждах, украшения - это просто восторг. Для спектакля специально было сшито 423 костюма.
Спектакль "***** и мир. Русский Пьер." в театре Модерн оказал на меня очень сильное впечатление. Во время спектакля я испытала весь спектр эмоций: некоторые сцены вызывали улыбку, какие-то грусть, что-то трогало до слез. Одно могу сказать точно, спустя время я обязательно вернусь в данный театр и пересмотрю еще раз этот спектакль. На мой взгляд - это настоящий шедевр, а Юрий Грымов вне сомнений талантливейший режиссер-постановщик.
Я крайне редко слишком эмоционально воспринимаю спектакли, но именно эта постановка стала второй за всю историю моих походов в театр, которой я прониклась настолько, что не смогла сдерживать слез. Второй акт действа и я уже просто не смогла сдерживать слезы, которые так предательски катились по щекам.
Когда я иду в театр Модерн я заранее уже знаю, что будет невероятно красиво. Спектакли Грымова – это всегда стильно, ярко и запоминающееся красиво! Декораций на сцене практически нет, в качестве основной декорации свет, музыкальное оформление, хор им. Свешникова и невероятно талантливая игра актеров театра.
Часто ли вам приходилось в театре наблюдать церковную службу по всем канонам? Обязательно заходить в зал сразу после первого звонка! Когда я вошла, зал уже был заполнен зрителями, а на сцене еще до начала первого акта, развернулось грандиозное действо – церковная служба по всем правилам.
Сам спектакль очень кинематографичен. Его масштабность завораживает, и время спектакля проходит незаметно. Сам спектакль длится 3 часа 20 минут с двумя антрактами. Три акта спектакля пролетели для меня на одном дыхании.
Сквозь весь спектакль красной нитью проходит тема прощения и принятия. Именно это я увидела с первых мгновений спектакля и это ощущение не оставляло меня до последней минуты.
Это тот спектакль, который переворачивает сознание и после этого спектакля хочется просто помолчать, побыть наедине со своими мыслями, осознать трагедию, через которую прошли герои романа, осознать, что это действительно было.
"***** и Мир" всем известное произведение. Уже много раз, видела постановки этого романа на сценах Московских театров. Но, в Модерне первый раз! Театр постоянно развивается и обновляться. И в этот раз, постановка, которую посмотрела полностью оправдала мои ожидания.
Целых 3 часа 40 минут исторической драмы Льва Толстого со сцены театра, раскрывали нам оригинальную версию романа Ю.Грымова (соавтор А.Шишов) с погружением в личную историю Пьера Безухова.
Я зашла в зал и остановилась, на сцене шла церковная служба. В зале доносился запах свечей и голоса богослужения. Стало понятно, что мы уже в действии! Ну, а потом, во мраке тайного общества масонов с фразой «…Готов на всё!», начался непростой путь русского Пьера, его душевных терзаний, поиски смысла в жизни, разочарования в людях и последующая смена мировоззрения.
Музыкально-световые решения постановки, соответствовали духу того времени. Они, то нагнетали, приближая к опасности и указывали на моменты прощания, то лирически уводили в воспоминания и возвращали душевное спокойствие. Очень много сильных и эмоциональных сцен. Вот несколько из них:
- сцена родов и смерти жены Андрея Болконского, где пение хора (в спектакль был приглашён хор им.А.В.Свешникова, он непосредственно был задействован в сценах) в православном стиле, прибавлял горю большей драматургии;
- дуэль Пьера с «любовником» его жены. Где часы, в буквальном смысле, отсчитывали последние минуты до дуэли. Бой часов, такой острый момент в сцене, приближающий нас к трагедии. Музыка плавно вела к месту, где уже стояли два дуэлянта. Выстрел, снег, гром и вот, падение обидчика. Пьер, как ребенок не понимающий, что произошло. Не передаваемая смута в душе Пьера о содеянном, всё это было сыграно актёром (Александр Колесников) реалистично и правдоподобно. Актёр Александр Колесников, на мой взгляд действительно имеет сходство с героем романа;
- сцена сражений, выстрелов и боев, была предложена зрителям не физическим воспроизведением, а звуковым сопровождением, дымовой завесой от пороха, запах которого разлетался по зрительскому залу. Всё это говорило о том, что идет *****, где кровь и человеческое горе сливались в одно.
- сцена перед Бородинской битвой с иконой Смоленской Божьей Матери, где было богослужение, как в православном храме. Это, кстати одна из немногих ярких по свету сцен. Я смотрела, затаив дыхание.
Нельзя не отметить костюмные шедевры, которые созданы для этого спектаклем Ирэной Белоусовой. Благодаря деталям (кружево, пуговицы, манжеты, погоны и пр.) я окунулась в ХIХ век. Особенно это чувствовалось на балу, где дамы были так изящны в лёгких струящихся платьях с веером в руках, а мужчины, так благородны в своих мундирах. Эстетика в каждом костюме, в каждом платье! К слову, для этого спектакля было создано 423 костюма, только представьте себе, какая это работа!!!
В спектакле почти нет декораций и это уже привычно для постановок в Модерне. Зато есть много пространства, которое заполняется персонажами и много реквизита, который дополняет смыслом жизнь героев. Тут мне запомнился огромный дымящий самовар на столе.
В спектакле, конечно не только скорбь, боль и смятения героев, но и юмор (момент сватовства Анатолья к Мари, сестры А.Болконского).
В момент сцены, где Наташа Ростова (Ольга Богомазова) разговаривает с Богом (она делилась своими переживаниями касательно Андрея и своего поведения), возникли мысли, что почти каждый человек разговаривает наедине с богом, и я не исключение.
Интересно выстроены сцены, когда одни персонажи, которые на прямую не играя, физически остаются на сцене и присутствуют. Это оставляет их, как-бы ещё в действии, которое было ранее, при этом вовлекая зрителя в новую сюжетную линию.
Время пролетало незаметно, наверное, из-за хорошей ритмики постановки и многочисленных групповых сцен. Второй антракт, полностью размыл границы между залом и фойе, зрители неожиданно для себя попадали на продолжение спектакля, в котором актеры вовлекали их в постановочный процесс вместе с хором. И это не давало «расслабиться», выключиться или потерять сюжетный настрой спектакля.
В спектакле я увидела истинную Россию, с её фольклором, православием, духовными исканиями, терзаниями, бытом людей, любовью, умением прощать и не исчезающей никогда Верой. И конечно, история Пьера была раскрыта полностью.
Очень красивый по фактуре и наполненности спектакль! Советую увидеть лично)
Спектакль «***** и мiр (Русский Пьер)».
Когда шла в театр, было очень интересно: кто же придет на спектакль, который длится 3 часа 50 минут? Решила, что соберутся нынче в театре ботанички, вроде меня. Которые любят классику и перечитывают ее при каждом удобном случае. Не угадала. Были и подростки с родителями, и семейные пары, и подружки, которые встретились после работы. Зал полный, аншлаг, несмотря на то, что спектакль идет уже третий год.
Еще до того как прозвучал третий звонок, мы оказались в атмосфере русского православного храма: идет служба, поет хор имени Свешникова. А на сцене мечется Пьер (Александр Колесников), которому чужда наша культура, неуютно и непонятно в храме. Он ищет себя в чем-то другом и оказывается в масонской ложе. Мягкий, безвольный, апатичный вначале и цельный, уверенный человек чести в конце. Между Пьером и Петром Кирилловичем много лет, событий и размышлений.
На сцене произведение Толстого показано вроде бы отдельными фрагментами, но при этом выглядит оно очень цельным. Как будто бы нам подсветили суть, самое главное, что хотел сказать автор.
Для меня это была история о нравственности, которую мы начали терять и обрели снова через кровь и *****.
Людям чести: Андрею, Марье и графу Болконским противопоставлены циничные Элен и Анатоль Курагины. Два полюса, две семьи, две части общества. Одни созидают, а другие разрушают все на своем пути. А между ними как будто бы мечутся Пьер и Наташа, вроде бы уже взрослые, но еще не нашедшие себя. Что же победит? Долг и традиции или вседозволенность? Чего в нашем обществе будет больше - чести или разврата? И когда чаша весов, казалось бы уже перевешивает, приходит *****. В сгоревшей Москве уже не устроишь бал и не совратишь чужую жену или невесту.
Сильный, мощный, эмоциональный спектакль. Его нужно смотреть всем: взрослым, подросткам, на него нужно дарить билеты друзьям.
Невероятный хор имени Свешникова создает атмосферу нашего исконного, русского духа. Кинематографичный свет, звук делают этот спектакль похожим на кадры из кино. Кстати, это единственный спектакль в Модерне, который недавно был снят как фильм и теперь у всех будет возможность его посмотреть. Но москвичам, конечно, лучше идти на него в театр. Потому что живое исполнение всегда воспринимается глубже. Спасибо Юрию Грымову, всей труппе театра, хору имени Свешникова за эту фундаментальную работу.
Три года назад я посмотрела в театре Модерн спектакль "***** и мир" и была восхищена, потрясена и очарована. С тех пор я неустанно всем, кто хотя бы немного интересуется театром, рекомендую обязательно посмотреть именно этот спектакль.
Совсем недавно я побывала еще и на съемках "***** и мира" театра Модерн и ощутила, что невероятно соскучилась по этому действу, по его героям, актерам, музыке и невероятному перфомансу во втором антракте.
Очень боялась идти во второй раз: неоднократно сталкивалась с тем, что существуют очень хорошие, но одноразовые спектакли, которые скучно смотреть повторно. И как же я была счастлива, что именно с "****** и миром" этого не случилось.
В абсолютном упоении я просидела в театре все три с половиной часа, полностью погрузившись в судьбы героев. И опять я восхищалась невероятной смелости, таланту, фантазии и мастерству постановщика спектакля Юрия Грымова.
Когда сталкиваешься с названием "***** и мир" в голову сразу приходят формулировки из учебника литературы: "эпическое полотно", "масштабное произведение", "судьба народа", "предназначение женщины", "омут жизни". Интересно, что все это в спектакле Юрия Грымова присутствует, но при этом как бы оживает, очистившись от литературоведческой шелухи.
Кажется абсолютно невозможным вместить весь роман Толстого в не такой уж и длинный спектакль. Даже фильм Бондарчук снял в четырех сериях, но все равно многое осталось за кадром. А у кино казалось бы гораздо больше возможностей: множество статистов, натурные съемки, батальные сцены с кавалерией и артиллерией. Конечно всего этого на сцене театра Модерн мы не видим, но в том и состоит волшебство театра, невероятный талант режиссера, филигранная работа осветителей и обаяние актеров, что сцены, на которые потрачены десятки страниц или много метров кинопленки, вмещаются в легкий поворот головы, мимолетный взгляд, проход по сцене и в пару фраз.
При этом Грымов использует в спектакле "***** и мир" абсолютно кинематографические приемы: наплывы, раскадровку, затемнения. И в результате, на абсолютно пустой сцене, возникает сцена бала, помещичья усадьба или поле Бородина. При помощи света меняются времена года, отношения людей и места событий.
И еще: как про роман Толстого говорят, что его главный герой народ, так про спектакль театра Модерн я могу сказать, что одним из его главных героев является Хор Свешникова. Все, что недосказано действием, актерами и светом, образно, объемно и невероятно глубоко дополняется певцами. Молебны и народные песни добавляют спектаклю яркие краски и глубокие эмоции.
А когда выходишь из зала во время второго антракта, то погружаешься в образ сгоревшей Москвы до дрожи и абсолютного восхищения, ощущая до самой глубины души свою причастность к истории России.
Если вы еще не видели спектакль "***** и мир" театра Модерн, горячо рекомендую ликвидировать это упущение и посмотреть глубокий, талантливый, динамичный и лиричный спектакль, поставленный Юрием Грымовым.
«...Для меня принципиально возвращение к духу русского человека в образе Пьера Безухова. Я не люблю слово "патриотизм", для меня это "я люблю родину". И я не боюсь таких громких слов.»
(с) Юрий Грымов*
В течение полугода я собиралась на спектакль Юрия Грымова "***** и мiр" с участием Государственного русского хора им. А. В. Свешникова в любимый Театр "МОДЕРН". И теперь, когда наконец посмотрела, жалею, что так долго откладывала этот день. Каким-то невероятным образом Грымову удалось вместить четыре тома тяжело усвояемого текста, который многие прочли целиком не с первого раза, в три часа спектакля, смотрящегося на одном дыхании. Уверена, что даже тем, кто не знаком по какой-то причине с этим произведением, все равно будет понятно все происходящее на сцене. И в наши непростые дни эта постановка не просто актуальна, она является зеркалом, в котором отражается наша действительность.
Если обратить внимание, слово "Мiр" в названии пишется через "i". Мало кто знает, раньше было два слова "Мир", они имели разное значение и писались по-разному, а после реформы эти слова стали писаться одинаково. "Миръ" - это отсутствие вражды, а "Мiръ" - это общество, вселенная. И роман Льва Николаевича Толстого назывался "***** и мiръ", и писал он именно об обществе в условиях ***** - взаимоотношениях, внутренних переживаниях, духовных поисках и метаморфозах. Во многих источниках название спектакля дополнено - "***** и Мiръ. Русский Пьер". Дело в том, что Юрий Грымов в качестве основной линии спектакля выбрал Пьера и его внутреннее перерождение в условиях происходящих вокруг событий как символ русского общества: от масонства к православию, от западного, наполеоновского, к русскому.
В меняющихся на сцене сюжетах очень отчетливо прослеживается эта перемена, словно на кинеографе сменяются картинка за картинкой. Действие начинается еще до начала спектакля, и когда зрители заходят в зал, на сцене проходит церковная служба. Приходят и уходят люди, молятся, крестятся, батюшка ходит с кадилом, в котором тлеет ладан. Все происходящее сопровождается церковным песнопением. Вообще весь спектакль, все три действия и даже оба антракта сопровождаются церковными и народными песнопениями хора Свешникова. Хористы не только поют за кулисами, - они выходят на сцену в костюмах, играют наравне с актерами, увеличивая масштаб постановки. Более того, в спектакле задействована не только сцена, - во втором антракте декорации располагаются по всему второму этажу Театра. На лестнице поет хор, и сидящие на верхних рядах зрители успевают выйти и послушать. Выходишь и видишь сгоревший дом, еще тлеющий по углам, с обуглившимися стенами, сгоревшими вещами, закоптившимися зеркалами, коврами в дырах. Но мне было странно, что на фоне этих интерьеров с радостными улыбками люди фотографируются. Это, конечно, не мое дело, но ***** - не лучший антураж для радостных воспоминаний.
Как и до начала спектакля, после антрактов действие на сцене начинается еще до второго звонка. После первого антракта на сцене иностранные артисты поют оперетту. После второго на сцене вольготно сидит Наполеон, рассуждающий о своем правлении. Ох как это отдается эхом на событиях сегодняшних дней! И именно второе действие было переходом от России, ориентирующейся на Запад, к России, поставившей ему заслон, России, поднявшей истину... Юрию Грымову очень наглядно удалось передать в своей постановке этот переход, показать разницу между русским обществом, когда у него в качестве ориентира были масонство и Западная культура, и обществом, переориентировавшемся на русскую Церковь, на свою Родину. Очень сильно впечатлили эпизоды с шествием сначала людей со скарбом из Москвы, а позже - с носилками, на которых лежат погибшие в бою... Казалось, это бесконечные процессии, которые никогда не закончатся, через сцену прошло несколько десятков людей! Я знаю, как удалось создать такой эффект - об этом рассказывают на экскурсии по Театру, но здесь не расскажу, лучше просто приходите и посмотрите. Я была поглощена происходящим, была внутри спектакля, его частью, плакала и переживала вместе с персонажами. Мне вместе с Кутузовым хотелось перекреститься и приложиться к Иконе Божей Матери, которую вынесли на сцену в третьем акте. Эти несколько часов были прожиты в другом времени и месте...
Реалистичность и объем спектакля поражают до глубины души. Этому способствует в том числе и невероятное количество шикарно исполненных исторических костюмов. Просто представьте, что вся труппа и весь хор задействованы в спектакле, да еще и выходят на сцену в разных образах по несколько раз. Мне кажется, это, по крайней мере, несколько сотен костюмов, выполненных качественно и с потрясающей точностью. Что касается света, как и в других спектаклях Юрия Грымова он создает нужные акценты, появляясь яркими пятнами на действующих лицах на фоне черного полотна пустой сцены. От этого картинки становятся живее, глубже и эмоциональнее. Что касается труппы театра, я, можно сказать, не узнала ее участников в этой постановке, такое перевоплощение не представлялось мне возможным. Стерлись все их прежние образы, их амплуа. Это были не персонажи романа, - перед зрителями стояли реальные люди, не играющие кого-то, а проживающие эти минуты, эти часы, описанные у Толстого.
Прошла неделя, а я по-прежнему обдумываю увиденное, ведь во мне очень сильно откликнулась главная тема, на которой сделал акцент режиссер. Но все же, я не смогла нырнуть на всю глубину постановки, уж очень глубоко, много символов и параллелей. Поэтому уже в мае я снова иду на спектакль, и если вы еще не видели этой потрясающей постановки, то обязательно нужно это исправить. Начните с буфета, там варят потрясающий кофе и продают очень вкусные сладости. А еще есть сувенирные пряники с афишами спектаклей. И не скупитесь на программку, она очень оригинальная, интересная и информативная! В конце концов, не каждый день и даже не каждый месяц попадаешь на такие грандиозные спектакли!
Чем хороши произведения Льва Николаевича Толстого для театральных постановок? Думаю, в первую очередь тем, что события романов можно рассказать от имени любого из них. Юрий Грымов выбрал Пьера Безухова.
Признаюсь, я мечтала попасть на этот спектакль сразу после первых отзывов с премьеры, и вот на этой неделе, мое желание осуществилось.
Когда зрители заходят в зал, на сцене и на балконе идет церковная служба. Простой народ молится и причащается. А следующей картиной становится принятие Пьера (Александр Колесников) в масоны, ложу для избранных, посвященных и богатых людей.
Порядок повествования немного нарушен, но от этого общий смысл не теряется. Будет и бал, где познакомятся Андрей (Александр Толмачев) с Наташей (Ольга Богомазова), и дуэль Пьера и Долохова, где после ранения второго падающий снег становится красным.
Интересным решением стало сделать сватовство Анатоля Курагина к Марье юмористическим. Старый граф Болконский (Алексей Багдасаров) не мрачный и неприятный тип, а милый старичок, подшучивающий над сильными мира сего, которые едут у нему на поклон в деревню по нечищеным дорогам.
Немного затянутым получается бегство горожан из Москвы после Бородинского сражения, а потом и французов, но за счет оригинальной игры света, смотрятся они очень интересно. Да и в целом хотеть динамики от Толстого – это не совсем правильно.
Во втором антракте действие выходит из зрительного зала, и горящая Москва встречает нас на лестнице и холле.
Юрий Грымов прекрасно рассказывает историю Пьера, который, как и многие из высшего общества в начале XIX века, из человека, восхищающегося Наполеоном, его реформами и талантом полководца, становится настоящим патриотом и даже хочет ***** своего кумира, и в этом стремлении еще больше проникается духом простого народа.
Больше всего в спектакле восхищает его объем, количество задействованных актеров, при том, что показаны далеко не все персонажи романа.
На сцене могут происходить сразу несколько эпизодов, за одним столом сидят люди, находящиеся в разных местах, но за счет выделения светом, сразу понятно, кто из них ведет диалог.
Очень удачный актерский состав, воздушная Наташа, серьезный и обаятельный Андрей, молодой и неуклюжий Пьер, невероятно красивый Анатоль и очень коварная Элен.
Костюмы тоже подобраны не менее тщательно, они полностью соответствуют эпохе, художник Ирэна Белоусова создала их более четырехсот.
Спектакль нам очень понравился, хотя дочь сначала не хотела на него идти из-за продолжительности, но в результате ни разу не пожалела. Советую и вам также прекрасно провести вечер.
«***** и мир» - постановка невероятно масштабная, она готовилась три года, в ней задействованы 70 актеров, для которых подготовлено более 400 костюмов, а также большую роль играет хор им.Свешникова. Примечательно, что действие начинается еще до начала спектакля: например, перед первым актом на сцене проходит настоящая церковная служба, перед вторым – исполняется сценка из оперы, а перед третьим – можно послушать монолог самого Наполеона. Кроме того, во втором антракте зрителей ждет сюрприз в фойе – такого поворота я никак не ожидала!
Режиссура Юрия Грымова уже привычна и мною любима – я пересмотрела в «МОДЕРНе» большое количество спектаклей. Темное пространство сцены и вспышки света, выхватывающие из мрака то пару героев, то группу, то целое собрание, как в сцене бала или военных сценах. Спектакль идет 3,5 часа, и за это время мы прослеживаем развитие одной из основных мыслей романа (которая, хотим мы того или нет, сейчас особенно актуальна): превращение бонапартиста и франкмасона Пьера Безухова в истинно русского барина Петра Кирилловича (фантастическая актерская работа Александра Колесникова!). На протяжении всего спектакля главный герой осознает, насколько тлетворно влияние Европы с фальшивыми ценностями масонов, развратом Элен и Анатоля Курагиных, и ненавистью Бонапарта к России, в сравнении с истинной честью князя Андрея Болконского (Александр Толмачев), наивной чистотой Наташи Ростовой или прямодушием русского солдата Платона Каратаева (Петр Ступин).
Наташа Ростова в исполнении Ольги Богомазовой – еще одна героиня, которая разительно меняется за прошедшие несколько лет. Из веселой девочки на первом балу, после предательства Анатоля, смерти князя Андрея и всех тягот ***** – она превращается в сдержанную, повзрослевшую молодую женщину, и верится, что она действительно станет достойной спутницей жизни для Петра. Очень понравилось решение с костюмом Наташи: сначала она – юная девушка в белом платье, к моменту несостоявшейся измены с Анатолем – поверх надевается темное бархатное «второе платье». А в конце на ней уже третий слой – оранжевое платье с большими рукавами. Как душа, которая обрастает все новыми слоями.
Примечательно, что, несмотря на заявленный акцент только на истории Пьера – создателям удалось раскрыть все основные линии романа: конечно, на сцене далеко не всегда только господин Безухов 😊 Очень полно рассказаны и трагическая история несложившейся любви Наташи и князя Андрея, и измены Элен с Долоховым, и добровольное самопожертвование доброй княжны Марьи Болконской (Марина Дианова) из любви к деспотичному отцу, и многое-много другое. Очень тронули моменты смерти «маленькой княгини» Лизы, первой жены князя Андрея, в родах и встреча на больничных койках раненых Андрея и Анатоля с пожиманием рук. А сцены с бесконечной вереницей обездоленных, лишенных крова людей, с общей молитвой и благословением Кутузова и особенно – завершение 2 действия, когда множество мужчин стоят рядами, и с каждым звуком пушечного выстрела падает то один, то другой – вселяют настоящий страх.
Создатели называют свою «***** и мир» - спектаклем-мистерией, сплетенными между собой в общую канву эпичными картинами, из которых и состоит полотно человеческой жизни: в нем есть место и любви, и разочарованию, и смерти, и горю – но надежда на светлое будущее всегда жива в каждом из нас.
С радостью заношу эту версию «***** и мира» в список лучших спектаклей, которые я видела в театре «МОДЕРН», и очень рекомендую всем его посетить.
***** и МИР: ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЬЕРА
⠀
⠀
А «***** и Мир», на которой была в на прошлой неделе — в театре Модерн тоже нестандартная…
⠀
Она про то, как безупречно образованный, блестящий аристократ, с прозападными взглядами (спектакль начинается со сцены посвящения Безухова (Александр Колесников) в масоны, когда он: полуобнаженный, грузный, рыхлый, босой, приносит клятву членам и магистру Ордена (Юрий Анпилогов) и зрелище это не самое приглядное : русский человек на службе западных ценностей) за время *****, пройдя ее ужасы, страдания, и муки, увидев множество смертей — становится русским, по-настоящему русским человеком!
⠀
Мы видим ту часть истории, которую намрешил представить Грымов, крупными мазками по полотну — история Ростовых и их дочери Наташи, начиная со всем известной сцены бала, сватовство Андрея Болконского (Андрей Толмачев) жена которого умерла в родах. Параллельно — сватовство повесы-князя Анатоля Курагина (Шамиль Мухамедов) к некрасивой, но фантастически богатой княжне Мари Болконской, и все это на фоне надвигающейся русско-французской *****, которая вскоре поглотит Россию, а ****** Наполеона займут Москву.
⠀
Как всегда у Грымова — это невероятно масштабно: 423 специально сшитых для спектакля исторических костюма, сцены взятия Москвы и сама она, горящая, даже в перенесённых в фойе декорациях в антракте, больше 70 актеров одномоментно на сцене, и живой хор Свешникова, отвечающий за все музыкальное сопровождение!Весь спектакль длится почти 4 часа с 2 антрактами, в которых вы тоже ощущаете себя атмосфере романа Толстого.
⠀
И в атмосфере бала, и в атмосфере ***** — когда бесконечные носилки с ранеными, молебны за их здравие, похоронные процессии вереницами идут и идут мимо по сцене, и растворяются вдали — все это передано виртуозно. И постепенно боль становится светлой печалью…
⠀
Это спектакль о том, что в жизни каждого человека наступает время, когда он спрашивает себя: «Кто я есмь?»
⠀
Собственными глазами наблюдая и полностью погружаясь в атмосферу и события «***** и Мира», проживая практически иммерсивный спектакль, мы видим как Пьер становится Петром Кирилловичем — русским Петром!
⠀
Смотреть однозначно стоит, особенно сегодня: актуально как никогда!
⠀
⠀
Спектакль "***** и мир", режиссёр Юрий Грымов.
Что вам первым приходит на ум, когда вы слышите "***** и мир"?
Первый бал Наташи Ростовой? Красавец князь Андрей, в которого невозможно не влюбиться? А может, толстенные фолианты, которые просто нереально было осилить подростковым умом? :)
Возможно я странная, но мне на ум всегда сразу приходят *****, Пьер Безухов и лермонтовские строки
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Именно описание ***** и полей сражений глубоко поразили меня во время чтения романа. А Пьер... он был самым непонятным, нелогичным, странным человеком, к которому я испытывала целую смесь эмоций, и любопытство, и жалость, и сопереживание. Только не смейтесь, но проходя по Воздвиженке я до сих пор представляю себе, что в одном из этих домов жил Пьер...) Но я что-то отвлеклась... Так вот. У постановки этого эпохального детища Льва Толстого в версии Юрия Грымова, в названии есть приписка
«***** и мир. Русский Пьер»
И это лучший Пьер Безухов! АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИКОВ 100% попал в образ МОЕГО Пьера.
А ведь я думала, что лучше, чем Денис Самойлов в спектакле Римаса Туминаса, уже не будет. Тогда мне, глядя на Пьера, в какой-то момент нестерпимо захотелось выбежать на сцену, обнять и плакать.
Но здесь у Юрия Грымова ! Просто нет слов! В каждой сцене, где появлялся Пьер, он был... Он БЫЛ! Был везде! Мне даже кажется, что в каждой сцене. Наконец-то, наконец-то я получила столько Пьера, сколько мне было нужно и такого Пьера, которого мне хотелось! Браво! СПАСИБО!
Но не подумайте, что этот спектакль зациклен на Пьере. Нет. Сквозь образ Пьера очень мощно вдруг высвечивает всё остальное. Все главные события романа уместились в этих очень коротких и одновременно бесконечно долгих 3,5 часах.
Первый бал? О, да! Настоящий бал! Шелка, кружева и блеск драгоценностей! Грымов, как всегда, очень ревностно относится к деталям. Так что даже фужеры здесь полны. А руки у лакеев, держащих подносы, подозреваю, затекают вполне реально...)
А ещё здесь есть *****. ***** как боль, как катастрофа, как подвиг и как неизбежность. ***** КАК ДАННОСТЬ. ***** как жизнь.
Не передать словами ощущение от редеющего на твоих глазах солдатского строя, от женщин с фонарями в руках, бредущих по ночному полю битвы: "Есть, кто живой?" Тут лишь бы всхлипы внутри удержать...
И этот казалось бы простой приём с выстраиванием диагонали, бросившийся в глаза ещё во время сцены бала, именно в раскрытии образа ***** лично на меня произвёл совершенно ошеломляющий эффект!
Бесконечный поток ********, спасающихся от *****, сменяют стройные ряды солдат, отправляющихся к полю битвы. А потом вереница носилок с ранеными и телами ******. И от этого бесконечного людского потока с каждой секундой всё страшнее, всё тяжелее дышать, потому что на тебя шаг за шагом накатывает одно большое и неизбежное - *****.
И только когда в обратном направлении потечёт поток замёрзших и смертельно усталых солдат до вражеских мундирах, получится выдохнуть.
Кстати, о мундирах. Костюмы в этом спектакле - просто восторг!
Знаете, я готова в мельчайших подробностях описать вам здесь и сейчас весь спектакль, настолько мне понравилась каждая деталь, каждая сцена, каждый из героев! Даже Анатоль Курагин (ШАМИЛЬ МУХАМЕДОВ) такой, что сразу понятно, почему Наташа (ОЛЬГА БОГОМАЗОВА) "пропала"
Но надо ли? Лучше сходите сами! Потому что никакими словами не передать, например, пение хора им. Свешникова, а ведь коллектив исполняет песни на протяжении всего спектакля.
Сценка, которую они исполнили в начале второго действия, просто шедевр!
А когда уже в конце второго действия они, продолжая петь, вдруг пошли со сцены в зал, меня вообще накрыло! Это было очень мощно, очень.
Так что идите! И возьмите своих школьников, эта та версия романа, которая многое для них расставит по местам.
" - Громче пойте, громче!"
Хор во всю мощь запевает плясовую, но даже целый хор не в состоянии заглушить крики бедной Лизы Болконской. Где-то там, за сценой, она мучительно умирает в родах. Мы не видим ее мучений, но почти физически их ощущаем, наблюдая за толкотней бестолково снующих по сцене слуг, паническими метаниями княжны Марьи, порывистыми движениями князя Андрея, который еще не осознает, что уже практически вдовец. Но вот все стихает. По сцене проходит, словно призрак, женщина в подвенечном платье со свечой, а за ней через всю сцену все тянется и тянется бесконечная фата, и тогда становится понятно, что не платье невесты это вовсе, а саван.
Спектакль Юрия Грымова "***** и мир" наполнен образами, как подсолнух семечками, да уж простит мне маэстро такое ботаническое сравнение. Нас со школьных лет приучили искать в бессмертном произведении Толстого скрытые смыслы, в каждой фразе писателя распознавать глубинные философские размышления о главном, вечном, глобальном. Все это, конечно, в наличии, никто не спорит, но на сцене Театра "Модерн" знакомое с юности программное чтиво обретает вид простой человеческой истории о жизни, любви, ошибках, подлости и предательстве, поисках себя и т.д. Момент, правда, у героев для этого выбран не самый удачный - вся их привычная жизнь и устои рушатся, а тихое мирное существование с треском сгорает в военном пламени.
Спектакль выстроен таким замечательным образом, что зрителей все время бросает из одной крайности в другую. Начинается действие в церкви, и запах ладана явно чувствуется, и потрескивание свечей слышится, и певчие выводят старательно, и если прикрыть глаза на секунду, кажется, что ты в храме на службе и не актеры это вовсе, а обычные прихожане вокруг. Мелькает среди них тоненький силуэт Наташи Ростовой, и вдруг все меняется прямо на глазах, и вот уже Пьер, смущенный, нелепый, полуголый, дрожащий, дает обет братству вольных каменщиков. И дальше все меняется, как в калейдоскопе: раз - Наташе чудесной летней ночью хочется взлететь, два - смерть Лизы, три - знакомство Наташи и Андрея на балу, четыре - дуэль Пьера, и дальше, дальше...Калейдоскоп крутится, уровень драматизма неминуемо нарастает, события следуют одно за другим. Но я смею надеяться, что нет среди нас неучей, которые не читали Толстого, ну или хотя бы не восхищались Вячеславом Тихоновым и Людмилой Савельевой в оскароносной эпопее Бондарчука. Что толку всем знакомое содержание пересказывать, только отрывать занятых людей от дела. Я вот все не устаю говорить, как мне нравится, что в театре "Модерн" за любым, даже самым известным сюжетом стоит еще и поиск нестандартных средств выражения, интересных визуальных, музыкальных, костюмных, шумовых эффектов, посредством которых можно по-новому раскрасить до боли знакомую историю. На меня это всегда очень действует, и судя по бурным апплодисментам в финале, не на меня одну.
Ну прежде всего о хоре
А точнее о ХОРЕ ( на самом деле знаменитом Государственном академическом русском хоре имени А.В. Свешникова) Я только так, с большой буквы могу представить этот единый певческий организм, который начинает музыкально сопровождать зрителя еще до начала действия, ведет по всему спектаклю и церковным хоралом и народной песней и полуплачем-полумолитвой по погибшим и ну очень неожиданным перевоплощением в персонажей оперы Россини, порадовав нас кусочком из "Севильского цирюльника".
Замечательный, кстати, способ отвлечь зрителя на несколько минут от серьезности повествования, при этом словно позволив взглянуть на происходящее глазами героев Толстого, оказавшихся в опере в тот критический момент, когда на пути Наташи возник подлый соблазнитель Анатоль Курагин (кстати, Шамиль Мухамедов мне показался очень естественным в роли этого представителя беспринципной "золотой молодежи", и ногу теряет он очень реалистично)
Не знаю уж каким чудесным образом в светлую голову Грымова пришла идея задействовать хор, но она просто бесподобна!
А вот еще одна великолепная задумка. Я уже привыкла к обманчивой "скупой сценографии" в театре "Модерн". Но порой обычный самовар да чашка чая прекрасно заменяют самые помпезные декорации. И с таким удовольствием гости на балу попивают "шампанское", что сомнения закрадываются, точно ли там вода? А взять хотя бы ковер, который раскатывают в доме Болконских к приезду князя Курагина с сыном. Ковер ковром, а половица то под ним скрипит, и эта маленькая деталь лучше всяких слов показывает отношение старого князя к нежеланному сватовству. И таких примеров за весь спектакль набирается множество. Но поистине эффект "вау!" производит второй антракт. Ничего не подозревающие зрители выходят в фойе и что же они видят? Догорает Москва "спаленная пожаром". Обуглившиеся доски, прожженые ковры и обои, обгоревшая мебель, разбросанные бумаги и прокопченый потолок! За такое зрелище готова режиссеру кричать отдельное браво! Удивил, так уж удивил.
Можно еще сказать немного про актерские работы, но прежде о том, какое тут невероятное коллективное творчество случилось. Практически вся труппа задействована в массовых сценах: чудеснейшим образом перевоплощается то в крестьян, то в дворян, то в ******** из сгоревшей Москвы, то в героически сражающихся русских, то в бредущих среди метели французов. Присутствует и Кутузов. Наполеон, конечно, тоже в наличии. Наташа Ростова (Ольга Богомазова), как и положено, восторженна и по-детски непосредственна, но видя ее светящиеся глаза, хочется верить и в ее искренние влюбленности и в ее неподдельное горе. Небольшая, но яркая роль княжны Марьи у Марины Диановой, особенно удачен момент сватовства. В нелепом наряде своей прабабки она выглядит и комично и трогательно, а ее преданность отцу и брату вызывает искреннее восхищение. Князь Андрей (Александр Толмачев) немного прекрасный принц, но сцена смерти явно удалась. Очень уж хорош Платон Каратаев (Петр Ступин), свой хрестоматийный монолог он не просто произносит, слова из него словно сами льются, обволакивая добротой и любовью, как теплой шалью.
Ну и Пьер конечно же (Александр Колесников). Про Пьера есть одна фраза Грымова, которая, пожалуй и определяет основной посыл спектакля: "Мы рассказываем историю Пьера, ставшего Петром Кирилловичем". Внутри этого нелепого, неловкого, стеснительного человека чуткая, чистая душа и стальной характер, а ***** и страдания обостряют в нем все лучшие человеческие качества. Он при всех своих метаниях, исканниях, ошибках и безумных порывах и есть самый настоящий русский герой. Наверное Толстой сильно любил своего Пьера, если сделал его таким невозможно обаятельным. Мы тоже любим Пьера "толстовского", ну а теперь еще и "грымовского" полюбили.
Первый раз я видела "***** и мир" месяцев восемь назад. Ходила тогда в театр одна, и спектакль произвел на меня очень, очень сильное впечатление, и "сердце успокоилось" на том, что нужно будет обязательно посмотреть это великолепие еще раз. И вот все случилось!
Сразу хочу сказать (для тех, кто не любит "многобукаф") - спектакль превосходный и смотреть его можно и нужно всем от подростков до старшего поколения. Это буквально ожившие сцены из книги, это невероятные характеры, это завораживающей красоты костюмы и ...хор Свешникова! В общем, если коротко, то - всех настоятельно призываю идти и смотреть!
Теперь подробнее.
Конечно, кажется, что уместить пусть даже и почти в четырехчасовом спектакле все четыре тома нереально, - и тем более удивительно, что Грымову ( а здесь он и режиссер, и художник-постановщик) это практически удалось. Пожалуй, только первый том несколько "не поместился", а дальше все основные линии и события вполне себе присутствуют. А главное, потрясающе передана атмосфера, и во многом это заслуга хора им. Свешникова, который на протяжении всего спектакля (и в антракте!) исполняет разное... в том числе и православные духовные песнопения. А в начале спектакля-мистерии проходит настоящая церковная служба по всем канонам (!), поэтому, кстати, настоятельно советую проходить в зал с первым звонком, опаздывать сюда было бы особенно обидно.
Нельзя не сказать о костюмах (Ирэна Белоусова). Вот сценография в этом спектакле более чем лаконичная, в том смысле, что декорации почти вовсе отсутствуют. Столик, стулья - буквально по пальцам пересчитать можно предметы на сцене. Ничто не отвлекает внимание зрителей от героев спектакля. Так вот, костюмы - шикарные! И интересно, что при темном пространстве сцены костюмы (практически все - кроме военной формы, пожалуй), решены в белом цвете (или максимально светлых тонах), что слегка создает иллюзию черно-белого кино.
А все же присутствующие яркие краски в костюмах очень усиливают акценты.
Совершенно меня восхищает выбор актеров - это настолько идеальное попадание в каждом случае, что кажется чем-то немного сказочным, невозможным. Вот Пьер Безухов - Александр Колесников. Это же и-де-аль-ный Пьер! Именно такой, каким я его представляла, когда в школе еще читала "***** и мир". И я не только про внешнее сходство! Он такой настоящий, сомневающийся, честный, растерянный, решительный... прелесть, что такое!
Наташа Ростова - Ольга Богомазова. Действительно юная, тонкая-звонкая девочка, мечтающая о любви, ждущая, ищущая ее - но такой еще ребенок! Как меня Наташа раздражала в книге и какая она чудесная здесь! И главное, она на наших глазах меняется, взрослеет...
Андрей Болконский - Александр Толмачев. Тут, опять же, попадание и внешнее, и внутреннее - Андрей Болконский чудесный.
Потрясающая пара - Анатоль Курагин (Шамиль Мухамедов) и князь Василий (Константин Конушкин). Анатоль, конечно, неотразим. Очень понятно. почему девушки на него так ведутся :)
Собственно, отметить хочется всех, но это было бы слишком длинно и однообразно, ибо, действительно, все чудо как хороши.
Отдельно хочу слегка удивиться - то ли я что-то не так запомнила в прошлый раз, то ли не так увидела в этот - Магистр Масонов у нас теперь един в двух лицах? (а я-то думала, что указанные в программке два Магистра - это два состава...) В первой сцене я определенно видела Алексея Баранова, а вот дальше уже Магистром был Юрий Анпилогов. Правда в своих появлениях его Магистр был настолько разным... Видимо, масонство - ну очень тайное общество, секретность на высоте :)
Как вы поняли, я снова осталась под огромным впечатлением. Как и дочка. Ее слова: "Весь спектакль казалось, что со сцены так и льется святость!" - думаю, это во многом из-за хора, конечно :) Так у моей деточки состоялось знакомство с произведением Толстого ("***** и мир" в свои в неполные 14, конечно, она не читала еще). На удивление (мое) все ей было более-менее понятно. Понравились Пьер, Наташа и Андрей (ожидаемо :) ). Поразил сюрприз во втором антракте (там на самом деле такое "вау"!). Мой вывод - подростков на "***** и Мир" вести стоит - если, конечно, они в принципе способны высидеть, наблюдая за спектаклем, почти 4 часа. На программке стоит 12+, но надо, конечно, оценивать своего ребенка - пора ему на взрослую постановку или еще годик подождать.
Действие начинается еще до третьего звонка и не отпускает от себя зрителя на протяжении 3,5 часов, лишь перемещаясь в антракте в фойе.
Чувствуешь себя не просто зрителем, но и, буквально, участником событий, от которых нас отделяют более двух столетий...
Специально для спектакля создано 423 костюма (художник по костюмам – Ирэна Белоусова)!
За время действия на сцену выходит 70 человек!
Одним из главных участников спектакля является Хор имени Свешникова, который на протяжении всего действия исполняет проникновенные русские песни, православные духовные песнопения, композиции западноевропейской музыки. Голоса хористов и масштабные массовые сцены, в которых они, наряду с актерами театра, участвуют, создают особый накал спектакля. Непередаваемый восторг!
Очень точно выбран режиссером формат переноса 4-х томной эпопеи на сцену.
Зрителю представлены лишь отдельные эпизоды романа, его ключевые моменты, сценическое решение каждого из которых продумано режиссером вплоть до мелочей – выбор актеров, музыка, а, главное, световое оформление (гениальная работа художника по свету Антона Исаева).
В одном из отзывов прочитала – «перед нами набор точных и лаконичных иллюстраций к роману, созданных талантливым художником». Пожалуй, лучше и не скажешь!!!
Во главу повествования автором инсценировки Александром Шишовым и режиссером Юрием Грымовым поставлен Пьер Безухов, вместе с которым зрителю предстоит пройти путь от ветреного молодого человека, увлекающегося масонством и боготворящего Наполеона, до вполне уже зрелого Петра Кирилловича, истинного патриота России. Прекрасная актерская работа Александра Колесникова!
Неуклюжий, нескладный, порою даже нелепый, вместе с тем, неимоверно добрый, честный и трогательный – он словно сошел со страниц толстовской эпопеи. Именно таким мы и представляем себе этого персонажа.
Аж в трех ипостасях предстанет здесь один из могикан театра – Алексей Багдасаров и в каждой он будет предельно точен и убедителен (православный священник, князь Болконский-отец и Кутузов).
Совсем небольшая роль умелого манипулятора, Магистра Масонов досталась Юрию Анпилогову, но он своим присутствием на сцене явно украсил эту постановку.
Порывистой, искренней и такой непосредственной была героиня Ольги Богомазовой – Наташа Ростова. Сущий ребенок! На нее и рассердиться за увлечение Анатолием Курагиным (Шамиль Мухамедов) просто невозможно. А как она страдала от боли, которую причинила своим поступком Андрею Болконскому (Александр Толмачев).
Красивейшая визуально-пластическая сцена первого бала Наташи. Дамы в роскошных бальных платьях, красавцы - офицеры. Глаз не оторвать!
Запоминающаяся, немного жутковатая, сцена ритуалов масонов - маски, мантии, свечи…
Весьма своеобразно решенная Грымовым сцена сватовства Анатоля к княжне Марье – чуть ли не единственная в постановке, где можно немного расслабиться и поулыбаться. И все благодаря исполнительнице роли Марьи – Марине Диановой! Настоящая клоунесса!!!
Лаконизм страшной сцены начала *****, когда каждый залп уносил чью-то жизнь…
Всех потрясающих режиссерских находок просто не перечислишь.
Уверена, что равнодушным это масштабное, мощное по силе своего воздействия, зрелище не оставит никого.
Театр модерн спектакль "Война и мир. Русский Пьер". Самый масштабный спектакль более 3 лет подготовки, 423 костюма, задействовано 70 актёров, участие Хора имени Свешникова который исполнит православные песнопения, а также произведения русского фольклора.
"Война и мир" Л.Н. Толстого не нуждается в представлении, поэтому о чем спектакль, я думаю понятно всем. Скажу одно, не знаю как, но в 3 часа 20 мин. (а с 2-мя антрактами в 4 часа) Грымову удалось уместить и, что самое главное раскрыть основные сюжетные линии романа и передать атмосферу 19 века, показать не только жизнь высшего общества, но и простых крестьян. Полностью раскрыта тема любви, отверженности, подлости, героизма, бескорыстия, семейного уклада, отцовства, не исчезли и философские разговоры, и масонское движение, охвачены вопросы религиозной тематики, народного единства, очень точно и ярко показаны исторические факты...
Что сказать Грымов Гений! Он объял необъятное, вместил в 4 часа самое нужное и очень бережно отбросил в сторону праздное... Сохранив масштаб, глубину и самое главное показал русскую душу!
Если вы любите когда режиссёр бережно относится к тексту, автору, а также классическое прочтение, но не нафталиновое)))), безупречную игру актеров, масштабность сцен и беспрерывное красивое действие!!! (с первого звонка и до оглушительных оваций, антракта как такового нет, во время антракта действие продолжается, такого я не видела ещё нигде) то вам непременно нужно увидеть этот спектакль!
В школе я была одной из немногих в классе, которая осилила роман Толстого "Война и Мир" от корки до корки. И представить такую книгу на театральной сцене мне очень тяжело. Так что даже подумать о таком спектакле, на мой взгляд, это уже большая смелость.
В свое время на вопрос о чем Роман Льва Николаевича обычно отвечали: "Про мир, войну и любовь". Именно такими я увидела три отделения спектакля:
- первое - это мирная беззаботная жизнь, где мужчины мечтают о лёгких интрижках, впрочем и светские львицы не против любовных отношений, а у кого-то первый бал и огромное желание любви.
- второе - внезапно такая яркая жизнь оборачивается страшной войной, где стреляют и льется кровь, где мужчинам уже не до любви и раздоров, где страдает каждый, не взирая на сословие.
- третье - это война, где отнимают ноги, умирают раненные, страдают пленные и тогда остаётся только молиться Богу.
Первым делом хочу восхититься главным героем Пьером Безуховым (Александр Колесников). Именно таким я представляла себе этого героя: неловким, неуклюжим и очень ранимым. Браво!
Андрей Болконский (Александр Толмачев) напротив статный и подтянутый красавец с печальными глазами. Всегда приятно когда твое видиние героев совпадает с замыслом режиссера.
Было интересно: а вот как в таком спектакле будет с декорациями? Оказалось все просто: декораций нет, их самый минимум: стол, стулья да ковер. Все внимание на актеров, а ведь в спектакле участвует вся труппа театра. И тут не за что спрятаться: только эмоции и мастерство актеров, которые держат зрителей почти 4 часа.
В спектакле участвует Академический русский хор имени А В. Свешникова. Это значит, что спектакль наполнен хоровым пением. От таких голосов замирает сердце и стараешься дышать через раз. На мой взгляд, именно это пение создаёт "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.."
Интересным было и то, что зрители проходили в зал, когда действо уже началось. Все как-то сразу затихали и аккуратно пробирались на свои места. В один из антрактов в фойе зрители увидели инсталляцию горящей Москвы.
На самом деле это очень круто, чувствуешь себя не просто зрителем, а в некотором смысле участником спектакля...
Как всегда, великолепные костюмы художника по костюмам Ирэны Белоусовой. Даже трудно представить сколько труда и времени вложено в каждую деталь каждого костюма. Масоны, русские солдаты, французские солдаты, дамы и кавалеры на балу - это далеко не полный перечень героев этого спектакля.
А ведь в этом спектакле стояла очень сложная задача: костюмы должны строго соответствовать исторической эпохе. Каждый актер должен быть одет (а мы помним, что вся труппа театра играет в этом спектакле).
Есть несколько сцен, которые мне запали в душу. Одна из таких - это сцена первого бала Наташи Ростовой. Дамы в великолепных белых нарядах, учтивые кавалеры, восторженная и лёгкая Наташа. Настоящий шедевр театрального искусства!
Вторая сцена - это начало войны. Это было так гениально! Было очень страшно, когда каждый залп уносил чью-то жизнь.
Есть знаковые спектакли, которые непременно стоит посетить, чтоб потом рассказывать: "Смотрел я этот спектакль...."Война и Мир" - как раз из таких спектаклей. Не всякий режиссер решится на масштабную постановку, тем более по такому произведению. Толстой - великий русский писатель и один из столпов русской литературы.
Искренне рекомендую этот спектакль к просмотру. Глупо ожидать 4 тома романа - эпопеи на сцене. Тут главный герой - Пьер Безухов и именно его становление мы видим в спектакле. Великолепные костюмы, свет, музыка, хоровое пение, гениальная режиссерская работа Юрия Грымова . Каждая сцена - это масштабное действо, полное знаков и намеков, которые каждый зритель трактует по-своему.
Рекомендую от всего сердца! 10 из 10! Почти 4 часа пролетят незаметно. Это спектакль, который непременно нужно увидеть своими глазами, ибо трудно словами передать восхищение постановкой.
ВОЙНА И МИР В ТЕАТРЕ МОДЕРН .
Самая долгожданная премьера театра Модерн- «Война и мир», спектакль, к которому режиссёр Юрий Грымов шёл долгих четыре года .
Это был сложный путь .
Как рассказать в одном спектакле о мире, любви и войне?
Возможно ли показать батальные сцены , а если нет -то как донести до зрителя войну?
Как , сокращая, не упустить главного ? И как не побояться взять в основу культовое произведение ?
Вопросов больше , чем ответов .
Я , честно говоря, не представляла что можно перенести этот роман на сцену .
Но Юрий Грымов не просто справился с этой задачей , а создал спектакль , в котором соединились мир и война, любовь и предательство , светская жизнь и будни простых людей, духовный поиск и русские традиции .
В спектакле задействована вся труппа театра , а также приглашённые актёры и артисты Государственного академического русского Хора им. Свешникова ( под руководством Е. Волкова).
Живое акапельное исполнение во многом создало неповторимую атмосферу .
Православные духовные песнопения в исполнении хора Свешникова - прекрасны . Это не только музыкальное оформление - это сама душа спектакля .
Необычным было и то, что хор не просто пел на сцене,- артисты являлись и актерами . Они и крепостной театр, и отступающие французы , и жители Москвы, покидающие свой город со скорбью в сердце .
Аплодисменты музыкальному оформлению спектакля , которое органично объединило в себе и традиционные мелодии , и сделало их в то же время , актуальными сегодня и доступными нашему пониманию .
Ещё одна важная составляющая, без которой спектакль не состоялся бы- это свет . Это уже не просто театральный свет - это «светопись», это создание времени, пространства и декораций именно игрой светотени .
Совершенно невероятные по впечатлению сцены исхода жителей из оставляемой Москвы и последующего отступления французов из сгоревшей русской столицы . Эти косые лучи , которые то выхватывают движущиеся фигуры из мрака , то оставляют их брести в темноте и скорби - решение, достойное аплодисментов .
Также совершенно потрясающий эффект - отблески огня камина на сидящем в кресле , Болонском ; и отражённое зарево пылающей Москвы .
Декораций в спектакле нет ,
Но достоверность показанного мира - удивительная .
Реальность соткана из маленьких островков , невероятно подлинных в каждой детали .
То , как сменяют друг друга сцены , завораживает не меньше действия . В чёрной безбрежности появляется луч , герои , несколько предметов ,- и вот мы уже видим совершенно реальный момент из жизни , где настоящие не только чувства и эмоции, где посуда бьется, курица аппетитно пахнет , а вода-проливается на пол .
Именно гениальное балансирование режиссера между условностью театрального мира и подлинностью деталей ( таких, как вытирающие пол бабы, скрипящая половица или лакеи , подсматривающие за господами) - для меня главное впечатление от спектакля .
Мне кажется - это не просто привнесение на сцену кинематографического принципа . Это целая философия о том , как мы стремимся создать и удержать этот мир , и как он на самом деле трогательно обречён и хрупок .
В интервью Юрий Грымов сказал : «мир и война - они слишком близко . Они сменяют друг друга как щелчок пальцев . И ты ещё ничего не понял , а уже все по- другому»
И , хоть я, как девочка, в романе всегда с большим интересом читала Мир , с интригами, влюбленностями и балами , но Война - это то, что заставляет всех героев переоценить и переосмыслить происходящее с ними самими и со страной .
Война показана у Грымова удивительно и страшно .
Нет ожидаемых батальных сцен, легионов русских и французских солдат , залпов орудий и криков Ура .
Но есть война , с ее равнодушным безучастным лицом . Та, для которой безразлично кто прав , кто виноват - она уничтожит и тех, и других без разбора .
Гениальная сцена исхода .
И невероятная по щемящему чувству в груди Сцена , где солдаты Погибают один за другим , и вот уже среди них бродят лишь мародеры .
То что в этой сцене не виден противник, для меня лишь подчеркнуло бессмысленную неотвратимость гибели на войне .
Я не могу пересказать все гениальные сцены и режиссерские находки : это и бал, где все эмоции и чувства, вся атмосфера так ясны и так по-человечески понятны. Это и смерть в родах жены Болконского , когда все действие разворачивается за сценой , но один опрокинутый таз с кровью говорит тебе : Ее больше нет.
Это и сцена между Наташей и Андреем , когда она с восторгом считает розы, а потом с разгневанными чувствами женщины- ребёнка обрывает их один за одним .
Хочется пересматривать раз за разом дуэль, где в косых лучах Пьер так неумело закрывается пистолетом , словно крестом.
А ещё в спектакле есть масоны . В Школе эта часть произведения , в основном, обходилась молчанием , по понятным идеологическим причинам . Но теперь они на сцене , и эти сцены - великолепны .
Магистр, в исполнении Юрия Анпилогова - фантастическая смесь самых разных качеств , да и все сцены с масонами в этом особенном мистическом антураже захватывающе великолепны .
Об актерах тоже хочется сказать несколько слов .
Наташа- Ирина Лукина , непосредственна и по-детски шаловливо -ветрена в дни мира . Но как же она меняется в лице, характере и каждом жесте в дни войны . Она настоящая . Девочка, прошедшая путь взросления слишком быстро .
Пьер,-Александр Колесников . Для меня теперь всегда при произнесении имени Пьера , буду представлять именно его образ .
Пьер , который стал главным героем спектакля и прошёл сложный путь от масона и «западника» до русского патриота Петра Кирилловича .
Как хороши княжна Марья в исполнении Марины Диановой , и графиня Ростова ( Любовь Новак).
Рассказывать о спектакле можно бесконечно .
Хочется рассказать и об огромном количестве костюмов , созданных с исторической достоверностью .
Только представьте : 423 костюма для одного спектакля .
Но мой совет : сходите в театр .
Можно смело брать с собой детей ( уверена , им не будет скучно) .
И все 3,5 часа пролетят совершенно незаметно .
Тем более , что даже в антрактах нас ждут совершенно невероятные сюрпризы от режиссера .
В одном из антрактов для нас выступают крепостные актеры вместе с приглашёнными итальянскими певцами .
А вот второй антракт потряс меня до глубины души . Помните я привела слова Громова из интервью , что мир и война совсем рядом .
И это вдруг оказывается действительно так . Так близко, что можно дотронуться рукой .начинается антракт , и зрители выходят из зала . И что же предстаёт изумленному взору : война не пошалила и театр .
Библиотека, буфет, парадная лестница - все обожжено недавним подарком, вспышки и треск которого ещё слышны . Привычный уклад жизни уничтожен безжалостной рукой ,- повсюду забытые куклы , обгоревшие книги, расколотые зеркала ...
Такого я ещё никогда не видела .
Возвращаешься в зал, а там ....
а впрочем, оставлю вам возможность самим узнать некоторые секреты и находки спектакля .
Поздравляю Театр Модерн и Юрия Громова с великолепной премьерой . А нас - с тем, что на театральном небосклоне уверенно засияла ещё одна звезда . Синяя звезда Театра Модерн , который занял достойное место в культурной жизни столицы и на перестаёт удивлять и радовать зрителей своими работами .
Этот спектакль меня попросту ошеломил, я получила невероятное наслаждение от просмотра.
К этой постановке Юрий Грымов готовился на протяжении трёх лет.
Первая моя мысль была: «как можно в один спектакль уместить все 4 тома романа Толстого». И вы знаете, оказывается, это возможно!
В этом спектакле отражены все основные сюжетные линии. Мы видим историю молодой и наивной Наташи Ростовой с Андреем Болконским, разрушающую, сметающую все на своём пути войну, и Пьера, жизнь которого так сильно меняется в связи с событиями, происходящими в стране.
Юрий Грымов уже довольно давно выработал свой собственный стиль. Он показывает нам историю покадрово. Создаётся ощущение, что видим сцены из фильма длиною в целую жизнь.
Интересно решена сцена бала. Гости проскальзывают мимо нас в своих великолепных нарядах, отправляясь на очередной танец, а мы видим забавную «закулисную» жизнь, чем занимаются официанты, когда никто не видит. Это делает спектакль ещё более реальным.
Военные действия показаны безупречно. Не было сделано ни одного выстрела, ни одна пушка не пальнула, но мы видели и ощущали залпы от тысяч орудий.
Действие спектакля начинается сразу же после первого звонка, проходя в зал, вы окунаетесь в происходящее вокруг.
Отдельное спасибо Антону Исаеву за столь тонкую работу со светом. Эти пистолеты, оказывающиеся в слепящих лучах в сцене дуэля, отблески от камина (чувствуешь жар огня на ногах героя), свет от пожара на лице Наполеона.... свет помогает создавать иллюзию бесконечности пространства. Возникает ощущение, что не существует сцены, ты просто живешь вместе с героями, проживаешь с ними эту войну, взрослеешь вместе с ними.
Декораций нет. Но ты их видишь. Они создаются при помощи предметов интерьера и света. За счёт темного фона пространство кажется просто безграничным. Особенно сильно это чувствуется в военных сценах. Декорации будут, но совсем не там, где вы их ждёте) Они ждут вас во втором антракте...в фойе... Война началась и не пощадила здание театра. В фойе точно что-то произошло, пока мы смотрели второй акт. Все в дыму, люстры окутаны темной паутиной, лежат оставленные в спешке детские игрушки, за окном слышны взрывы и грохот орудий. Спектакль покинул рамки сцены.
Особую атмосферу спектаклю придают костюмы. Специально для постановки Ирэна Белоусова создала 423 костюма. Все они ассоциируются у нас с 1812 годом: роскошные мундиры, великолепные бальные платья, яркие костюмы масонов...
В самом спектакле задействовано около 70 человек: вся труппа театра, приглашённые артисты, а также Хор имени Свешникова под руководством Евгения Волкова.
Песни в исполнении Хора имени Свешникова звучат особенно проникновенно. Больше всего меня впечатлили православные песнопения и шум ветра, который также создавал хор.
Мне очень понравилась Ирина Лукина в роли Наташи Ростовой. Там, на балу, ей действительно 15 лет. Она юная, беззаботная, настоящая.... Как же изменилось лицо Наташи после войны. Она стала взрослой дамой, ее лицо изменилось. Создаётся полное ощущение того, что мы прошли вместе с ней через все эти ужасы войны...
Александр Колесников идеально подошёл на роль Пьера Безухова. Мне кажется, что у Толстова Пьер именно такой.
Рекомендую сводить сюда детей, читающих это произведение в школе. Поверьте, они воспримут его совершенно иначе.
И сами непременно посетите этот спектакль. Невероятные эмоции, великолепная постановка!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.