Отзывы о "Блаженный остров"
Когда я в этот раз выбирала спектакль, совершила ошибку: прочитав на сайте Ет Сетера про спектакль «Блаженный остров» — «комедия», не стала вчитываться в аннотацию. А зря, потому что это можно назвать трагикомедией, наверное, но вот на _комедию_, кмк, оно не слишком похоже. Ожидала я, по крайней мере, чего-то другого. Хотя автор пьесы (в оригинале "Как погиб Гуска"), Микола Кулиш, украинский драматург и журналист, педагог, живший в начале прошлого века, писал именно комедию.
А спектакль, созданный режиссером Михаилом Бычковым, сам по себе чудесный: теплый, смешной, очень уютный какой-то. В центре внимания — семья Савватия Савельевича Гуски: жена и семеро (!) взрослых дочерей. Все у Савватия было хорошо: и дом полная чаша, и должность какая-никакая, и интрижки небольшие, и почет с уважением… Но тут пришла революция, которая, кажется, одним фактом своего существования, еще не касаясь его, собственно, отравляет Савватию жизнь. И девочек своих замуж не выдает, и от места отказался, и вечный стресс у него: свинью спрятать, членов семьи зарегистрировать, да под полными именами (причем имена дочерей, полные имена, Савватий вспомнить ну никак не может! Собственно, как и жена его) — новые порядки, ужас-ужас-ужас! Его девочки так трогательно на него надеются и за него же переживают! То пищат-шумят, то в обморок укладываются рядком: Устенька, Настенька, Христенька, Пистенька, Хростенька, Анисенька, Ахтисенька… имена звучат как песня!
А уж как они, все семеро, отчаянно надеются на внимание одного-единственного потенциального жениха, Пьера Кондратенко! Это надо видеть :)
Играли для нас:
Савватий Савельевич Гуска - Игорь Золотовицкий
Секлетея Семеновна, его жена - Анжела Белянская
Их дочери:
Устенька - Наталья Баландина
Настенька - Марина Дубкова
Христенька - Елизавета Рыжих
Пистенька - Ольга Котельникова
Хростенька - Екатерина Егорова
Анисенька - Анастасия Шумилкина
Ахтисенька - Евгения Вайс
Ивдя, их няня - Марина Чуракова
Пьер Кондратенко - Артем Блинов
Старый рыбак - Сергей Плотников
Молодой рыбак - Максим Ермичев
Центр композиции, конечно, сам Гуска (игорь Золотовицкий) - вот уж кто шикарен совершенно!
Большой, уютный, в этом "бабьем царстве" царь и бог, хоть и паникующий и мечущийся в растерянности: что делать с этой революцией? Закончится ли она? Что завтра будет?... И так он устал от этой непонятной ему ситуации. что готов бежать куда угодно, где можно хоть на время забыть и о революции, и о прочих сложностях. ...на блаженный остров!
Хочется сказать особое спасибо художнику-постановщику, придумавшему образ острова. Это что-то волшебное, воздушное, что-то не то из снов, не то из счастливых воспоминаний - сразу понятно, что место особенное и небывалое! Этакий остров Небывалый (Neverland), куда попадают потерявшиеся дети из сказки про Питера Пэна. И как органично там смотрится семейство Савватия, собравшееся "на рыбалку" весьма оригинально: девочки в воздушных белых платьях, ажурный зонтик, сачок, дорогое кресло, баян, - семья, потерявшая свое место в новой жизни.
...Заканчивается история, как я уже отмечала, печально. Революция (принявшая образ "рыбаков") таки настигает Гуску, именно в тот момент, когда тот, наконец, расслабился.
Можно еще долго. пожалуй, рассуждать и о революции, и о месте мещанства в жизни, и о роли образа мух в постановке, и о том, и о сем... Но я, пожалуй, не буду. Это нужно смотреть.
Спектакль не перенасыщен действием, напротив - основан на разговорах, я бы сказала. И при этом удивительно атмосферный, смешной, несмотря ни на что. но и заставляющий сопереживать и думать. Одним словом, мне понравился очень.
«Устенька, Настенька, Христенька, Пистенька, Хростенька, Анисенька, Ахтисенька».
Кто из вас сможет назвать полные женские имена от этих уменьшительных? Уверена, что единицы (а может и вовсе никто).
Не справился с этим и Савватий Савельевич Гуска, которого через два года после революции вызвали на регистрацию «в органы», потому что привык называть своих дочек (возраст которых от 18 до 29) только так ласково…
Я не знаю, почему год назад театр «Et Cetera» решил обратиться к написанной сто лет назад пьесе Миколы Кулиша «Блаженный остров» (первое название «Так погиб Гуска»), но вот сейчас она показалась мне очень актуальной.
Никто, думаю я, не будет спорить, что наша с вами жизнь в марте 2020 года разделилась на «до пандемии» и «после» и все мы пересмотрели список жизненных ценностей (то, что казалось обыденным, теперь, из-за недоступности, стало казаться очень важным и ценным) и мечтаем оказаться в том месте нашего земного шарика, которого не коснулся COVID.
Поэтому слушая в первом действии воспоминания Савватия Савельевича (в блистательном исполнении Игоря Золотовицкого) об обыденной до революции жизни, которая теперь кажется такой «ароматной и сладкой», понимаем его, как никогда!
Два с половиной часа (с антрактом) вы наблюдаете за жизнью семьи весьма благополучного до революции мещанина Савватия Савельевича Гуски, которая совершенно обескуражена и напугана случившейся катастрофой, хотя ничего страшного, кроме того, что к ним в дом подселили «опасного жильца», члена «Грам ЧК» (страшная для домочадцев аббревиатура означает всего лишь Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности) нам не показывают.
И захотелось им убежать хоть на время от этой непонятной и кажущейся им абсурдной новой жизни на блаженный необитаемый остров, где революции не существует!
Но… именно там их ждала смерть.
Почему у пьесы, поставленной в жанре иронической комедии (а смех в зале звучит на протяжении всего спектакля) трагический конец – мне было не очень понятно. Да и поставлен он как-то сумбурно и выглядит неестественно.
Тем не менее смотреть спектакль было интересно.
Этому в немалой степени, помимо хорошей игры всего актерского состава, способствовала весьма интересная и невероятно красивая его визуализация, за что большое спасибо сценографу – заслуженному художнику России Николаю Симонову, художнику по костюмам Марии Даниловой, художнику по свету Ивану Виноградову. Нельзя не отметить и очень достойное музыкальное оформление спектакля (композитор – Василий Пешков).
Спасибо вам, послевкусие от просмотра осталось хорошее!!!
О спектакле очень разные отзывы: от восторженных до откровенно негативных.
Ну если поверхностно судить, то да. Пьеса ни о чем.
Сюжет я вам перескажу, чтобы вы не мучились от догадок.
Жил-был мещанин Савватий Савельевич Гуска, который хотел спокойной, сытой жизни. И было у него 7 дочек на выданье.
Однажды он поехал на лодке кататься, высадился на острове погулять. Там всю его семью и расстреляли, потому что повел он себя глупо.
А в те времена было проще пальнуть, чем разбираться.
Все.
В общем, если вам не о чем подумать, посожалеть, поностальгировать - даже не пробуйте это смотреть.
Потому что герои всю дорогу только и делают, что вспоминают прошлое.
Когда они говорят об ушедшей жизни - свет меняется с холодного белого на теплый, уютный, желтый цвет.
И нам, и главным героям далекое представляется таким прекрасным...
Хотя в кадр все время лезут мухи, много мух. Их тени бегают по занавесу, по стенам дома, по героям. Из динамиков доносится настойчивое жужжание.
Как и у всякого талантливого произведения, у пьесы оказывается двойное, а затем и тройное дно.
По сюжету Савватий Савельевич держит в подвале свинью, отсюда и запах, отсюда и мухи.
Первый смысл, который напрашивается и уж слишком очевиден: мухи символизируют новые порядки, которые просачиваются везде.
Второй смысл: чистая жизнь в доме, с долгими чаепитиями, борщами и бесконечными пересказываниями девичьих снов основана на лжи, подлости, грубости.
Это довольно трудно разглядеть, кстати.
Ведь отец даже не может сразу вспомнить полные имена дочерей, так он привык называть их ласково: Устенька, Настенька, Христенька, Письтенька, Хростенька, Анисенька, Ахтисенька. Звучит как музыка.
И тут же он в грубых выражениях обзывает их мать.
Мать семейства с радостью обнимает няню девочек, которую не видела 7 лет.
И тут же обвиняет ее в шашнях со своим мужем, называет "мужичкой", с возмущением отзывается о "нежности в сердце", которая не полагается низшему сословию.
"Девочки", которым уже ближе к 30 годам, все бегают с жалобами на сестер то к папеньке, то к маменьке и по малейшему поводу ложатся в обморок.
В главной роли блистательный Игорь Золотовицкий. Он так правдиво описывает страдания от новой власти, что ему веришь.
Настоящий актер. Но по сути-то новая власть ему ничем не насолила.
Как пил он свои наливочки и ел колбасу, так и продолжает.
Так и хочется сказать ему: да очнись ты! Приди в себя, начни что-то делать! Хватит ныть!
Но он ничего не хочет знать, он плывет на свой "блаженный остров", где губит свою семью, фактически провоцирует на ее убийство.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.