Спектакль Маки
Постановка в жанре исторической драмы представляет собой синтез различных театральных приемов. Сергей Проханов разыгрывает шахматные партии, в которых герои то движутся в ритме обжигающей сальсы и искрящегося, словно шампанское французского шансона, то бьются о «голые скалы» музыки Шуберта и погружаются в мистические музыкальные миры Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина. В оригинальной и по-своему уникальной театральной истории этапы знаменитой «дуэли» филигранно переплетаются с биографическими фактами и любовной лирикой.
Элегантный и обаятельный жизнелюб Капабланка шел по жизни легко и светло, словно танцуя. Русскому дворянину Александру Алехину пришлось пройти через многие испытания, но он всегда верил в победу.
Они были противоположностями — как Моцарт и Сальери. Но одно объединяло их. Век этих двух великих шахматистов оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.
Отзывы о «Маки»
Ещё 5 отзывовПобывала вчера в Театре Луны на спектакле "Маки" о жизни великих шахматистов Капабланки и Алехина в постановке Сергея Проханова, он же и автор пьесы.
Здание театра Луны современное, очень интересное, даже просто бродить по его мостикам-переходам занятно. Зал очень удобный, расстояния между креслами большие - редкий случай, когда я не упиралась коленями в передний ряд.
Спектакль яркий, эклектичный и перенасыщенный действием. Здесь одновременно на сцене и танцуют, и поют, и произносят текст, а на заднике плывут видеоинсталляции - право не знаешь на что смотреть, чтобы не пропустить особо важное.
Даже и не представляла, что в Театре Луны столько красивых актрис, и им дают возможность блеснуть всевозможными талантами, а какие гламурные и эффектные на них платья! Каисса, богиня шахмат (Полина Барышникова) за спектакль раз десять меняла наряды (автор костюмов Наталья Калита).
Сценограф Константин Розанов похоже выплеснул на сцену все свои прошлые, настоящие и будущие задумки. Здесь и пальмы - ананасы, степи - стога, шахматы всех размеров. Меня особенно впечатлил человеческий мозг в виде дирижабля - он эффектно выплыл из-за кулис и встроился в громадную голову. На сцене стояла башня Шухова, а сотрудник НКВД спускался на парашюте. А еще были балерины Большого театра. Почему-то одна испанка, другая казашка и это упорно подчеркивалось. В общем глаза разбегались. Да! Еще по сюжету про все это на самом деле снималось кино.
Первое действие познакомило нас со всеми женами и любовницами великих шахматистов, даже и не представляла, что у чемпионов мира такая насыщенная личная жизнь. И все женщины красавицы! Или существует отдельный разряд женщин, западающих именно на шахматистов? Загадка.
И если первое действие было посвящено детству, молодости, ожиданиям и надеждам, то второе представляло путь к концу. Ни Капабланка, ни Алехин хорошо не кончили. К стати: почему АлЕхина в спектакле упорно называли АлЁхин, сам он терпеть не мог эти две точки над Е.
Актеров, участвовавших в спектакле перечислить трудно: только Алехина с Капабланкой представляли актеры трех возрастов.
Музыкальная концепция Игоря Заворотниго, видеоинсталляции Адама Талина, балетмейстер-постановщик - Олег Николаев.
Спектакль не очень длинный: чуть больше трех часов с антрактом, но к концу я очень устала от яркости, пестроты и суеты на сцене.
Яркая красочная история о жизни и главном матче судьбы двух великих шахматистов Хосе Рауля Капабланки и Александра Алехина.
Пьесы, имеющие в своей основе реальных героев, меня привлекают. Часто драматург, вытаскивая факты, опубликованные в мемуарах и жизнеописаниях, рассказывает нам историю, которая происходила на самом деле, но не попала в рамки школьных программ. К большому сожалению, для меня в этом спектакле захватывающего рассказа не получилось. В интересное время жили шахматисты, но факты их жизни из постановки скорее тянут на сюжет для передачи Андрея Малахова: женился, завел любовницу, развелся, женился на другой и т.п.
При этом в прологе спектакля глубокомысленно с интонациями научно-популярных публикаций рассуждается о загадках мозга, но почти сразу резко принижающее тему упоминание о турнире Остапа Бендера в Васюках.
Калейдоскоп в световом сопровождении, калейдоскоп в костюмах героев, само обилие действующих лиц, превращают спектакль в бразильский карнавал. Карнавал и шахматы — для меня было перебором. Праздник жизни, прерываемый выстрелами, смертями — в этом театральном коктейле было слишком много ингредиентов, чтобы ощущать тонкие вкусы.
Краска ролей щедро выплескивалась на полотно. Ощущалось, что актерам, как океаническим рыбкам, было комфортно и нравилось плавать в переливающейся атмосфере сценического пространства, но у меня начинало рябить в глазах.
А почему МАКИ? Ответ на этот вопрос дает одна из временных спутниц шахматистов: Вы такие яркие, как маки, одурманили весь мир своими сложными схемами, но время вашего цветения крайне мало.
Получилось ярко, но не стильно и, к сожалению, малоинформативно. Так что пойду читать Википедию и хроники, чтобы узнать больше об этой странице истории. Спасибо за кадры Пудовкина из фильма «Шахматная лихорадка», его нашла и посмотрела.
Спектакль, на мой взгляд, придется по вкусу любителям телевизионных передач. В чем выигрыш по сравнению с родным диваном? Даже самый большой экран не даст картинки, которую вы получите в театре. Будет и интерактив. Милая клоунесса и одновременно богиня шахмат Каисса может подарить вам шарик (и это, действительно, трогательно) или попросит вас о помощи, и вы проявите чудеса щедрости (разве у телевизора такое возможно?)
А у таких как я, спектакль будит интерес к теме и желание подробнее узнать о судьбе героев.
Читайте про другие
события
Актеры «Маки»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.