Отзывы о "Маки"

Побывала вчера в Театре Луны на спектакле "Маки" о жизни великих шахматистов Капабланки и Алехина в постановке Сергея Проханова, он же и автор пьесы.
Здание театра Луны современное, очень интересное, даже просто бродить по его мостикам-переходам занятно. Зал очень удобный, расстояния между креслами большие - редкий случай, когда я не упиралась коленями в передний ряд.
Спектакль яркий, эклектичный и перенасыщенный действием. Здесь одновременно на сцене и танцуют, и поют, и произносят текст, а на заднике плывут видеоинсталляции - право не знаешь на что смотреть, чтобы не пропустить особо важное.
Даже и не представляла, что в Театре Луны столько красивых актрис, и им дают возможность блеснуть всевозможными талантами, а какие гламурные и эффектные на них платья! Каисса, богиня шахмат (Полина Барышникова) за спектакль раз десять меняла наряды (автор костюмов Наталья Калита).
Сценограф Константин Розанов похоже выплеснул на сцену все свои прошлые, настоящие и будущие задумки. Здесь и пальмы - ананасы, степи - стога, шахматы всех размеров. Меня особенно впечатлил человеческий мозг в виде дирижабля - он эффектно выплыл из-за кулис и встроился в громадную голову. На сцене стояла башня Шухова, а сотрудник НКВД спускался на парашюте. А еще были балерины Большого театра. Почему-то одна испанка, другая казашка и это упорно подчеркивалось. В общем глаза разбегались. Да! Еще по сюжету про все это на самом деле снималось кино.
Первое действие познакомило нас со всеми женами и любовницами великих шахматистов, даже и не представляла, что у чемпионов мира такая насыщенная личная жизнь. И все женщины красавицы! Или существует отдельный разряд женщин, западающих именно на шахматистов? Загадка.
И если первое действие было посвящено детству, молодости, ожиданиям и надеждам, то второе представляло путь к концу. Ни Капабланка, ни Алехин хорошо не кончили. К стати: почему АлЕхина в спектакле упорно называли АлЁхин, сам он терпеть не мог эти две точки над Е.
Актеров, участвовавших в спектакле перечислить трудно: только Алехина с Капабланкой представляли актеры трех возрастов.
Музыкальная концепция Игоря Заворотниго, видеоинсталляции Адама Талина, балетмейстер-постановщик - Олег Николаев.
Спектакль не очень длинный: чуть больше трех часов с антрактом, но к концу я очень устала от яркости, пестроты и суеты на сцене.

Елена Шмырева 2 ноября 2021, 06:24

Яркая красочная история о жизни и главном матче судьбы двух великих шахматистов Хосе Рауля Капабланки и Александра Алехина.
Пьесы, имеющие в своей основе реальных героев, меня привлекают. Часто драматург, вытаскивая факты, опубликованные в мемуарах и жизнеописаниях, рассказывает нам историю, которая происходила на самом деле, но не попала в рамки школьных программ. К большому сожалению, для меня в этом спектакле захватывающего рассказа не получилось. В интересное время жили шахматисты, но факты их жизни из постановки скорее тянут на сюжет для передачи Андрея Малахова: женился, завел любовницу, развелся, женился на другой и т.п.
При этом в прологе спектакля глубокомысленно с интонациями научно-популярных публикаций рассуждается о загадках мозга, но почти сразу резко принижающее тему упоминание о турнире Остапа Бендера в Васюках.
Калейдоскоп в световом сопровождении, калейдоскоп в костюмах героев, само обилие действующих лиц, превращают спектакль в бразильский карнавал. Карнавал и шахматы — для меня было перебором. Праздник жизни, прерываемый выстрелами, смертями — в этом театральном коктейле было слишком много ингредиентов, чтобы ощущать тонкие вкусы.
Краска ролей щедро выплескивалась на полотно. Ощущалось, что актерам, как океаническим рыбкам, было комфортно и нравилось плавать в переливающейся атмосфере сценического пространства, но у меня начинало рябить в глазах.
А почему МАКИ? Ответ на этот вопрос дает одна из временных спутниц шахматистов: Вы такие яркие, как маки, одурманили весь мир своими сложными схемами, но время вашего цветения крайне мало.
Получилось ярко, но не стильно и, к сожалению, малоинформативно. Так что пойду читать Википедию и хроники, чтобы узнать больше об этой странице истории. Спасибо за кадры Пудовкина из фильма «Шахматная лихорадка», его нашла и посмотрела.
Спектакль, на мой взгляд, придется по вкусу любителям телевизионных передач. В чем выигрыш по сравнению с родным диваном? Даже самый большой экран не даст картинки, которую вы получите в театре. Будет и интерактив. Милая клоунесса и одновременно богиня шахмат Каисса может подарить вам шарик (и это, действительно, трогательно) или попросит вас о помощи, и вы проявите чудеса щедрости (разве у телевизора такое возможно?)
А у таких как я, спектакль будит интерес к теме и желание подробнее узнать о судьбе героев.

Elena 11 сентября 2021, 10:48

8 сентября, в день открытия нового, 29-го, сезона театра Луны я посмотрела спектакль "Маки". Спектакль этот поставлен в театре Сергея Проханова по пьесе Сергея Проханова самим Сергеем Прохановым, так что все просто должно быть идеально. В определенном смысле так и было, однако не могу сказать, что постановка меня очаровала... Однако по порядку.
Спектакль этот шаг за шагом разбивал мои фантазии о нем же. Во-первых, название "Маки" у меня лично вызывало любые ассоциации. кроме шахматных - а речь идет именно о шахматах, шахматистах и истории. Да, по ходу дела нам дают разгадку: "Век великих шахматистов был ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.", но... Во-вторых, обилие использованных приемов и определенное тяготение к буффонаде и гротеску мне лично менее всего представляется. когда речь идет о шахматах. Все же они - игра строгая, сложная, монохромная, - а у нас смешение всего, от высокотехнологичных современных решений до легонького такого налета самодеятельности, и все это с танцами, песнями, мистикой, видеопроекциями... Все это, опять же, ни в коем случае не минус, но лишь подтверждение того, что "все люди разные" и что иногда видение режиссера буквально открывает тебе новую, порой неожиданную, реальность.
Один из интересных решений в "Маках" является то, что взрослеющих по ходу действия главных героев играют разные актеры: дети, молодежь, взрослые. Удивительно точно подобраны исполнители: они внешне, фигурами, пластикой похожи друг на друга, так что даже не сразу понимаешь, что же изменилось :)
Актерская игра на высоте. Все сделали максимум возможного в предложенных их героям обстоятельствах.
Конечно, совершенно очаровали Капабланка (и юношей, и взрослым), Алехин (тоже обе версии). Очень рада была видеть Татьяну Солнцеву в роли Грейс (тут я уверена на 99%, что угадала правильно. Татьяну я помню еще по дааавним мюзиклам :) ).
Несомненным достоинством этого спектакля считаю то, что сразу после выхода из зала хочется направить свой путь в библиотеку (или хотя бы открыть гугл), чтобы найти и перечитать все о шахматах, гроссмейстерах, Великом Турке. Каиссе и прочее и прочее :)

annamis 2 мая 2021, 03:01

Маки — цветы очень красивые, яркие, но век их не долог.
Так и судьбы двух великих шахматистов 20 го века — Алехина и Капабланки — оказались яркими, но быстротечными.
Надо сказать, что тема шахмат сейчас мега популярна. Объяснить как-то сей факт я не могу, хотя и радуюсь, потому что шахматы, конечно, очень сложная игра.
Но я совершенно не догадывалась, то игра в шахматы может быть настолько порой опасна! Хотя, слава, деньги, амбиции часто соседствуют и с риском.
В театре Луны я была первый раз. Мне было интересно все: само здание, люди, работающие в театре, спектакль. Первое знакомство началось с такой необычной постановки в жанре исторической драмы с элементами фантастики и мистики «Маки».
За 3 часа перед нами проносится вся жизнь двух гроссмейстеров, насколько же они отличались! Жаркая Куба с танцами, страстями, любовью породила Капабланку, который не всегда помнил, как ходят фигуры, но играл и жил, словно танцевал румбу. Алехин — ум, холодный расчет, все страсти запрятаны глубоко внутри, но и тут они есть!
Помимо главного события — международного турнира по шахматам между двумя великими гроссмейстерами, есть и мифические персонажи — покровительница шахмат Каисса, дух знаменитого шахматного «Турка» (робот-шахматист, который по легенде мог выиграть любую партию).
Мы перемещаемся по жизни героев, пытаясь хоть немного прикоснуться к миру шахмат, ощутить дух той эпохи: враги и друзья, войны и революции, страсти, любовь и ненависть. Все будет на этой сцене!
Настоятельно рекомендую перед спектаклем хоть немного прочитать биографии Алехина и Капабланки, мне порой просто не хватало знаний, а сцены менялись так быстро, что я не поспевала за сюжетом. Хотя, после спектакля, я полезла в Интернет, чтобы узнать про «Турка», гроссмейстеров, Каиссу… Значит спектакль зацепил, раз я о нем думаю уже несколько дней.

Екатерина Екатерина 26 апреля 2021, 12:05

Эта история началась много лет назад на жаркой Кубе, тогда еще испанской, и в заснеженной России, когда там родились мальчики, которым было суждено стать королями шахматного мира. Один, Капабланка, был гением импровизации, второй, Алехин, славился тщательной подготовкой и обдумыванием ходов. А роднили их не только шахматы, но и век. Сложное и горькое время, время революций, войн, голода и крушений государств. Были в их жизни взлеты и падения, прекрасные женщины и большие деньги. Но главным оставалась игра. Шахматы.

Когда смотришь спектакль «Маки», иной раз кажется, что вот эта сцена ну совсем не к месту. Но к концу все ниточки соберутся в один узор и станет ясно, что все лыко – в строку и что тут нет ничего лишнего, все продумано и выверено до мелочей. И из этих мелочей соткана история соперничества двух великих гроссмейстеров. Жанр спектакля определить сложно, ибо тут и драма, и балет, и музыка, и песни, и спецэффекты.

Действие спектакля перемещается из страны в страну, из десятилетия в десятилетие. Куба, Италия, СССР, Аргентина, Россия. Почему они стали такими, эти два друга-недруга? Потому что в их жизни было все вот это: встречи и разлуки, переезды и путешествия, свадьбы и разводы. В спектакле много героев, но два из них – главные. Это, конечно, Капабланка и Алехин. Играют их шесть актеров… Как шесть? Ну, да. Ведь зрители видят этих персонажей в разные этапы их жизни, с отрочества до зрелости.

А вокруг кружится хоровод тех, кто помогал или мешал гроссмейстерам. Жены и возлюбленные, соперники и поклонники… И даже богиня шахмат Каисса. Правда, древние греки ее не знали, впервые написал о ней У. Джонс в 1760-х. Но с тех пор она, можно сказать, заняла место на Олимпе и покровительствует этой интеллектуальной игре. Кстати, в спектакле Каисса была великолепна, вот просто чудо, как хороша. Клоунесса? Да. Хороша? Бесподобна! Впрочем, тут все актеры великолепно играют. А женская часть трупы еще и хороша на диво.

Очень интересно оформлена сцена. Небольшой подиум выходит в зрительный зал и актеры играют практически на расстояния вытянутой руки от зрителя. На сцене есть минимум декораций-трансформеров, которые с легкостью меняются, превращаясь в разные вещи, и несколько экранов, которые играют роль перегородок и на которые проецируются картинки и ролики.

А какие там костюмы! Белый плащ Капабланки (намек на его фамилию) и военный тренч Крыленко, чекиста и поклонника шахмат по совместительству, костюм-тройка Алехина, домашние наряды балерин Большого театра, матроски детей-кубинцев… А платья! Сразу видно, что действие происходит давным-давно, когда о понятии «унисекс» никто и слыхом не слыхивал.

А почему такое необычное название у спектакля и при чем тут вообще маки? Как сказал руководитель театра Сергей Проханов в интервью журналу «Наша психология», «Маки – красивые цветы, но живут они недолго, а век двух великих гроссмейстеров, о которых повествует спектакль — Алехина и Капабланки — оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.»

Минусы.
Мне не понравился рисунок роли Капабланки средних лет. Не исполнение роли Д. Новицким, но именно трактовка образа. Почему? В спектакле показаны три возраста этого героя. Но мальчик Капабланка и молодой человек Капабланка – совершенно нормальные и адекватные люди. А Капабланка средних лет времен турнира с Алехиным – отмороженный псих. Бывает, что психика человека с возрастом меняется. Но чтоб настолько кардинально...

В спектакле участвуют воспитанники центра-студии «Маленькая Луна». И когда они изображают маленьких кубинцев, то все в порядке, их наряды в матросском стиле вполне к месту. Но они в этих же костюмах играют советских детей середины 1920-х. И тут они уже смотрятся чужеродно.

Но в целом спектакль очень хорош.

alena_lena_84 24 апреля 2021, 06:28

Посмотрела в «Театре Луны» необычную постановку на модную ныне шахматную тему. Правда, насколько спектакль необычен для данного театра судить не могу, ибо была в нем впервые. Но даже на первый взгляд название «Маки» никак не ассоциируются с шахматами. Автор пьесы и режиссер-постановщик Сергей Проханов объяснил свою задумку так: век великих шахматистов был ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака.
Главные герои спектакля Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин. То, что первый настоящий сын своего народа – страстный кубинец, вносит в спектакль нужный колорит. Тут и латинские танцы, и песни, и яркие наряды. Первая половина ХХ века тоже прекрасна – девушки в перьях и изысканных платьях. Но мне больше всего понравился турнир в Москве, после которого Капабланка отправился кутить с балеринами, одна из которых была его подруга детства, приехавшая учиться в Союз. Там же прозвучала и лучшая шутка от друга-грузина – если я влюбляюсь, то один раз и на весь день.
Второе действие более сложное. Даже Шухов неожиданно появляется.
В Буэнос-Айресе происходит сражение между Капабланкой и Алехиным за звание чемпиона мира. К Капабланке, который просто не находит себе место перед решающей встречей, является богиня шахмат Каисса, которая предлагает совершенно неожиданное решение.
В целом для меня спекать получился слишком сумбурным и затянутым. Если первое действие было легкое, с молодыми главными героями, которые влюблялись в красавиц, шутили и танцевали, то во втором уже показана их внутренняя борьба с самими собой. Идея хороша, но исполнение местами вызывает недоумение, хотя я прочитала множество положительных отзывов.
Так что смотреть ли «Маки», решать вам. Костюмы, декорации, музыкальное оформление и особенно игра актеров были отличными.

Мадикен 18 апреля 2021, 09:29

Спектакль «Маки» в театре Луны посвящён шахматным королям - Александру Алехину и Хосе Раулю Капабланке. Но при этом одна из главных ролей постановки отдана Каиссе - богине шахмат. И вот в этом моменте начинается фантасмагорическая часть спектакля. То ли абсурд, то ли буффонада, но это в моем восприятии никак не вязалось с шахматами. Хотя если бы я ближе была знакома с темой, то не удивилась бы. Как все великие и неординарные люди, шахматные короли, не всегда адекватно воспринимали реальность. Их биографии показаны очень подробно, хотя во время спектакля я не все поняла, и потом искала дополнительную информацию. Оба главные героя предстают не совсем психически здоровыми людьми. Наверное, так и было в действительности. Но на мой взгляд тема их несоответствия этому миру людей несколько преувеличена и ей отдано слишком много времени. Так, второй акт затянут до невозможности. Несколько раз даже хотелось сбежать из зала, не дождавшись финала.
Несмотря на то, что спектакль драматический, в нем много музыки и живого пения. Хочу отметить хорошие голоса героинь, игравших жен шахматистов. Также работу с залом Каиссы. Я не понимаю, зачем это было нужно для этой постановки, но зрители легко шли на контакт.
На мой взгляд, в спектакле излишне много нереалистичности и мистики. Хотелось бы больше логики и приземленности, даже обыденности повествования.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма