Отзывы о "Фаина. Эшелон"

nokiasea 4 июня 2022, 10:29

Это было сильно, мощно, но и по-домашнему легко. В субботу я снова вернулась в любимый когда-то театр - "Школа современной пьесы". Еще в бытность его на Белорусской я пересмотрела почти весь репертуар, но потом как-то отвлеклась на другие театры. И вот вернулась. Точнее, для меня это было как новое открытие, потому что в здании на Неглинке, 29 я не была ни разу. Здесь, конечно, есть где развернуться)
Спектакль, на который я шла не просто так, а с ожиданием чего-то такого, не подвел. Я читала отзывы, все они были такие... не заказные, а искренние. Очень хотелось этой искренности. И вот. "Фаина. Эшелон".
Монолог на кухне, воспоминания мамы худрука театра Иосифа Райхельгауза Фаины. В главной и практически единственной роли народная артистка РФ Елена Санаева. Воспоминания страшные - *****, эвакуация, гибель людей,все самые низменные и самые высокие порывы души выплескиваются в ровное и спокойное повествование. Женщина варит борщ и в процессе просто и обыденно рассказывает страшные эпизоды того времени. И от этого еще больше проникаешься. Длинный стол, вокруг которого сидят гости (рассадка свободная, кто куда успел, тот туда и сел), в центре расположена плита и разделочный столик. И вот, за приготовлением борща, иногда прерываясь от комка в горле, будничным тоном идет рассказ об эвакуации, о жизни и смерти, о выживании, о том, как остаться человеком. Это очень сильно!
Два экрана в торцах стола периодически показывают отрывки из художественных и документальных фильмов, есть даже кусочек интервью с сестрой главной героини Броней. За спиной у меня играет акустическая балалайка, нас потряхивает на помосте, где установлены стол и стулья, как при качке вагона.Борщ почти готов, рассказ почти окончен и вдруг вокруг шум, крики: "К стене, всем к стене!" Из-под нас вырывают стулья, мы в недоумении отскакиваем к стене. Бомбят эшелон.
Конец. И только через пару минут всех приглашают попробовать тот самый борщ, который весь вечер варила героиня.
Я не буду пересказывать сам сюжет, нужно идти и смотреть, слушать, проживать. Без ура-патриотизма, без рванья на себе рубашек и выкрикивания лозунгов, вот так просто, жестоко и честно, с любовью к людям и уважением к себе.
И ложка дегтя лично для меня( Рядом со мной приземлилось нечто. Оно сопело и сморкалось и весь спектакль сидело в наушниках в телефоне и смотрело... футбол. Все остальные пришли по адресу, а это ...недоразумение заняло чье-то место.
Сходите. Подумать, почувствовать, прожить.

Мария 26 мая 2021, 10:47

Спектакль «Фаина. Эшелон», о котором сложно говорить, но ещё сложнее о нем промолчать.
Спектакль с необыкновенной сценографией: зрители сидят по обе стороны длинных столов, в центре которых Елена Санаева варит самый настоящий борщ и ведёт свой рассказ. Рассказ о том, как она с младшей сестрой и родителями попадает в эвакуацию, за время которой становятся сиротами. Налёт фашистских самолётов на эшелон, в котором ехала семья, и гибель родителей на глазах детей.
Постепенно и ненавязчиво столы покрываются белыми скатертями, расставляются металлические тарелки и кружки и наше зрительное место превращается в тот самый эшелон. Создаётся тряска, имитация движения поезда, бегут чётно-белые кадры, звуки песен военных лет и мы едем.
По ходу спектакля зрительный зал заполняется запахами тушевых овощей и сваренного борща. И вы ощущаете себя на кухне у близкой родственницы, которая спокойно и без лишних эмоций рассказывает о страшных днях войны, о геноциде еврейского народа, о безысходности в концлагерях и, несмотря на это, о жизни.
Ничего более реалистичного и правдоподобного на тему Великой Отечественной войны я не видела. Слез было много. Долго не хотелось даже говорить. Хотелось думать, переварить и сходить на спектакль второй раз.
Борщ, кстати, был доварен и им могли угоститься все желающие зрители. Но в горле спазмом стоял ком. Очень хотелось попробовать кулинарный шедевр Елены Санаевой, взяв себя в руки, я его отведала. Как и думала, это был самый вкусный борщ.
Нам необходим этот честный разговор по-душам, такой близкий и родной, проникновенный и глубокий, чтобы помнить, чтобы детям рассказать, чтобы благодарить!
Спектакль-воспоминание, искренний разговор о судьбе миллионов людей, чьи жизни затронула эта страшная война. А ведь таких, кого она обошла и не было.

Анастасия 23 апреля 2021, 12:18

Есть ли что-то страшнее войны!?
Вопрос риторический. А сколько в нем боли. У каждой семьи есть свои страшные воспоминания про Великую Отечественную...
Не так много знаю спектаклей на эту тему, ещё меньше видела. Но есть такие, о которых говорят все.
«Фаина. Эшелон» в театре ШСП.
Как же я давно хотела попасть на эту постановку. И как же много о нем слышала. Сбылась моя театральная мечта.
Спектакль основан на документальной повести и от этого каждое слово берет за душу, выворачивает ее на изнанку, трогает такие ниточки, которые могут быть задеты только если откликается. А здесь как раз откликается очень мощно!...
Постановка основана на воспоминаниях Фаины Райхельгауз, матери режиссера, которая рассказывала близким историю своей жизни. Все это и было собрано в книгу.
Удивительным образом организована сцена и она же место для зрителей - это воссозданное пространство открытого вагона эшелона, где в ряд стоят столы и за которым сидят зрители.
И на сцене главная героиня варит борщ. Да, да! Заслуженная артистка России Елена Санаева варит реальный постный борщ. Трёт морковку, делает зажарку, рассказывает про фасоль, ну и добавляет соль-перец по вкусу…. Варит борщ и рассказывает о жизни своей героини.
В такой обстановке ты ощущаешь себя в гостях. Усиливает это чувство распространяющиеся запахи овощей и может показаться, что ты не в театре, а на кухне у Фаины.
С помощью света создаётся эффект движения и мы как-будто едем в том вагоне, на котором в детстве ехала Фая в 1941г. и в миг стала сиротой. И с того момента ее жизнь кардинально изменилась.
Кроме света есть и другие эффекты. Не буду раскрывать все особенности постановки. Но точно скажу - есть в ней ещё один мощнейший эпизод, который я хочу увидеть снова. У меня как-будто сердце на минуту остановилось, когда я его увидела...

irina.savova 10 февраля 2021, 08:26

Взрывы, грохот...

Спектакль «Фаина. Эшелон» очень впечатлил!

Елена Санаева готовила борщ и рассказывала о войне. О родных, друзьях и знакомых Фаины Райхельгауз.

Песни, стихи, кадры из фильмов о войне... 1,5 часа на спектакле «Фаина.Эшелон» пролетели незаметно. Словно побывали в гостях!

Спектакль проходит не на основной сцене, а в зале «Зимний сад» театра «Школа современной пьесы». Рассадка за столами, гостеприимно!

Ароматы борща восхитительны, отличный режиссёрский ход! И да, постным борщом  угостили. Очень вкусно!

Впечатляют и визуальные эффекты!

Режиссёр Иосиф Райхельгауз поставил спектакль на основе воспоминаний своей матери Фаины Райхельгауз. Сложная военная тема. Переживали за героев. Но тяжёлого впечатления нет. Наоборот! Напоминает о ценности настоящего.

Ограничение 12+. Хочу чтобы старший сын посмотрел спектакль. «Поезд Победы» произвёл впечатление на подростка. Думаю, и спектакль понравится.

После спектакля погуляли по Цветному бульвару. Приятное место с волшебной подсветкой и красивой выставкой фотографий «Самая прекрасная страна».

Чуть не забыла, грохот и взрывы будут, очень эффектный финал! Погружение в реальность военных лет.🔥

Сходите на спектакль, не пожалеете!

Ирина О. 26 января 2021, 10:27

«Фаина. Эшелон». ШСП. 24.01.2021.

Мы, дети, ставшие взрослыми, всегда будем любить наших матерей. Так же, как они всегда любили нас.
Значит, постараемся их поблагодарить-порадовать каким-то доступным нам и приятным им способом: долгим объятием, искренним поцелуем, душевным разговором, хорошим подарком… А потом, на беду – цветами на могильную плиту и безразмерно долгой нашей памятью…

Если у тебя есть желание и возможность, ты за все отблагодаришь родного человека спектаклем.
Так, главный режиссер театра Школа Современной Пьесы Иосиф Райхельгауз в пояс поклонился своей маме Фаине Райхельгауз, поставив спектакль по ее документальной повести.
Это монолог, и маму Фаину играет актриса Елена Санаева.
Хотя сказать «играет» тут будет неверно. Просто немолодая женщина готовит на кухне постный борщ и рассказывает нам, зашедшим к ней в гости, о том, как она прожила свою жизнь. Не по актерски рассказывает, с всплесками и падениями эмоций, а ровно так… Вот – надо перемешать пассирующиеся овощи… и тут же – о страшно, во время фашистской бомбежки, погибших на ее глазах папе и маме. Вот – надо в конце лимончик добавить… и тут же – об одесском дворике и проходной комнате, в которой жили. Вот – ах, куда же сахар делся, надо же и его в борщ (не по спектаклю, реально чуть не потеряла баночку)… и тут же (а чего не похвастаться? и моя мама в этом случае похвасталась бы) – что Окуджава пел ей песню, посвященную своей маме, а Галина Волчек и Юрочка Богатырев приезжали в гости…

Прямо напротив меня, возле стеночки, сидел Иосиф Райхельгауз, и я краем глаза смотрела на него: ведь там, на крохотной площадке «кухоньки» - это его мама варила борщ и рассказывала то, что он, конечно же, много раз слышал… Но это же МАМА – и ее рассказ, как и борщ - «это святое».

А в финале мы, весь спектакль сидевшие то ли на открытой платформе поезда, то ли за длинным столом, где «день рождения справляют и навеки провожают всем двором»; мы, перед которыми уже расстелили вышитые вручную скатерти и поставили миски – ведь нам обещали дать попробовать тот самый, по рецепту Фаины, сваренный борщ – с платформы встали…
…и случилось страшное: весь этот мир, с белоснежными скатертями, с ожиданием вкусно пахнущего борща, с рассказом хозяйки – ВДРУГ!!! – был взорван, перевернут, разрушен…
Эффектный финал.

А тот борщ мы с подругой все же попробовали. Очень неплохой был борщ.

PS Если бы я могла поставить спектакль или написать книгу…
Она началась бы с того, как пятилетняя девочка и четверо ее братьев и сестер стоят, вцепившись в юбку мамы… А рядом сносят-разрушают дом-пятистенку, где семья жила. И летят щепки, и раскатываются бревна, и пыль стоит столбом. Раскулачивают семью середняков, ибо план по «кулакам» не выполнен: не было в том степном районе людей шибко богатых.
А меньше, чем через год никого из ее братьев и сестер не стало. Голод да болезни выкосили всех: а как сохранить детишек, если зиму зимуешь в холодном погребе и ешь то, что тебе подают добрые люди… А у них и у самих ничего нет…

inessa 28 октября 2020, 02:09

«Фаина. Эшелон» в Школе современной пьесы, пожалуй, оказался в этом сезоне одним из самых потрясших меня «военных» спектаклей, хотя постановок о ВОВ я успела посмотреть (несмотря на локдаун) три или четыре в разных театрах.

«Фаина. Эшелон» - спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз, матери режиссера. От этого он становится еще пронзительнее и болезненнее. Зрителей приглашают рассесться вдоль двух очень длинных деревянных столов, посередине которых стоит плита, кастрюля и .. лежат ингредиенты для борща. Да-да, настоящего борща, который по мере своего рассказа будет готовить исполнительница главной роли (а это, по сути, моноспектакль) Елена Санаева.

Елена рассказывает историю жизни своей героини, но так часто «сливается с ней», что видно, что этот материал был невероятно глубоко пропущен ею через себя. Часто ловишь себя на мысли, что это произошло как будто с самой Еленой, и это достойно восхищения. Воспоминания Фаины кажутся еще страшнее от того, что ты словно погружаешься в них. Вот по столу проходит тихо, как видение, призрак ее матери, погибшей в войну (Татьяна Циренина), вот она зажигает лампу, стелет скатерти. Вот на гармони играет музыкант, а на экране показывают старые фото и отрывки из военных фильмов. Рассказ неторопливый, про знакомство и свадьбу родителей, тихую жизнь в еврейском колхозе, мечты стать врачом, любимом брате и сестрах. И тут начинается война – война, которая заберет всю почти всю семью Фаины.

А почему в названии фигурирует эшелон? На эшелон предложили пересесть семье Фаины, когда они эвакуировались на подводе из колхоза. И именно этот эшелон обстреляли немецкие самолеты и 15-летняя Фаина с младшей сестрой потеряли при этом мать и отца. При этом столы, стоящие на платформе, словно куда-то «едут», имитируя движение поезда.

Но есть в истории и светлые воспоминания: взятие Берлина, влюбленность в будущего мужа, рождение сына и жизнь с семьей в маленькой коммуналке.

К концу, как кажется логичным, на столе уже есть миски и ложки, и умиротворенным гостям предлагается отведать борща хозяйки, но… А вот после этого «но» и произошло то, что меня и, думаю, всех, просто ошеломило.

Не буду открывать всех секретов, но спектакль обязательно порекомендую к просмотру, это очень сильно и заставляет заново задуматься об ужасах войны. 10 из 10.

anna_nikitenko 11 октября 2020, 12:01

Мне очень нравится читать истории из жизни других людей. Не написанные художественным языком (как у Маркеса), а обычные рассказы о событиях и тех чувствах, которые испытывал человек в ту минуту.

А что, если дать страницам дневника вторую жизнь? И поставить их в театре….

Мы посмотрели такой спектакль в прошлые выходные в театре Школа Современной пьесы. Постановка называется «Фаина. Эшелон».

Режиссер Иосиф Райхельгауз решил поделиться с нами историей своей семьи.

Он с детства помнит рассказы своей мамы о том, как их семья отправилась в эвакуцию, и как эшелон, в котором они ехали, попал под бомбежку.

Иосиф попросил маму записать ее воспоминания, так получилась книга «О том, что прошло». А теперь и спектакль.

Формат постановки очень необычный. Действие происходит не на сцене. Все зрители располагаются за длинными столами, а в центре Фаина (Елена Санаева) готовит борщ.

Создается ощущение, что мы пришли не в театр на спектакль, а попали на дружеские посиделки, и слушаем историю хозяйки дома.

В окнах по бокам сцены мигают фрагменты из воспоминаний Фаины: едет поезд (он занимают огромную долю «памяти»), звучит музыка, горит лампа… часто Фаина вспоминает свою маму…

В постановку внесена нотка иммерсивности. Вас встречают люди в форме, ваш эшелон трясётся на дороге, и, конечно же, самым ярким пятном в спектакле становится бомбежка.

Спектакль произвёл на меня сильное впечатление. Он пронзительная, эта история берет за душу. Создаётся ощущение того, что нам не рассказывает сам автор воспоминаний.

А какое приятное и вкусное завершение у этого спектакля! Всех зрителей пригласили отведать ароматного борща со сметаной. Думаю, если бы так встречали и на других постановках, то мой муж смог бы полюбить театр).

Maukas 4 октября 2020, 10:40

Щемящая душу история, написанная мамой режиссера Иосифа Райхельгауза, поставленная им самим и сыгранная великолепной Еленой Санаевой!

Сейчас так много интерактива, что язык не поворачивается упомянуть относительно этого спектакля такое слово.
Напишу, что это полное погружение в воспоминания!

Благодаря очень трогательной и такой близкой Елене Санаевой, героиня которой на кухне готовит фирменный борщ и рассказывает нам о своей семье, о родителях, о войне...

Благодаря режиссеру Иосифу Райхельгаузу, который мастерски ставит спектакль и всей душой погружен в него...

В какой-то момент из кухни, ты переносишься в вагон, на котором едут эвакуированные евреи и оказываешься внутри этого эшелона....

Рассказ тем временем продолжается, жизнь не останавливается. И вот тебе уже накрыли стол и ты чувствуешь аромат борща, слышишь историю, которая звучит не первый раз (ведь наши бабушки любят рассказывать знакомые с детства истории неоднократно), а значит она уже не столь режет сердце...ко всему привыкаешь и к смерти тоже и вдруг 💥

Друзья! Идите на спектакль! И не забудьте взять с собой платок...

Анастасия 1 октября 2020, 02:43

Невероятно личный спектакль с потрясающей сценографией и работой режиссера по автобиографии Фаины Райхельгауз. Вместо зрительного зала оказываешься на кухне, где варится вкусный борщ, ведется неспешный разговор-воспоминание о жизни, о семье, о войне, как будто достается альбом со старыми фотографиями... Все зрители оказываются за одним столом, слушают и слышат. Это пробирающий спектакль, личный, но важный, нужный. И так, кстати, в конце поесть борща, чтобы молча переварить услышанное, осознать, как важно помнить тех, благодаря кому мы сейчас живы. И нет, спектакль не совсем про войну, скорее про семью и нашу память.

Татьяна 28 февраля 2020, 05:11

Очень понравился спектакль и то, как режиссер разместил зрителей за скромно накрытыми столами. От этого создавалось ощущение сопричастности, единения вокруг одной большой общей беды.
Настоятельно советую сходить на спектакль молодому поколению. У них сейчас впечатления о войне складываются в основном по современным фильмам, которые далеко не всегда достойно сняты. У многих уже нет в живых бабушек и дедушек, которые могли бы рассказать о пережитых событиях. А здесь как раз история реальной женщины, на глазах у которой погибали родители. Ей пришлось столкнуться с бедностью, с голодом и жестокостью. Но она не озлобилась, прожила хорошую жизнь и вот теперь делится своими воспоминаниями.

Мадикен 26 февраля 2020, 10:04

Когда я вошла в «Зимний сад» Школы современной пьесы и увидела длинный ряд деревянных столов, то сразу вспомнила тонкий и душевный спектакль театра Камбуровой «Капли датского короля». Я не знаю, как это работает, но подобный антураж всегда настраивает на камерность действия и дружеское застолье.
Спектакль «Фаина. Эшелон» необыкновенный. Это повествование о жизни одной еврейской семьи в предвоенные и военные годы, рассказанное от первого лица. Актриса Елена Санаева так правдиво исполняет роль матери режиссера Иосифа Райхельгауза, чью историю как раз и рассказывают зрителям, что я подсознательно в один из моментов стала подсчитывать, сколько же ей сейчас лет, если в войну она была ребёнком. И только потом вдруг осознала, что передо мной актриса, а не автор воспоминаний.
Конечно, изюминкой спектакля является борщ. Ровно посередине между столами установлена двухконфорочная плита и небольшой стол, за которым актриса шинкует и трёт на терке овощи. Неторопливый рассказ, еврейские песни, аромат тушенных овощей создают интимную атмосферу и переносят зрителей на настоящую кухню. Боже, какой восторг ощущать все эти знакомые с детства запахи, видеть пар, пробивающийся из-под крышки и, конечно, слушать рассказ.
Не секрет, что истории еврейских семей обладают непередаваемым шармом. Особенно, если речь идёт об Одессе. Для меня-то точно, потому что половина корней моей семьи уходят именно в эти места. Это ярко, образно, так по-бабелевски, перемежая житейские и обывательские сложности того времени. И, конечно, апогей рассказа и спектакля - обстрел эшелона и трагическая гибель родителей. Эта тема в спектакле всплывает трижды. И в последний раз настолько неожиданно, что я даже завизжала от ужаса. Дело в том, что режиссёр погружает зрителя в сам эшелон. Вначале мы сидим в трясущемся вагоне, пол ходит ходуном, и это даже забавно. Но затем... Затем мы все попадаем под обстрел. И это хоть и безопасно, но очень неожиданно и впечатляет. Я такое вижу и чувствую в театре в первый раз. И это очень сильно, что даже парализует на несколько секунд. Хорошо, что все это только сценография, механика декораций и прочие инженерные решения...
Когда все заканчивается, душевное напряжение можно снять миской борща и кружкой настоящей водки.
Спектакль получился проникновенный и очень красивый. Например, некоторые моменты окрашивает фантастическая музыка Алексея Архиповского, исполняемая на балалайке Михаилом Кандауровым. Старые черно-белые фотографии, проецируемые на стены, завораживают.

После спектакля я ела борщ со сметаной и чёрным хлебом, а нужно заметить, борща вынесли зрителям аж три!!! большие кастрюли, и думала, как жаль, что со мною нет дочки, мужа, подруги, всех моих близких... Потому что это нужно увидеть, почувствовать и запомнить. Обязательно!

gr28081959 26 февраля 2020, 01:06

В очередной юбилейный год Победы Иосифу Райхельгаузу показалось, что нет ничего более уместного, ничего более правдивого и личного для многих россиян, чем эта история его мамы. Так возникла идея поставить спектакль «Фаина. Эшелон», премьера которого с успехом прошла 22 февраля в зале «Зимний сад» театра Школа современной пьесы.
Итак, автор сценария – Фаина Райхельгауз, по документальной повести которой «О том, что помню… прошло… тревожит» поставлен спектакль, режиссер – Иосиф Райхельгауз, художник - Мария Трегубова (дочь Иосифа Леонидовича, не раз становившаяся лауреатом премии «Золотая маска» и других престижных наград). А еще в конце спектакля на экране мы видим рассказ Брони, сестры Фаины о том, как они ехали в том эшелоне, как летели немецкие самолеты, как бросали в них бомбы…(тогда ей было 12, сейчас 92-й год).
Рассказывает же в спектакле это «семейное предание» заслуженная артистка Российской Федерации Елена Санаева. И, несмотря на то, что Елене Всеволодовне пришлось выучить 18 страниц текста, создается полная иллюзия того, что она говорит с вами от своего лица…
Ну, а теперь все по порядку.
Зрителей погружают в атмосферу спектакля уже при входе в зал, где их встречают довольно-таки суровые сопровождающие в военной форме (Михаил Кандауров, Сергей Подкидин, Кирилл Зайцев и Любовь Цатурян) и рассаживают за длинную вереницу столов, стоящих по обе стороны от кухонного стола, с лежащими на нем овощами и плиты, со стоящими на ней огромной кастрюлей и сотейником. Столы стоят как бы на открытой платформе эшелона и когда все уже расселись, все те же сопровождающие снизу поднимают и закрывают ее борта.
К кухонному столу выходит Елена Санаева и … начинает варить борщ, при этом, как бы между делом, рассказывая нам историю своей семьи.
И пошел наш эшелон в такое уже далекое прошлое!!!
Сколько же в нем пришлось пережить маленькой девочке Фаине!!! И самое страшное воспоминание - о том, как эшелон, в котором ее семья ехала в эвакуацию, попал под бомбежку, и на ее глазах погибли родители…
Об этом мы услышим по ходу действия не один раз – память героини спектакля настойчиво возвращается к этому неотвратимому моменту ее жизни.
Мама осталась для нее вечно молодой и как видение она тоже появляется в спектакле - то мы видим ее за прозрачным стеклом в одном конце зала, то она напевает колыбельную на идиш уже в другом его конце, то идет по столам прямо перед нами… С этой ролью без слов прекрасно справилась Татьяна Циренина.
В памяти героини Елены Санаевой осталось очень много горьких моментов, связанных с войной. Слышать рассказ о них было очень больно… На мои глаза, как и на глаза других зрителей не раз наворачивались слезы и так щемило сердце! А сидели мы за столами лицом и лицу, эмоции свои не спрячешь!
Всплывали в памяти Фаины Райхельгауз и сюжеты, вызывающие леденящий сердце ужас… И он только усиливался от того, что рассказывала их Елена Санаева с совершенно спокойной, будничной интонацией.
Вместе с нашим эшелоном, в видеоряде на экранах с двух концов зала шел и другой эшелон, из фильма-спектакля Галины Волчек и Иосифа Райхельгауза, поставленного в «Современнике» по одноименной пьесе Михаила Рощина. Еще в «эшелон памяти» создателями спектакля был включен и реквием по ушедшим артистам «Школы современной пьесы».
И вся эта «тяжелая артиллерия», направленная на вас с разных концов зала, включающая еще и тревожную музыку, и спецэффекты, вызывает просто ошеломляющее впечатление. Не говоря уже о том, что зрителям в конце спектакля предстоит «прочувствовать на себе» один из страшных моментов войны, поэтому не забывайте, что вы едете в военном эшелоне и выполняйте все команды его сопровождающих, а главное – держите при себе ваши вещи!!!
Спектакль у Иосифа Райхельгауза получился мощнейшим по воздействию на зрителя. Прошло уже несколько дней, а я все не могу отойти от него, такие сильные эмоции он вызвал в моей душе.
Очень рада, что в послевоенные годы Фаина встретила свое счастье – Леонида Райхельгауза, которого как специалиста оставляли работать в Берлине, но из-за всего пережитого за годы войны Фаина не могла согласиться поехать с ним к немцам, а он уже не представлял свою жизнь без нее… И жили они вместе долго и счастливо!!!
От всей души благодарю всех создателей и исполнителей спектакля «Фаина. Эшелон» и надеюсь, что он поможет зрителям, пришедшим на него, о многом в своей жизни задуматься и провести «переоценку ценностей».

nastyusha_happy 25 февраля 2020, 11:56

В театре «Школа современной пьесы» состоялась ошеломляющая премьера спектакля «Фаина.Эшелон». Такого проникновенного и оригинального спектакля я никогда раньше не видела! Второй день нахожусь под впечатлением.
В моноспектакле играет заслуженная артистка РФ-Елена Санаева, она рассказывает историю жизни еврейской девушки Фаины, во время Великой Отечественной войны, при этом, в течение всего рассказа она варит настоящий борщ. Признаться честно, иногда я забывала, что она играет роль-настолько естественно она рассказывала. Её эмоции, песни, воспоминания периодически вызывали у меня мурашки. Толи из-за того, что так было организованно пространство в зале, толи мне попалось удачное место, все время казалось, что артистка смотрит именно на меня, и я ловила себя на том, что киваю ей, чтобы поддержать разговор. Периодически я забывала, что нахожусь в театре, а не у неё в гостях.
Наверное такие истории, проникающие в самое сердце и заставляющие содрогнуться есть в каждой семье, которую так или иначе коснулась война.
Но спектакль нужно смотреть обязательно. Чтобы ещё раз вспомнить, как воевали и теряли, как любили, боялись и побеждали.
Тем более театр ещё удивляет своей подачей и исполнением. Сцены как таковой небыло, вместо неё в «Зимнем саду» соорудили конструкцию, имитирующую открытые железнодорожные платформы, на которые в один длинный ряд расставили столы и стулья. Люди, в одежде железнодорожников рассаживают зрителей друг напротив друга, закрывают борта эшелона и мы вместе с героиней отправляемся в путь.
Когда начинается движение, конструкция раскачивается, а на стенах мы видим мелькающие деревья, отрывки военных действий. Все очень реалистично. И в этот момент зрители узнают от рассказчицы ужасные подробности эвакуации Фаины и ее семьи из Одессы. На их эшелон был совершён налёт фашистской авиации, очень много людей погибло, в том числе и молодые родители Фаины. Они с сестрой остались совсем одни. После всего случившегося мама часто приходит к ней в воспоминаниях, всегда в одном и том же образе. А мы,зрители, видим перед собой молодую артистку,Татьяну Циренину, сыгравшую молодую маму Фаины. Она появляется как видение, в белом платье, вся сияющая под лучами прожекторов.
Весь спектакль смотрится на одном дыхании. Люди, сидевшие напротив меня время от времени закрывали лицо руками, представляя страшные картины войны и пытаясь скрыть слёзы.
В финале нас ждал неожиданный поворот событий, немного страшный и пугающий. Я не буду рассказывать подробности, чтобы не портить вам впечатления от просмотра. Но советую обязательно прислушаться ко всему о чем вас попросят!
И ещё одним необычным моментом станет борщ, который является не просто сценическим элементом, а угощением для пришедших гостей от главной героини. Борщ оказался очень вкусным, приготовленным по особому рецепту. Советую попробовать!
Очень рада, что открыла для себя этот театр с талантливыми и известными актерами. Мечтаю пересмотреть в нём все спектакли.

Наталья 24 февраля 2020, 08:08

Именно так и нужно отмечать юбилей победы: рассказом реальных свидетелей тех событий, а не пускающими пыль в глаза и расточительными парадами.
Браво режиссеру Райхельгаузу за такую интересную придумку, за допуск к самому сокровенному – к воспоминаниям собственной матери. В этих воспоминаниях много боли от пережитых страданий. Но много и любви, нежности.
Елена Санаева, исполняющая роль Фаины, ведет свою беседу спокойным будничным тоном за приготовлением борща. И этот антураж еще больше подчеркивает весь ужас пережитого. Усиливают впечатления также кадры кинохроники, видео из других спектаклей театра. Ну и, конечно, эффект движущегося эшелона.
Я плакала от эмоций. Никогда не видела ничего подобного и рада, что в ШСП создали такой удивительный спектакль.

Елизавета Ефремова 24 февраля 2020, 03:39

Уже семьдесят пять лет прошло с Победы, но раны, нанесенные войной, в душах россиян так и не затянулись. Вроде бы как давно это было, но рядом живут люди, помнящие все не по наслышке. Да, многие из них ушли, но живы их дети, внуки, к которым по наследству перешла Память. Вот и Иосиф Райхельгауз поставил в Школе Современной пьесы спектакль "Фаина. Эшелон", основанный на воспоминаниях его мамы. Маму играет Елена Санаева. Но слово "играет" здесь абсолютно неуместно: Елена Санаева настолько естественна в этой роли, что во время спектакля приходится себе напоминать, что передо нами актриса, а не реальная женщина, рассказывающая историю своей жизни. Да и вся окружающая обстановка способствует полному погружению в воспоминания Фаины Иосифовны Райхельгауз. На этом спектакле мы не зрители, мы гости, сидящие за длинным рядом разнокалиберных столов и слушающие мерный голос женщины, пережившей войну, эвакуацию, гибель родителей и обретение родных. Елена Всеволодовна... или Фаина Иосифовна варит борщ, чтобы накормить всех нас, своих многочисленных гостей и очень спокойно рассказывает о страшном. Она уже столько раз это рассказывала своим детям, внукам, друзьям, что боль уже не лежит на поверхности, она загнана в глубину души, но самые страшные моменты всплывают снова и снова с трагической навязчивостью памяти. Сценограф спектакля Мария Трегубова не гостья за этим то ли праздничным то ли поминальным столом - Фаина Иосифовна ее бабушка, Мария выросла под ее рассказы, ей хорошо знаком вкус знаменитого бабушкиного борща. Может быть именно поэтому обстановка спектакля казалось бы столь нам всем родная и привычная, взрывает память, взрывает эшелон, взывает историю, очищая души от наносной шелухи. Не уходите со спектакля "Фаина. Эшелон" не попробовав борща - это не просто борщ, это не просто еда, это причастие. Преломите хлеб и выпейте чарку водки, помянув ушедших, и за здравие живых.

Elena 24 февраля 2020, 01:14

22 и 23 февраля прошли премьерные спектакли «Фаина. Эшелон» в театре Школа Современной Пьесы, ну а мне удалось попасть на пресс-показ за день до официальной премьеры. Пропустить такое приглашение не представлялось возможным, так как эту премьеру я ждала еще с ноября, когда Иосиф Райхельгауз рассказывал о ней во время Ночи искусств. И вот, наконец, удалось это увидеть.
Весь спектакль, по сути, монолог: великолепная Елена Санаева читает, вернее, рассказывает историю, написанную Фаиной Райхельгауз, матерью Иосифа Леонидовича и, соответственно, бабушкой Марии Трегубовой, сценографа спектакля.
В постановке занято всего две актрисы: собственно Елена Санаева и Татьяна Циренина. Кроме того, есть сопровождающие: Михаил Кандауров, Сергей Подкидин, Кирилл Зайцев и Любовь Цатурян. Они осуществляют всю "организационную" часть: рассаживают зрителей (билеты без мест), накрывают столы и пр.
История жизни. Жизни, на которую пришлись страшные годы войны... Очень просто, как бы на ходу вспоминая то, что рассказывает, Елена Санаева говорит и говорит, в то же время занимаясь... приготовлением борща. Это сочетание самых простых, обыденных действий и страшной истории (впрочем, прерывающейся на комментарии к готовке: поджарку надо сделать, достаточно ли капусты, не слишком ли сильный огонь) заставляет особенно остро (хотя куда уж, кажется, острее) чувствовать и сопереживать.
Но актрис в программке заявлено две - так и будет, конечно. Татьяна Циренина исполняет безмолвную роль образа матери рассказчицы, которую осиротевшая Фаина запомнила молодой. Как призрак, как воспоминание этот образ появляется то за полупрозрачной дверью, то далеко, в окне напевает колыбельную на идиш, то идет прямо по столам...
Явление образа матери не единственный (о, далеко не единственный) спецэффект этого спектакля. Если 20-30 лет назад эта постановка бы осталась только спектаклем-монологом, спектаклем-историей, где главные и практически единственные инструменты воздействия на зрителя - лишь голос актрисы и произносимый ею текст, то сегодня ШСП полностью, кажется, задействовал все возможности техники вообще и особенности зала нового здания в частности. Тут и видео проекции, и мастерская работа со светом, и звуковое оформление, и зал-трансформер, и многое другое, - не хочется перечислять все, просто чтобы не раскрывать уж все секреты. Скажу только, что простодушный рассказ Фаины об ужасах войны и о своей непростой судьбе оттеняется, с одной стороны, столь обычным, мирным действием, как приготовление борща, а с другой - вот этими спецэффектами, вовлекающими в действие и зрителей (кстати, советую слушаться "сопровождающих эшелон" и следовать их указаниям). Зрителям придется испытать обширную гамму чувств. Прослезиться, сопереживая рассказчице и ощутить выброс адреналина, как на аттракционе (довольно страшном аттракционе, надо сказать).
Кстати, живой звук присутствовал в лице Михаила Кандаурова, играющего на балалайке. Так вот - никогда я не слышала, чтобы звуки балалайки воспринимались настолько тревожными.
В конце концов столы сервируют "сопровождающие эшелона" и рассказчица с мамой наливают всем желающим борщ.
Если честно, мне после пережитой истории было определенно не до еды, но большинство очень даже попробовало угощение. Говорят, борщ был вкусный.
Так как я была на пресс-показе, обед плавно перешел в пресс-конференцию: Иосиф Леонидович, Елена Санаева и Мария Трегубова рассказывали о спектакле, отвечали на вопросы и интересовались мнением первых зрителей о спектакле.
На мой взгляд, спектакль удался. Конечно, это определенно не тот случай, когда можно отдохнуть, расслабиться и просто развлечься. Здесь нужен зритель, готовый слушать и сопереживать. Вспомнить и историю своей семьи, ибо в нашей стране вряд ли найдутся те, чьи семьи та страшная война не коснулась. Но такие постановки нужны, обязательно нужны людям.
Спасибо огромное за этот спектакль театру Школа Современной Пьесы и Иосифу Райхельгаузу.

Молчанова Татьяна 24 февраля 2020, 01:06

Огромная благодарность всем создателям этого спектакля! Сильнейшие впечатления при, казалось бы, очень скромных исходных составляющих.
Простые деревянные столы выстроены в длинный ряд. Тесно составлены стулья для зрителей. Всё это находится на возвышении, и будут моменты, когда возникнет полная иллюзия мчащегося эшелона. А пока в центре появляется пожилая, очень располагающая к себе женщина, в которой зрители старшего поколения сразу узнают известную актрису Елену Санаеву. Женщина начинает готовить борщ, одновременно рассказывая историю своей жизни (в основе– воспоминания матери постановщика спектакля И.Райхельгауза). Е.Санаева не играет «еврейскую маму», она говорит естественно, подбирая слова, обращаясь, кажется, к каждому из слушателей. Нас знакомят с судьбой одной из миллионов наших соотечественниц. В этой судьбе были радости и беды, встречи с хорошими и плохими людьми. Вот только детство Фаины оказалось перечёркнуто страшной войной, и память вновь и вновь возвращает её в эшелон, где на её глазах погибли от бомбёжки родители – и это забыть невозможно. И зрителям также не дадут остаться в «зоне комфорта» (подробности оставляю скрытыми для будущих гостей театра). Последний раз о бомбёжке эшелона расскажет нам с экрана сестра Фаины, а запись эта сделана только что – в феврале 2020 года – и это сильнейшая эмоциональная точка постановки!
Выше было сказано о минимализме постановочных средств – но это видимая простота. На самом деле спектакль рождён усилиями большого коллектива, и эти зримые и невидимые помощники сопровождают нас в течение всего действия – это тоже поймут те, кто придёт на спектакль. Хочется отметить Татьяну Циренину, создающую образ матери Фаины, присутствующий в её сознании, и очень деликатное музыкальное сопровождение М.Кандаурова на балалайке. А ещё бесконечно трогательным было присутствие на спектакле Иосифа Райхельгауза, который тихо перемещался за спинами зрителей и с необыкновенным участием следил за первыми шагами своего недавно рождённого творения.
Никто из зрителей не остался равнодушным, ощущая себя собеседником Елены Санаевой, сопереживая всем перипетиям судьбы её героини.

Галина 21 февраля 2020, 09:24

В зале "Зимний сад" театра "Школа Современной Пьесы сегодня состоялся пресс-показ спектакля "Фаина.Эшелон". Это не спектакль - развлечение, это не спектакль - впечатление, это разговор - сопереживание, это размышление - воспоминание. Туда надо идти, если слово "война" ассоциируется у вас не с фильмами, книгами или видеоиграми, а с реальными событиями вашей семьи. Потому что в начале этого действа я ловила себя на мысли, что выпадаю из рассказа, который ведет Елена Санаева, исполнившая главную роль, Фаины.
Выпадаю и думаю о том, что подобный рассказ мог бы поведать почти любой человек того поколения, что и в моей семье война унесла многих, от маленького моего дяди, умершего от голода в эвакуации, до всех семерых братьев одного из дедов, маминого отца. И самого деда тоже, в 1942-м. И второго деда, отцовского отца, 8 мая 1945-го, под Берлином уже...
А рассказывает Елена Санаева подлинную историю матери художественного руководителя театра и постановщика этого спектакля Иосифа Райхельгауза. Историю жизни, историю эвакуации, бесстрастным голосом, попутно варя борщ, сообщая нам, зрителям, как на эшелон во время эвакуации был совершен налет фашистской авиации и на глазах девочек, Фаины и ее сестры, были убиты родители. Вернуло меня в действие то, что девушка, сидевшая рядом, заплакала. Я снова стала слушать. Честно говоря, мне кажется, что о таких страшных вещах в жизни и рассказывают вот так, бесстрастно, иначе просто сорвет крышу. Но для театра мне все-таки не хватало эмоций. Да и то, что это пресс-показ, все с фотоаппаратами, тоже отвлекало. Но я и сама с трудом сдержала слезы, когда рассказ пошел уже об окружающих Фаину людях. Меня шокировала история немца, женившегося на еврейке и вынужденного совершить столь страшный поступок, что жить после такого, мне кажется, невозможно. Не хочу спойлерить, сами узнаете, если пойдете. Но он ничего, выжил, и даже женился и родил сына. Да, убивался и каялся, но выжил. Меня трудновато уже пронять такими вещами, я много читала и смотрела на эту тему, была в Освенциме... Да что Освенцим, достаточно прочитать "Бабий Яр". Но тут... это ужасно, и слезы невольно наворачиваются на глаза.
Эмоции же мне дарило появление на сцене (ну как на сцене - в зале, скажем так, ибо сцены нет, все сидят за длинной чередой столов) Татьяны Цирениной, сыгравшей роль матери Фаины. Она погибла молодой, вот и играет ее молодая актриса. Вот именно она была пронзительна, проникновенна, жаль, что ее было так мало.
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР!!! Кстати, раз я заговорила о сценографии. Всех посадят за деревянные столы, уставленные в длинный ряд, их накроют вышитыми скатертями, чтобы накормить сваренным тут же борщом,.. но не расслабляйтесь, внешние обстоятельства могут вмешаться в планы... Советую не игнорировать указания тех, кто станет Вами командовать, прижаться к стене, и не забывать на столах и под столами свои вещи, особенно, если будете сидеть в центральной части стола. Это было неожиданно,.. как налет авиации.
Борщом потом таки накормили. Но в горло он лез после всего с трудом...

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма