Отзывы о "Фаина. Эшелон"
Это было сильно, мощно, но и по-домашнему легко. В субботу я снова вернулась в любимый когда-то театр - "Школа современной пьесы". Еще в бытность его на Белорусской я пересмотрела почти весь репертуар, но потом как-то отвлеклась на другие театры. И вот вернулась. Точнее, для меня это было как новое открытие, потому что в здании на Неглинке, 29 я не была ни разу. Здесь, конечно, есть где развернуться)
Спектакль, на который я шла не просто так, а с ожиданием чего-то такого, не подвел. Я читала отзывы, все они были такие... не заказные, а искренние. Очень хотелось этой искренности. И вот. "Фаина. Эшелон".
Монолог на кухне, воспоминания мамы худрука театра Иосифа Райхельгауза Фаины. В главной и практически единственной роли народная артистка РФ Елена Санаева. Воспоминания страшные - *****, эвакуация, гибель людей,все самые низменные и самые высокие порывы души выплескиваются в ровное и спокойное повествование. Женщина варит борщ и в процессе просто и обыденно рассказывает страшные эпизоды того времени. И от этого еще больше проникаешься. Длинный стол, вокруг которого сидят гости (рассадка свободная, кто куда успел, тот туда и сел), в центре расположена плита и разделочный столик. И вот, за приготовлением борща, иногда прерываясь от комка в горле, будничным тоном идет рассказ об эвакуации, о жизни и смерти, о выживании, о том, как остаться человеком. Это очень сильно!
Два экрана в торцах стола периодически показывают отрывки из художественных и документальных фильмов, есть даже кусочек интервью с сестрой главной героини Броней. За спиной у меня играет акустическая балалайка, нас потряхивает на помосте, где установлены стол и стулья, как при качке вагона.Борщ почти готов, рассказ почти окончен и вдруг вокруг шум, крики: "К стене, всем к стене!" Из-под нас вырывают стулья, мы в недоумении отскакиваем к стене. Бомбят эшелон.
Конец. И только через пару минут всех приглашают попробовать тот самый борщ, который весь вечер варила героиня.
Я не буду пересказывать сам сюжет, нужно идти и смотреть, слушать, проживать. Без ура-патриотизма, без рванья на себе рубашек и выкрикивания лозунгов, вот так просто, жестоко и честно, с любовью к людям и уважением к себе.
И ложка дегтя лично для меня( Рядом со мной приземлилось нечто. Оно сопело и сморкалось и весь спектакль сидело в наушниках в телефоне и смотрело... футбол. Все остальные пришли по адресу, а это ...недоразумение заняло чье-то место.
Сходите. Подумать, почувствовать, прожить.
Спектакль «Фаина. Эшелон», о котором сложно говорить, но ещё сложнее о нем промолчать.
Спектакль с необыкновенной сценографией: зрители сидят по обе стороны длинных столов, в центре которых Елена Санаева варит самый настоящий борщ и ведёт свой рассказ. Рассказ о том, как она с младшей сестрой и родителями попадает в эвакуацию, за время которой становятся сиротами. Налёт фашистских самолётов на эшелон, в котором ехала семья, и гибель родителей на глазах детей.
Постепенно и ненавязчиво столы покрываются белыми скатертями, расставляются металлические тарелки и кружки и наше зрительное место превращается в тот самый эшелон. Создаётся тряска, имитация движения поезда, бегут чётно-белые кадры, звуки песен военных лет и мы едем.
По ходу спектакля зрительный зал заполняется запахами тушевых овощей и сваренного борща. И вы ощущаете себя на кухне у близкой родственницы, которая спокойно и без лишних эмоций рассказывает о страшных днях войны, о геноциде еврейского народа, о безысходности в концлагерях и, несмотря на это, о жизни.
Ничего более реалистичного и правдоподобного на тему Великой Отечественной войны я не видела. Слез было много. Долго не хотелось даже говорить. Хотелось думать, переварить и сходить на спектакль второй раз.
Борщ, кстати, был доварен и им могли угоститься все желающие зрители. Но в горле спазмом стоял ком. Очень хотелось попробовать кулинарный шедевр Елены Санаевой, взяв себя в руки, я его отведала. Как и думала, это был самый вкусный борщ.
Нам необходим этот честный разговор по-душам, такой близкий и родной, проникновенный и глубокий, чтобы помнить, чтобы детям рассказать, чтобы благодарить!
Спектакль-воспоминание, искренний разговор о судьбе миллионов людей, чьи жизни затронула эта страшная война. А ведь таких, кого она обошла и не было.
Есть ли что-то страшнее войны!?
Вопрос риторический. А сколько в нем боли. У каждой семьи есть свои страшные воспоминания про Великую Отечественную...
Не так много знаю спектаклей на эту тему, ещё меньше видела. Но есть такие, о которых говорят все.
«Фаина. Эшелон» в театре ШСП.
Как же я давно хотела попасть на эту постановку. И как же много о нем слышала. Сбылась моя театральная мечта.
Спектакль основан на документальной повести и от этого каждое слово берет за душу, выворачивает ее на изнанку, трогает такие ниточки, которые могут быть задеты только если откликается. А здесь как раз откликается очень мощно!...
Постановка основана на воспоминаниях Фаины Райхельгауз, матери режиссера, которая рассказывала близким историю своей жизни. Все это и было собрано в книгу.
Удивительным образом организована сцена и она же место для зрителей - это воссозданное пространство открытого вагона эшелона, где в ряд стоят столы и за которым сидят зрители.
И на сцене главная героиня варит борщ. Да, да! Заслуженная артистка России Елена Санаева варит реальный постный борщ. Трёт морковку, делает зажарку, рассказывает про фасоль, ну и добавляет соль-перец по вкусу…. Варит борщ и рассказывает о жизни своей героини.
В такой обстановке ты ощущаешь себя в гостях. Усиливает это чувство распространяющиеся запахи овощей и может показаться, что ты не в театре, а на кухне у Фаины.
С помощью света создаётся эффект движения и мы как-будто едем в том вагоне, на котором в детстве ехала Фая в 1941г. и в миг стала сиротой. И с того момента ее жизнь кардинально изменилась.
Кроме света есть и другие эффекты. Не буду раскрывать все особенности постановки. Но точно скажу - есть в ней ещё один мощнейший эпизод, который я хочу увидеть снова. У меня как-будто сердце на минуту остановилось, когда я его увидела...
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.