Спектакль Петрушка, Шахерезада
Виртуоз режиссерских реинтерпретаций, когда в заигранные партитуры убедительно вчитывается новый острый сюжет, в «Шахерезаде» Алексей Мирошниченко вышел на новый уровень соревнования с балетами-мифами. Оттолкнувшись от курьезного проявления балетной безграмотности (постановка Михаила Фокина по сюите Николая Римского-Корсакова для дягилевской труппы называется «ШЕхеРАзада», о чем профильные редакторы не устают напоминать театрам и артистам), Мирошниченко взял эту музыку как будто впервые и с нуля создал историю о незримом и угрожающем повседневном присутствии теней персидских предков, которые в мгновение ока не оставили ничего от прогрессивных начинаний последнего шаха Ирана. Сжатая по формату, «Шахерезада» благодаря союзу хореографа со сценографом Альоной Пикаловой и художницей по костюмам Татьяной Ногиновой аккумулирует традиции и атрибуты больших балетов, к которым современные хореографы, казалось, давно утратили вкус и ключи. Рассказанная как воспоминание-сон бывшей императрицы Ирана, возлюбленной и супруги шаха, «Шахерезада» через шествия, процессии и характерные танцы в небольшом пространстве и за малое время дает впечатление грандиозного кровавого эпоса. Его венчает расправа фанатичной толпы со своими светскими правителями.
Сергей Конаев