Отзывы о "Четвертая высота. Сочинение на тему"
Пару лет назад узнала про театр «Спектакли Ксении Зориной». Именно эти постановки проиллюстрировали мне понятие «сторителлинг». Всё, что видела, запомнилось благодаря оригинальности, выверенности и цельности вещей. Репертуар не слишком большой, поэтому удалось посмотреть все взрослые спектакли.
Когда пару недель назад встретила анонс о премьере «Четвертая высота. Сочинение на тему», было желание поскорее увидеть новую работу.
Тема, взятая для постановки, это материалы трех глав о раннем детстве Гули Королевой из документальной повести Елены Ильиной «Четвертая высота». Была такая девочка, которая снималась в довоенном кино, а в 20 лет погибла, отправившись добровольцем на фронт. Нынешнее поколение вряд ли слышало это имя. Я же когда-то читала книгу, но в памяти остались лишь само имя да факт героической гибели.
Именно с этого момента, момента гибели, и начинается действие. Перед предсмертным взором начинают проноситься воспоминания девичьей короткой жизни. Все показывается пластическими этюдами и несколькими словами-фразами. Четыре участницы: Ольга Злодеева, Люсьена Любимова, Наталья Румянцева и Марика Шмуксе, — становятся поочередно то Гулей, то ее мамой.
Для меня считывалось, но количество повторов одной и той же фразы, произносимой с разными интонациями, зашкаливало. Моей подруге, незнакомой с книгой и историческим персонажем, было совсем тяжело, в основном потому, что детство девочки, несмотря на разноцветные мячи и голубое ведро, ощущалось безрадостным и тоскливым. И повторы, мне кажется, тому виной.
Вся постановка напоминала пирамиду из пластиковых кубиков, которые участницы последовательно подставляют в строение, не имея данных о финальном замысле архитектора. Здание выглядит ненадежным и шатким, и лишь каким-то чудом не разваливается.
У меня не было подобных ощущений при знакомстве с другими спектаклями, те казались цельными и крепко сбитыми, но я видела результат не премьерных прогонов.
Очень надеюсь, что вещь будет доработана и дополнена (в чем-то усечена). Сейчас ее можно порекомендовать лишь учащимся театральных ВУЗов в качестве пособия «как произнести одну фразу с 16 различными интонациями» или изучающим русский язык как иностранный — «повтори, чтобы запомнить».
Подобное странное преподнесение материала напомнило виденный в этом сезоне спектакль Вадима Демчога «Кто Гамлет». В нем регулярно роли переходили от одного актера к другому. Эти пятнашки сбивали с толку, а общая канва увязла в подкидывании монетки и во фразе: «Быть или не быть...Быть или не быть...Быть или не быть», произнесенной практически скороговоркой раз двадцать пять.
Быть или не быть спектаклю «Четвертая высота. Сочинение на тему»? Хотелось бы, чтобы БЫТЬ. Но без доработок, на мой взгляд, жизнь его будет много короче, чем яркая вспышка жизни замечательной девочки-девушки Гули Королевой.
У Ксении Зориной новый спектакль по чудесной книжке Ильиной "Четвёртая высота".
Надо сказать, что ее театр - это один из тех 4-5 театров в Москве, которые мне кажутся действительно интересными, и стоящими внимания. Поэтому каждый новый спекатакль здесь я жду с любопытством.
Оказалось, что "Четвёртая высота" - это совсем не история, как предыдущие. Это скорее попытка передать ощущения, настроения и атмосферу детства. Когда важна каждая мелочь, когда одна фраза становится историей, когда мечта может сосредоточиться в синеньком ведерке, но ты вырастаешь из нее, просто подержав его в руках.
Несколько эпизодов из жизни маленькой Гули Королевой играют сразу 4 актрисы. Каждая их них одновременно Гуля, и каждая в какой-то момент становится ее мамой. Повторы слов, пластика, оттенки чувств. Да, есть в этом формате что-то от нелюбимого мной Электротеатра, в котором форма заменяет все остальное. Но здесь слишком много эмоций прячется в маленьком спектакле, чтобы говорить о торжестве формы. Вот, хотя бы как они все смотрят на слона!
Добавляет ли такой подход глубины ощущениям и удовольствия зрителям? Не уверена. Но почему бы было не попробовать?
Пожалуй, по-крайней мере, поначалу, спектакль кажется больше набором этюдов, чем цельным произведением. Да, собственно, он и есть только отрывок - первые несколько глав из книги, и даже ни одна из 4х высот еще не взята Гулей. Но яркий характер маленькой упрямой девочки, уже виден. И большой мир, с которым она знакомится, оказывается очень настоящим, хотя на сцене нет почти ничего, кроме нескольких условных мячей и ведерка.
То, что нам показали, довольно необычно и непросто для восприятия. Оставляет в некотором недоумении и заставляет ждать продолжения. Обрывается на произвольном месте, и тем самым вынуждает подсознательно искать какую-то общую веревочку, на конце которой будет завязан бантик великого замысла. Впрочем, не уверена, что я его обнаружила. И даже не уверена, что его надо искать. Возможно, смысл просто в том, что детство - это свой особый мир, мир очень сильных и хрупких одновременно ощущений, время создания и становления характера, который рождается при столкновении эмоций и концентрации сознания, мир, который так легко вспомнить, и так просто потерять навсегда.
Эпизоды из книжки отлично считывались. Но это при условии, что вы знакомы с первоисточником. Я что-то помнила почти дословно (например, про "толстые веревки" и про слона), а что-то вспоминала на ходу. А прийдя домой, естественно, перечитала начало. И очень рекомендую сделать это до спектакля. Восприятие будет гораздо более ярким.
Мне и вообще кажется, что человеку, не знакомому с первоисточником, будет сложно воспринимать происходящее. Слишком многое сделано на уровне намеков и пластики.
Если предыдущие спектакли, поставленные по мифологическим сюжетам, я рекомендую просто всем и однозначно, то здесь сложнее. Это может зацепить, а может и нет. Мне самой ближе вариант сторителлинга, но кто знает, может быть вы найдете свой катарсис именно здесь, попав на одну волну с актерами в каком-нибудь из эпизодов.
P.S. Пару дней спустя я поняла, что мне надо пересмотреть это где-нибудь через год. Сначала было непривычно и странно. А потом я перечитала начало книги. И вот уже несколько дней не выходит из головы - это вот начало жизни маленького человека в большом мире. И теперь я думаю, что идея прекрасная совершенно, но может быть воплощение немного не теми средствами, которые я люблю и к которым привыкла. У меня вообще тяжело с пластикой и образным мышлением.
В отзывах народ обсуждает было ли давление мамы, или нет. Я его не увидела. Понимаю, что подразумевается, но мне показалось, что это не так важно, как вступление в мир взрослых вообще. Первые барьеры, первые запреты, первые иносказания....
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.