Спектакль Маленький господин Фридеман
Господин Фридеман любил жизнь. Он наслаждался книгами и скрипкой, маленьким садиком у дома, поющей птицей, душистым цветком. Он был благодарен жизни за красоту и гармонию. Маленький господин Фридеман смиренно принимал свое несовершенство, жил без злобы и зависти в большом и спокойном мире. Он отрекся от любви, которая приносила ему лишь боль. Больше не было ни смятения, ни жара, ни мучительной горечи. Но она пришла, как и полагается, не спросясь. Любовь обрушилась лавиной, огромной и стремительной. И все померкло, кроме взгляда госпожи фон Риннлинген, ее влажных узких близко посаженых глаз.
Как примирить универсальный космос и короткую, полную страстей и потерь человеческую жизнь. В огромном мире смешное и трагическое, прекрасное и безобразное совсем рядом. Но для человека так трудно достижима эта цельность жизни.
Восхитительный неспешный язык великого Томаса Манна, его лирика и трепетность, его ирония и философская мудрость стали в МТЮЗе театром — смешной, трогательной, нежной, страстной игрой.
Отзывы о «Маленький господин Фридеман»
Ещё 9 отзывовОчень необычный и заставляющий задуматься спектакль. Казалось бы, маленький человек, который был покалечен в младенчестве, но смиренно принимает свое несовершенство и продолжает любить жизнь. У него есть дела, в свободное время много читает, музицирует, любуется садом... Да, решил избавить себя от тягостей любви и привязанностей, но чувства не обмануть. Заканчивается всё предсказуемо грустно, но так искренне, честно, современно.
Отдельно хотелось бы отметить работу режиссера, такие необычные сцены, переходы, музыкальное сопровождение. Актеры великолепны. Постановка получилась очень современной, хотя и сохранившей неспешное повествование.
Это уже третий спектакль Гончарова, который я смотрела в этом театре и его режиссерский подчерк оказался мне близок.
Актеры в «Маленьком господине Фридемане» бесстрастно рассказывают зрителю авторский текст, перемежая его мизансценами (как у Камы Гинкаса в «Даме с собачкой»).
Роли рассказчиков взяли на себя три актрисы, одна лучше другой - Алена Стебунова, Полина Одинцова и Евгения Михеева, а также актер Дмитрий Агафонов, тот самый Иоганн Фридеман.
За полтора часа им удалось показать зрителю всю короткую, лишь 30-летнюю, жизнь этого маленького человека, по недосмотру кормилицы ставшего инвалидом (на глазах у зрителей в самом начале спектакля из эластичного бинта актеру делают горб) и лишенного, частично, прелестей нашей жизни, прежде всего, вынужденного отказаться от любви.
При этом, на мой взгляд, он был гораздо счастливее своих незамужних сестер – жил себе поживал, ни в чем не нуждался, созерцал мир, любил элегантно одеваться, имел свою ложу в театре, куда ходил чуть ли не каждый день, а, главное, испытывал любовь и заботу своих сестёр (а это, ох, как немало!!!) – в то время, как его незамужние сестры занимались лишь домашним хозяйством и всю свою нерастраченную любовь изливали на брата, правда, иногда, беззлобно подтрунивая над ним.
Так бы и прожил он свою тихую, уютную, и, отнюдь, не мрачную, жизнь, не появись, на его беду, в их городке Герда фон Риннлинген, подействовавшая на него, как удав на кролика... Иоганна неудержимо влекло к ней!!! Эмоции накрыли маленького человека с головой и голос разума перестал быть им слышен. Оказалось достаточно одного презрительного взгляда красавицы, чтобы пог***** жизнь Иоганна Фридемана и разрушить жизнь его сестер...
Дмитрий Агафонов блестяще передал все чувства и эмоции своего персонажа.
Всех других персонажей новеллы Томаса Манна играют те же актрисы, которые исполняют роли сестер и делают они это просто замечательно, мгновенно преображаясь из кукольно-красивых, но, в то же время, практически безликих образов, в яркие индивидуальности. Такие вот здесь происходят метаморфозы.
Очень удалась Алене Стебуновой роль матери, столько в ее взгляде было трогательной любви к своему сыну...
Пьяную кормилицу, виновницу всех бед несчастного Иоанна, просто превосходно показала Евгения Михеева.
А Полине Одинцовой досталась роль той самой Герды фон Риннлинген – женщины, сыгравшей роковую роль в жизни Иоганна Фридемана. Образ этот получился у режиссера слишком сложносочиненный – Герда и приемы ушу нам демонстрирует, и дверь ногой открывает... Люблю эту актрису, но, на мой взгляд, бездушную и циничную фон Риннлинген надо было играть жестче, у Полины же получилась лишь скучающая и не знающая, чем бы еще себя развлечь, красотка. Но, видимо, именно такую задачу поставил перед ней Гончаров.
А каких чудесных сплетниц показали Алена с Полиной! Один из ярких и запоминающихся эпизодов спектакля.
Сценография спектакля лаконична и подчеркивает, что герой его – маленький. Поэтому сразу после начала со сцены убирают большое кресло и ставят маленькое (но настоящее, а не игрушечное), потом выносят бонсай и, как символ, стоит это карликовое деревце в течение всего действия.
Режиссерской фантазии в спектакле – хоть отбавляй! Немецкая речь здесь переплетена с песней Тимы Белорусских «Незабудка твой любимый цветок…», японской чайной церемонией, палками для скандинавской ходьбы, планшетом, играющим роль горящего камина (и не только ее), отбиваемой в своих мечтах Иоганном под ирландские мотивы бешеной чечеткой, демонстрацией приемов восточных единоборств Гердой фон Риннлинген – поверьте, перечислять все интересные режиссерские ходы можно еще долго!
Большой плюс камерных пространств в том, что зритель ощущает свою сопричастность к происходящему на сцене и переживает более сильные эмоции. Вот и у меня перед глазами до сих пор стоит взгляд Дмитрия Агафонова – как у затравленной собаки и сердце продолжает сжиматься от жалости к его маленькому господину Фридеману!
Читайте про другие
события
Актеры «Маленький господин Фридеман»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.