Отзывы о "Человек с глазами Моцарта"
Очень понравился спектакль "Человек с глазами Моцарта", задел до глубины души. Спектакль о непростом времени ***** и о том, как люди переживают это время. Кто-то остаётся, человеком, кто-то превращается в нелюдь. Спасает только любовь.
Со сцены как манифест заучит: Человек жив, пока его любят! Это универсальное послание всем нам, которое актёры виртуозно доносят до зрителя.
Поразила работа Анны Каменковой, которая из красавицы перевоплощается на сцене в страшную, трагическую старуху.
Сцена с руками на стены пробрался до мурашек.
Вообще поразили декорации, вернее, умение режиссёра создать нужную атмосферу практически без них, а только при помощи света, тени и музыки.
Браво!
21 октября посмотрела спектакль Юрия Грымова "Человек с глазами Моцарта" в театре "Модерн". Когда в зале закрывается занавес и зажигается свет, все ещё сидят, затаив дыхание. Шуметь после увиденного и прочувствованного не хочется, все «аплодируют» молча. Играет "Смуглянка". Кто-то плачет...
Об этой постановке сложно рассказывать, - передать суть можно, но понять можно, только посмотрев самому. "Человек с глазами Моцарта" - это история о начале *****, история, в которой нам показывают, как ***** пришла не в страну и города, а в семьи, в жизни отдельных людей. Как всегда Юрий Грымов вложил много глубоких смыслов и символики, а некоторые фрагменты и вовсе совпали с настоящим, но не считаю своевременным разбирать такие детали именно сегодня...
"Человек с глазами Моцарта" - это о страшных буднях в сумраке *****, где как и в обычные дни находится место любви и верности, надежде и вере, ревности и предательству, жестокости и доброте.
Главная героиня Надя готова на все, чтобы узнать, что ее муж жив, что скоро вернётся домой. Готова даже верить местной ведунье, обменивая последнее на золотые кольца - плату за сомнительную информацию.
Её маленькая дочка Леся ещё не отличает жестоких шуток старших ребят от правды, искренне доверяет детским обрядам и разговаривает с предметами. Но она уже отчётливо понимает, что ее лишили отца, и презирает тех, кто это сделал.
Старшие ребята Шурка и Ванька - сытые, а потому наверное все ещё по-детски жестокие дети более везучих родителей. И они ещё не знают лишений *****, поэтому их основная задача пока ещё игры. Но дети всегда играют, копируя своих родителей. Поэтому Шурка и Ванька не стесняются насмешек над Лесиным голодом и повторяют за взрослыми бредовые сплетни про евреев.
Элеонора Иосифовна, учительница музыки младшей сестры Нади - Марьки. Образованная, доверчивая, чуткая женщина, искренне любящая музыку и своих учеников. И отправляясь в неизвестность, а может быть даже и понимая точку назначения, вопреки насмешкам и угнетению, она продолжает думать о других.
Марька - сестра Нади, живущая музыкой, которая особенно спасает в эти страшные времена. В своем нежном одиноком сердце творческая натура находит место для долгожданной любви, любви к врагу, в голубых и странных глазах которого она нашла любимого композитора - Моцарта.
Курт - немецкий фотограф, как и некоторые другие немцы, не хочет воевать, подкармливает русских детишек, любит фотографировать, особенно простую красивую русскую женщину Надю, которая тронула его сердце.
А ещё в Надю влюблен Митька, отец Шурки, муж Зинки. Он работает на немцев, безжалостно издеваясь, в соответствии с «должностью», над собственными соседями, над своими согражданами. Обеспечивая сытую жизнь семье и распаляемый ревностью к мужу Нади, он становится все опаснее, окончательно теряет совесть и выглядит крайне жалко.
Зинка, его жена, не находит себе места и ходит к местной ведунье. Многие к ней ходят, чтобы узнать о судьбах мужей. В качестве платы бабка требует с них золото. В конце спектакля она отдает все накопленное золото немцам в обмен на троих пленных ребят, раскрывая личность своей героини совершенно иначе.
Конечно это не все герои, обо всех написать невозможно, тем более, коротко, но все они, связанные цепью жестоких жизненных обстоятельств, являются олицетворением разного типа людей, лицом к лицу столкнувшихся с ******. С ****** незнакомой и непонятной, в одно мгновение лишившей обычного жизненного уклада, родных и близких, уверенности в завтрашнем дне. И некому пояснить, некому направить по верному пути, предостеречь, - впереди лишь страх и неизвестность.
Пустая сцена, тусклый свет, лишь стол, несколько стульев и несколько пересекающихся узкими лучами прожекторов создают атмосферу пустоты и ужаса. Лишь однажды на сцену с ярким светом, ослепляющим зрителей, выезжает немецкий мотоцикл. Позади огромный металлический забор, мрак вокруг сгущается, и некуда идти. Особенно ярко в памяти отпечатались пять ярких ладоней от прожекторов, направленных на забор. Словно отпечатки на стекле, руки родных, к которым не прикоснуться, до которых не дотянуться... Костюмы простые, но очень реалистичные и продуманные вплоть до Надиного подвязанного сапога. Да и какие особенно могут быть костюмы в постановке про жизнь простого деревенского люда во время *****...
Это мой второй просмотр спектакля "Человек с глазами Моцарта". В первый раз я смотрела очень давно, когда ещё не была заядлым театралом, очень часто посещающим театры, и не могла по достоинству оценить работу прекрасного режиссера в лице Юрия Грымова. Грымов - это всегда красиво, но кроме того он умеет создавать реальные образы и верные символы, удивительно играет на противоположностях (слезы - смех, святость - грех, историческое - современное), его спектакли всегда многослойные и проникновенные.
«Модерн» был знаком нам с мужем еще с начала 2010-х гг, когда приглашенным артистом здесь был великий В.М. Зельдин. Но сейчас другое время, и театр тоже стал иным. С 2016 г. им руководит Юрий Грымов. Было очень интересно увидеть работы знаменитого режиссера. И начали мы с постановки «Человек с глазами Моцарта».
Жизнь на фоне ***** – она какая? Можно ли стать коллаборационистом, не потеряв при этом своей сущности? Как сделать выбор между совестью и сытостью? Бороться ли за свое право быть самим собой или безропотно принять обстоятельства? Легко ли обмануть голодного ребенка, не испытывая укора совести? Показан срез общества русской деревни в период *****. Здесь каждый выживает, как подсказывает ему его моральный ограничитель. Но во главе угла для героев все же стоит любовь - к семье, к музыке, к красоте, к правде. «Человек живет, пока его кто-то любит»…
«Глаза Моцарта» - это некая аллюзия к чему-то прекрасному, что дает силы выжить в нечеловеческих условиях военного времени. Может ли немецкий фотограф Курт (Ю. Анпилогов) – «человек с глазами Моцарта» быть положительным? Или на нем уже изначально стоит «каинова печать» фашиста?
Декораций на сцене – необходимый минимум. Все построено на игре света и тени. Потрясающая работа художника по свету А. Исаева! И, конечно, цвет: он выделяет композиционный центр, как в отдельных сценах, так и во всем спектакле. Не случайно главная героиня Надя (Н. Меньшова) носит красное пальто, контрастно выделяющееся на фоне темной одежды простого деревенского люда. Художник по костюмам И. Белоусова очень точно прочувствовала колорит военного времени. Одежда актеров дополняла внутренний мир их героев. Кстати, в постановке задействована практически вся труппа, и все роли были сыграны филигранно! Пронзительная музыка Г. Канчели и яркое звуковое оформление спектакля. Звук летящих снарядов, гул самолётов, взрывы, лай собак, набат, скрипка и даже тихое шуршание падающего снега иной раз заставляли вздрагивать от неожиданности. А сцена с вагоном тронула до слез в прямом смысле слова.
Это спектакль, после которого трудно что-то говорить. Хочется осмысливать увиденное, снова и снова восхищаясь силой духа героев. Премьера состоялась в сентябре 2020 года, но сейчас, в 2022-м, работа Ю. Грымова обрела более глубокое, символическое звучание.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.