Спектакль Сююмбике

Создание нового сочинения – всегда особый случай в искусстве. Это трудоемкий, но очень увлекательный процесс, особенно для режиссера – ведь ты погружаешься в стихию произведения гораздо раньше, чем обычно, когда имеешь дело с классическим спектаклем, который знаешь наизусть. Работа над спектаклем «Сююмбике» началась для меня около двух лет назад. На самом раннем этапе мы обсуждали с автором сценария и композитором каждый сценический ракурс, каждый поворот сюжета…

Партитура Резеды Ахияровой получилась очень эмоциональной – в хоровых сценах, соло, дуэтах и ансамблях есть необходимый тонус, «градус напряжения». Я очень благодарен либреттисту Ренату Харису, написавшему умный, серьезный, осмысленный, не оскорбляющий ничьего достоинства текст. Мне кажется, что каждый из авторов вложился в эту историю максимально.

Создаваемый с нуля спектакль  – это уравнение с огромным количеством неизвестных. Здесь важны не только либретто, музыка, но и подбор артистов. Судьба спектакля чаще всего решается при первой постановке: если премьера прошла успешно – можно прогнозировать дальнейшую благополучную жизнь спектакля. Театр собрал интересную команду актеров со всей страны: это профессионалы, готовые к работе, поэтому мы двигались в заданном направлении быстро, осознанно и результативно.

Когда мы только брались за эту тему, было понятно, что опера затронет круг непростых проблем. Речь идет о глобальных событиях,  переломном этапе становления российского государства. Такие исторические процессы никогда не бывают спокойными, умиротворенными – это всегда кровь, насилие, борьба, народная скорбь… В истории, увы, нет правых и виноватых; для меня всегда прав только народ, который в такие моменты испытывает страдание и боль. Судьба народа – мерило оценок и подхода к деятельности лидеров. 

Действие нашей оперы происходит в нескольких городах - Казани, Москве, Касимове, где прошли последние годы Сююмбике. Для меня в первую минуту было ясно, что в финале оперы не может быть повторения распространенной легенды о том, что царица выбросилась с башни – ханбика не Тоска. После огромных тягот, после всех невзгод, начиная от потери сына и мужа и заканчивая потерей собственной судьбы, страдалица-Сююмбике отрывается от бренной земли и возносится в небеса. Вознесение становится освобождением этой прекрасной женщины, лишенной возможности жить своей жизнью, ставшей заложницей большой политики.  

Наш спектакль не дает оценки историческим событиям, мы рассказываем о человеческих судьбах. Не нужно искать в нем однозначного решения, кто прав, кто виноват.  Мы ставим вопросы, но не навязываем отношения к истории, к личности – функция театра и состоит в том, чтобы зритель нашел ответы в своем сердце сам.

Юрий Александров

Отзывы о «Сююмбике»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера