Спектакль Ретроспектива
Один из самых известных современных хореографов, француз Жером Бель в фильме «Ретроспектива» собрал фрагменты из 20 своих танцевальных спектаклей: они идут в хронологической последовательности, от ранних работ к более поздним.
Жером Бель — выпускник Национального центра современного танца в Анже (1985 год), хореограф и танцор, один из самых ярких представителей contemporary dance. В начале своей карьеры танцевал в спектаклях таких крупных мэтров, как Анжелен Прельжокаж, Режис Обадиа и др. Был ассистентом Филиппа Декуфле, режиссера церемоний открытия и закрытия Зимних олимпийских игр в Альбервиле в 1992 году.
Жером Бель является представителем так называемого движения «не танца», возникшего в конце 80-х годов прошлого века. Танец для него служит продолжением жизни, он всячески стремится передать в своих постановках мысли и чувства простого человека, пусть даже очень далекого от хореографии, поэтому часто задействует непрофессиональных артистов.
Жером говорит, что живет в Париже, но считает себя «гражданином мира». И действительно, он гастролирует и ставит спектакли повсюду. Часто предметом его исследований становится одна яркая звезда, чью манеру танцевать он изучает досконально: из этого рождаются очень чувственные и лиричные моноспектакли.
В фильме «Ретроспектива» прослеживается, пусть и фрагментарно, весь творческий путь Жерома Беля, его необычная манера, его особый режиссерский почерк.
Скажем, в спектакле «Жером Бель» (1995 г.) все исполнители были полностью обнажены, а в постановке Shirtologie («Страсть к футболкам», 1997 г.) на сцене появлялся танцовщик, облаченный в несколько дюжин футболок. Show must go on
(2001 г.) объединял 20 исполнителей, 19 хитов поп-музыки и одного диджея. «Véronique Doisneau»(2004 г.) - трогательный фильм-балет, посвященный творчеству балерины Парижской оперы Вероник Дуано. В «Disabled theatre»(2012 г.) участвовали артисты с различными ментальными отклонениями. А в «Гале» (2015 год) хореограф вывел на сцену как профессиональных танцоров, так и просто любителей, людей самых разных возрастов и социального положения. В каждом новом городе, куда спектакль приезжал с гастролями, состав исполнителей менялся. Так, Жером Бель стремился объединить людей вокруг танца и поговорить о его природе. В Москву спектакль привозил фестиваль NET в 2016 году.