Спектакль Зверь

Гастроли

Легендарный спектакль театра «У Моста», вызвавший бурю споров, восторга, сделавший театр популярным в России и за рубежом. Действие разворачивается на обломках исчезнувшей цивилизации. Отец, Мать и Дочь — единственные люди, оставшиеся на Земле, — бредут по выжженной атомной катастрофой пустыне в поисках других, себе подобных, дабы продолжить жизнь во Вселенной. Несмотря на леденящую душу атмосферу жизни после всемирного Армагеддона, спектакль оставляет ощущение света и катарсиса.

Отзывы о «Зверь»

Ещё 2 отзыва
inessa 24 февраля 2023, 01:46

Зверь – это урод человека или человек – урод зверя? Такому неожиданному вопросу посвящен самый известный спектакль Пермского театра «У Моста», поставленный еще в 1989 г., который и сделал этот театр популярным в нашей стране и даже за рубежом.

Фантастическая история, поставленная по мотивам пьесы М.Гиндина и В.Синакевича, разворачивается в жутком и темном мире постапокалипсиса, когда после жуткой катастрофы выжила только горстка мутантов, прячущихся в пещерах. И вот, главные герои – Отец (Владимир Ильин), Мать (Екатерина Пономарева) и Дочь (Анастасия Леднева), бродят по свету в поисках себе подобных. Впрочем, главная цель у них – найти друга для Дочери, чтобы они смогли продолжить род.

Режиссер Сергей Федотов перед началом спектакля поделился, что в поисках вдохновения они обращались за консультациями к врачам психологической клиники, и всем актерам были поставлены диагнозы. Это совершенно неудивительно: поначалу непривычная уху, плохо различимая речь семьи мутантов и их ломаные движения выглядят отталкивающе. Тем не менее, очень трогательно наблюдать за тем, как родители любят и опекают юную Дочь, как наивно она мечтает встретить мужчину и беспокоится, понравится ли она ему. А мужчину они точно должны встретить, потому что так сказал Отцу «человек со стеклами на глазах», а значит – умный и авторитетный.

Все меняется, когда у реки они находят Зверя (Артем Пицык). Точнее, его считают Зверем герои, а мы-то понимаем, что он – просто «нормальный» длинноволосый молодой мужчина, а не лысый мутант. По просьбе Дочери они берут Зверя себе и сажают на цепь, и девушка начинает с ним «играть». Зверь быстро выучивает новый для себя язык, они много общаются с Дочерью, им нравится общество друг друга. Тем не менее, родители с опаской относятся к «хищнику», потому что, по слухам, такой же загрыз «человека со стеклами».

Должна признаться, что мне никогда не доводилось наблюдать со стороны такую косность и упертость, как у героев этого спектакля: будучи уверены в своих убеждениях, они утверждают, что волосы – это шерсть, такие же, как у них, ноги и руки – лапы, зубы – клыки, а человеческая речь – просто похожее рычание. Даже незнакомые им умения пользоваться зажигалкой и открывать консервные банки неспособны поколебать их в их неправоте. И чем дальше, тем страшнее наблюдать такое отношение людей к другому человеку: это даже еще ненормальнее, чем рабство – считать себе подобного за животное!

Еще более грустно от того, что у Дочери, которая была очень близка со Зверем, был шанс вырваться из этого порочного круга ложных убеждений благодаря зарождающемуся между ними чувству любви. То, как много она думала о нем, как искала у него защиты, как преображалась в его объятиях – все это давало надежду на счастливый финал. Однако, идиллия нарушается – семья встречает Друга, человека-мутанта, который имеет более привычный им облик, да еще и «со стеклами на глазах». Работа Василия Скиданова просто гениальна: я не помню, испытывала ли я когда-то до такой степени неприязнь к герою на сцене, даже сидя в 12 ряду. Слабоумный, трусливый матерящийся хам, у которого две ценности в жизни – бабы и «пожрать». Какой контраст с умным, добрым и заботливым Зверем! Тем не менее, вложенные родителями в голову Дочери ценности столь нерушимы, что она принимает как данность тот факт, что она теперь – женщина Друга, пусть даже он не очень нравится ни Матери, ни Отцу – они и сами убеждают себя, что «так надо».

«Зверь» - спектакль невероятно глубокий и философский, и он тронул меня до глубины души. За два часа мастерски раскрывается множество трагичных тем: тут и боязнь Дочери полюбить и сделать правильный выбор, которая приведет всех к трагичному финалу (не буду его раскрывать, конечно). И возможность еще раз посмотреть со стороны, как уродливо выглядит социальное неравенство. Люди, очнитесь, ведь мы все одинаковые! И, наконец, та проблема, с которой я начала – человек вышел из природы, так по какому праву мы можем считать себя «царями» реальных животных, которые по-своему мудрее нас?

Если спектакль вызывает такое количество мыслей и эмоций, я считаю – это замечательный спектакль. А еще, я даже забыла, что на сцене актеры, а это – и вовсе «высший пилотаж». Заношу «Зверя» в список лучших постановок, виденных мною и с нетерпением жду майских гастролей «У Моста».

М Годлевская 23 февраля 2023, 04:12

"Люди не умирают, если их никто не загрызет. <...> Потому что люди – это люди. Они одни на земле, кто ду¬мать умеет."
(с) "Зверь" Михаил Гиндин, Владимир Синакевич

Хотя иногда кажется, что именно человек загрызет человека, потому что, судя по всему, люди как раз - единственный вид на земле, кто лишен способности думать. Так же, как и лишен инстинкта самосохранения и обрекает себя и свое потомство на неминуемую гибель в лучшем случае, а в худшем - на жизнь в невообразимых условиях: в болезнях, голоде, борьбе за выживание. И если сейчас мы смотрим на это как на любимый всеми фантастический сюжет для фильмов и книг, то однажды мы можем оказаться в такой же ужасающей реальности.

16 февраля мне выпала уникальная возможность побывать на легендарном спектакле "Зверь" Пермского театра "У Моста". Премьера этого спектакля состоялась аж в 1989 году, а билеты на него до сих пор отрывают с руками. К счастью, этот феноменальный театр во главе с Сергеем Федотовым иногда приезжает в Москву на гастроли, но попасть туда крайне трудно, на каждом спектакле - аншлаг. Каждая постановка этого театра - настоящее произведение искусства. Каждый спектакль Сергея Федотова имеет неповторимые черты своего авторского стиля. Все персонажи всегда продуманы до мелочей: костюм, тембр голоса, осанка, взгляд, выражение лица, характер, эмоции, - все складывается в аутентичные образы, оживляющие постановки. И совершенно невероятно то, как удалось сделать правдоподобными героев спектакля "Зверь". Сергей Федотов рассказал, что для создания этих образов театр сотрудничал с психиатрической клиникой, и за это время пациенты даже настолько привыкли к гостям, что откладывали для них конфетки. Актеры долго вели наблюдение за пациентами, копируя их движения и речь, доводя образы до совершенства. Вкупе с неряшливыми костюмами, серебристым гримом, мрачными декорациями и тусклым освещением на сцене это выглядит поистине апокалиптично. Даже не думала, что фантастику возможно поставить в театре, чтобы это было так реалистично, мощно, пугающе!

Внимание, сейчас будет спойлер. Итак. Земля, обожженная ядерным взрывом. Повсюду осколки цивилизации. В поисках других людей скитается семья - Мать, Отец и Дочь. У них дефекты речи и физические несовершенства вследствие влияния радиации. Но в душе они добры, они пытаются видеть красоту и трогательно заботятся друг о друге. Какой-то человек со стеклами на глазах сказал Отцу, что на земле остались еще люди. И они отправляются на их поиски, ведь Дочери нужно обязательно найти пару. И в один прекрасный день они находят человека, вот только сами того не понимают, поскольку он отличается от них и мышлением, и внешностью. Он ищет "фархи" (записанные сведения о прошлом), питается найденными консервами, не понимает их языка, и радиация не лишила его волосяного покрова. "Зверь", - в ужасе восклицает семья и сажает его на привязь. С течением времени они привязываются к Зверю и даже находят некоторое сходство с собой, хотя очень сильно не хотят это принимать. Но более всех к Зверю привязывается Дочь, которая находит в нем мужчину. Зверь отвечает ей взаимностью. Вот только вся семья по-прежнему продолжает видеть в нем существо другого вида, зверя, и продолжает искать человека в их понимании. Заканчивается все тем, что поиски приводят их к тому, кого они так искали, даже со стеклами на глазах. Родители счастливы, Дочь со временем адаптируется к Другу, с которым они теперь будут увеличивать население земли своими копиями. А Зверь так и остается зверем на привязи, непо́нятым, другим, ненужным, отголоском светлой стороны прошлого. Это внешняя оболочка, общий сюжет очень глубокой многослойной постановки, внутри которой каждый зритель найдет не только множество символов, но и точки соприкосновения, трогающие душу за живое.

Кто этот человек со стеклами на глазах, символизирующими безоговорочную мудрость? Не та ли самая наука, которая привела землю героев постановки к прогрессу, явившемуся основным фактором бесконечных войн и **********, к уничтожению земли и человека как физически, так и духовно? Не та ли наука, которую выбрал Отец в качестве Друга для своей Дочери как лучшую пассию, как нечто вписывающееся в общепринятые рамки? Только эти рамки установлены все теми же "мудрецами", и это вовсе не означает, что рамки верные. В глубоком детстве я читала апокалиптическую религиозную фантазию Юлии Вознесенской "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами", и на обратной стороне книги была цитата откуда-то, мне она очень понравилась, но я не запомнила ни ее, ни автора, к сожалению. Смысл заключается в том, что даже если сотня человек скажет одному, что он ненормальный, не факт, что на самом деле этот человек не является единственным нормальным человеком среди сотни ненормальных. Так вышло и со Зверем, которого встретили Отец, Мать и Дочь, так вышло и когда они испугались, что их ребенка потом осудят за то, что он не похож на всех. Так сейчас происходит и в обществе, в котором мы живем. И болезнь эта прогрессирует, ведь как гласит пословица, "С кем поведешься, от того и наберешься", и семья набралась от Друга мерзости и жестокости, забыв не только то тепло и взаимопонимание, которое привнес в их семью Зверь, но и растеряв все те положительные качества, которыми они обладали с самого начала, уничтожив последнюю надежду на возрождение.

В постановке "Зверь" человечество не отдавало отчет своим действиям, поэтому случилась атомная *****. Чудом выжили единицы, и на них возложена колоссальная миссия - осознав ошибки, заново построить этот мир. И тут же возникает сомнение, что у них это получится. А у нас пока есть этот шанс, только воспользуемся мы им? Каждый день я смотрю на все, что происходит вокруг и хочется кричать: "Остановитесь! Берегите землю! Берегите друг друга, человек человеку - друг!" Но в нашем мире человек человеку - зверь, земля на грани катастрофы, а мы - на пороге неминуемой гибели...

"...Решать нам самим:
Сжечь все, что создали, до тла
Или оставить другим?"
(с) "Зверь" Михаил Гиндин, Владимир Синакевич

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма