Отзывы о "Палачи"
С Мартином МакДоннахи я познакомилась посмотрев фильм "Залечь на дно в Брюгге" несколько лет и считаю его заслуженным королем черного юмора и трагикомедии. Избитая фраза, переходящая из рецензии в рецензию на его произведения: "ты понимаешь что над такими вещами в обществе обычно не смеются, но не смеяться не можешь". Да, избитая, но идеально подходящая.
По этому когда появилась возможность попасть на спектакль палачи - я не тянула с решением.
У дорого читателя, возможно, возникнет вопрос: гастроли пермского театра? почему не на московскую постановку? На самом деле именно театр "У Моста" самые первые, кто стали ставить "Палачей" в России, мне хотелось посмотреть на первооткрывателей и спектакля и режиссера.
Сюжет разворачивается вокруг отмены смертной казни в Великобритании в 1965 году и оставшегося без работы Гарри Уэйда, палача в небольшом провинциальном городе. Теперь его единственное занятие - паб, котороый он держит вместе с супругой. В наличии несколько полутрезвых постояльцев, в том числе и инспектор полиции городка. А еще дочь-подросток, более успешный "коллега", бывший помщник и непонятно откуда взявшийся странный мистер Муни, который напоминает одного из приговоренных, чья вина вызывает вопросы до сих пор. Компания была бы не плной без проныры-журналиста, который дастает Уэйда распроссами надеясь заполучить интервью у действующего палача.
Не буду раскрывать всего действия, но после спектакля у меня возникла одна очень яркая мысль: надо не торопиться с выводами. Мы очень часто судим о человеке просто потому, что нам говорят о нем, не пообщавшись, не составив свое мнение. А возможно, кому-то это в итоге может "стоить жизни". В переносном смысле, конечно.
Не могу не отметить игру Владимира Ильина (Гарри Уэйд) и Дмитрия Мурзаева (Муни). Владимиру в полной мере удалось воссоздать образ человека, от которого на работе в прямом смысле зависит жизнь, а в обычной жизни не зависит ничего. А Дмитрий настолько хорошо сыграл нахального парня, что хотелось иногда дать ему подзатыльник.
"Пятнадцать лет назад мы увидели в Праге спектакль Макдонаха и поняли, что нам не хватало именно такого драматурга. Мы явились первооткрывателями Макдонаха в России и поставили восемь его пьес", - сказал в своем выступлении перед спектаклем "Палачи" создатель, художественный руководитель и главный режиссер Пермского театра СУ Моста" Сергей Федотов. Очередной показ спектакля состоялся 13 ноября на сцене Московского "Театра Луны на Малой Ордынке", и мне повезло вновь оказаться в числе зрителей.
Когда зрители зашли в зал, занавес был открыт, а на сцене уже происходило действие. Актеры общались, пили пиво, играли в дартс, - жизнь кипела на сцене, и создавалось впечатление, что все это было до нашего прихода, будет и потом, когда мы поедем домой. Действие пьесы происходит в английском пабе, где работает бывший палач, погубивший немало жизней, в том числе и жизнь невиновного молодого человека. И все, вроде бы, хорошо, но его давний секрет может вот-вот раскрыться и разрушить уже устоявшийся уклад его жизни, счастье его семьи, спокойную жизнь горожан. Сначала я приняла постановку за комедию, ведь она полна юмора и нелепых ситуаций, но вскоре юмор становится черным, над сценой словно сгущаются тучи. Напряжение в спектакле растет постепенно, как в тетиве лука перед выстрелом. Когда, казалось бы, становится совершенно непонятно, куда еще может развернуться сюжет, происходит тот самый роковой выстрел... Пьеса закольцовывается, вновь казнен невиновный, а палачи остаются безнаказанными и даже ухитряются оправдать себя в собственных глазах…
Пьеса Макдонахана актуальна, многослойна и затрагивает все области человеческой жизни - личное "Я", семью, работу, государство, политику, правосудие, моральные аспекты общества. И поэтому каждый видит в этом спектакле свое: один - нелегкое взросление подростка, другой - тяжкий крест палача, кто-то трагедию невинных, а кто-то раскроет в сюжете глубинные смыслы социально-политических проблем. Но каждый сделает для себя личные выводы непременно, и я в этом уверена.
В очередной раз хочется отметить игру актеров. Очень точно подобранные образы и невероятные перевоплощения. Вы скажете, что все актеры перевоплощаются в разных героев, мол работа такая. Но здесь действительно веришь, что, к примеру, сегодняшний палач - не певчий Тетерев из вчерашнего спектакля, а совершенно другой человек. Кажется, роли даются актерам легко, без усилий, а потому персонажи получаются естественными, живыми. Да и костюмы подобраны спокойные, какими они и были бы в нашей повседневной жизни.
Я очень быстро втянулась в закрутившийся сюжет и вскоре уже забыла, что я в театре, полностью погрузившись в происходящее на сцене. А погружаться в спектакли Федотова Пермского театра "У Моста" совсем не сложно. И этому очень способствуют в том числе декорации. Детализация на сцене восхищает. Мы видим перед собой полноценный паб: стулья и столы, у входа оригинальная стойка с журналами и газетами, стоят вешалка и диванчик, на стенах пивная и спортивная атрибутика, напротив бара висит дартс, а бар полон стеклянной посуды, и если герои пили не настоящее пиво, то по крайней мере оно выглядело как шикарный ренальный пенный напиток. Более того, когда по сюжету идет дождь, мы не только слышим звуки бьющихся о стекла капель, по окнам бара на самом деле течет вода. Не знаю, как им удалось так правдоподобно это организовать, при этом дождь ведь идет довольно долго, актеры входят абсолютно мокрые, и это выглядит очень натурально! Еще один невероятно поставленный момент – казнь в начале спектакля. Осужденному одевают на шею петлю, резко открывается люк под его под ногами, в который висельник неожиданно и очень резко проваливается. Зал ахает! Не вздрогнуть, поверьте, невозможно! Долю секунды кажется, что человек действительно казнен, настолько реалистично выглядит эта виселица. Страшно и шикарно! Наверное, я даже готова сказать, что сценография Сергея Федотова – одна самых из неподражаемых, что я видела в театрах.
Эмоции переполняют, писать о таких спектаклях я могу очень много, поэтому я себя остановлю и в качестве вывода скажу лишь одну фразу: "Хочу еще, потому что таких постановок много не бывает!"
Кажется у меня есть теперь еще одна драматургическая любовь. Мартин Мак Донах зовется. Подозреваю, что у моей внезапной любви несколько причин. Во-первых, мне оказался неожиданно близок ирландский черный юмор, во-вторых, каждый раз безумно интересно наблюдать, куда выведет кривая сюжета, ну и в-третьих, самое главное, мне невероятно нравится театр, который пьесы Мак Донаха ставит. Сергей Федотов, Главный режиссер и основатель Пермского театра "У Моста", изначально сделав ставку на классический репертуар, не смог пройти мимо творений этого талантливого автора. Сначала я увидела знаменитого "Калеку с Инишмана", теперь вот "Палачи". Приятные ощущения от спектакля вот уже несколько дней меня не покидают. Чтобы сыграть черную комедию так, как они это делают, надо быть на сцене естественным вд*****, юмор по-ирландски - штука непростая, надо его еще уметь правильно приподнести. Все здесь построено на тончайших нюансах, и такая актерская игра делает отличную пьесу шедевральной, и переносит тебя из зрительного зала прямиком, ну допустим, в английский паб. Почти все действие спектакля сосредоточено в этой локации. Декорация построена таким образом, что за окнами в глубине сцены ты видишь биение жизни городского квартала, проходят припозднившиеся пешеходы, мелькают огни, в какой-то момент идет ливень, и герои входят в дверь промокшими до нитки. Все это придает существованию актеров на сцене еще большую естественность. Еще перед началом спектакля нас к этому словно готовят. Мы наблюдаем, как актеры и режиссер общаются на сцене, присаживаются за стойку, обсуждают какие-то свои дела, пока зрители рассаживаются в зале. Но когда закрывается занавес - начало действия, словно пыжок с обрыва, отправная точка, которая влияет на развитие всего сюжета. Два палача приводят приговор в исполнение, а приговоренный упорно кричит о своей невиновности. И хотя все улики против него, суд доказал, что это именно он убивал несчастных девушек, сомнение у палачей все же возникает. Но дело сделано, работа у них такая. Проходит время, и закон, отменяющий смертную казнь, делает палача Гарри простым буржуа, владельцем паба. И все стабильно в его жизни, обычные ежедневные посетители ведут обычные разговоры, требуют свое пиво и виски, жена на розливе, шестнадцатилетняя любимая дочь подрастает, но нет Гарри покоя. С одной стороны его одолевает журналист, настаивает на интервью, напоминая о старом деле, с другой прежний партнер вносит в его жизнь смятение, не совершили ли они тогда фатальную ошибку, да еще вдобавок появляется очень странный парень, явно не местный, который загадочно намекает, что вроде бы что-то такое знает. И от всех этих обстоятельств жизнь Гарри постепенно катится по откос и докатывается до очередной казни, которую он теперь уже безо всякого приговора устраивает по собственному почину. Ну а что, приговоренный сам виноват, не надо было человеку его профессии намекать без причины. Палачи, как выясняется, бывшими не бывают. Вот только есть одна проблема: теперь уже совершено точно казнили они невиновного.
Спектакль наполнен прекрасными актерским работами. Запомнившийся мне по "Карамазовым" Владимир Ильин в роли Гарри, чудесная Милена Хмылова в роли его стеснительной чудаковатой дочери Шарли, в роли журналиста Василий Скиданов(потрясающе исполнивший главную роль в "Калеке с Инишмана"), хорош, как впрочем всегда, Вильдан Валиев в роли выпивохи Билла, Дмитрий Мурзаев очень убедителен в роли рокового пришельца Муни, гомерически смешон помощник палача Сид(Илья Бабошин) ну и куда ж без глуховатого Артура и его бегемотика(Андрей Козлов)!
Все персонажи характерные, яркие, очень запоминающиеся, послевкусие от спектакля остается безумно приятное, несмотря на то, что это "мрачная комедия". Ну а вывод из всего действия напрашивается довольно простой. Не дразните Палача, пусть даже бывшего, ремесло не пропьешь ни в каком пабе!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.