Спектакль Горбачев
Они прошли через всю жизнь, держась за руки. В буквальном и переносном смысле. Михаила и Раису Горбачёвых называли парой из средневековья, где она всегда оставалась прекрасной дамой, а он – рыцарем, который совершал подвиги, чтобы завоевать ее сердце. Именно таким, влюбленным, смотрящим друг другу в глаза, и посвятил свой новый спектакль латвийский режиссер, художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. Драматические и оперные работы Херманиса – неоднократные лауреаты международных театральных фестивалей, а одна из самых знаковых его постановок – «Рассказы Шукшина» в Театре Наций – завоевала три «Золотые маски», уже 12 лет идет на нашей сцене и гастролирует по миру с неизменным аншлагом.
Задумывая второй совместный спектакль с Театром Наций – «Горбачёв» – Алвис Херманис понимал, что публика отнесется к фигуре последнего президента СССР неоднозначно, но у режиссера была своя задача:
«Если и есть один человек в двадцатом веке, который так масштабно повлиял на жизнь сотен миллионов, то это Горбачёв, – говорит Херманис. – Именно он перерисовал карту всей Евразии, он нашел ключ от тюрьмы, в которой мы пребывали, сделав шаг в сторону гласности. Лично я раньше думал, что СССР рухнул в силу экономических причин. Сейчас я уверен – это сделал один человек. И цель спектакля – понять, какие качества этого человека, какие ингредиенты его души привели к тому, что он стал той песчинкой, которая остановила огромный механизм».
Новая постановка Херманиса состоит из пронзительных маленьких историй о жизни четы Горбачёвых. На сцене всего два героя: Михаил Сергеевич – Евгений Миронов и Раиса Максимовна – Чулпан Хаматова.
«У нас нет задачи сделать двойников, добиться портретного сходства, –признается Евгений Миронов, – мы пытаемся понять способ их мышления, причину их поступков. Ведь подумать только: в Москве встретились тракторист из Ставрополя и девушка-отличница из Сибири. Просто Ромео и Джульетта какие-то! Как он ее любил, как восхищался ею!».
В постановке политика занимает не главную роль, это лишь исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения супружеской пары. А период с 1985 по 1991 годы, когда Горбачёв был у власти, намеренно исключен из спектакля. По словам Алвиса Херманиса, эта пьеса – не торжественный панегирик на юбилейном собрании. Это рассказ о чувствах, которые развернули ход истории.
«Я считаю, как и у героев «Рассказов Шукшина», у Михаила Горбачёва сердце размера ХХL. Он того же химического состава, как и шукшинские персонажи. Это очень порядочный человек, и в этом его трагедия», – говорит режиссер.
Перед тем, как приступить к репетициям, команда спектакля тщательно готовилась: изучала воспоминания, документы, мемуары политиков, просматривала интервью, лично встречалась с Михаилом Горбачёвым. Постановка на сцене Театра Наций – очень честный рассказ из первых уст, который должен спровоцировать зрителей на обсуждение и принятие собственного решения: кем был для России этот человек, и как его любовь повлияла на жизнь будущих поколений.
Отзывы о «Горбачев»
Читайте про другие
события
Актеры «Горбачев»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.