Отзывы о "Орфей"
Театр "Романа Виктюка" вновь гостеприимно распахнул для меня свои двери, на это раз со спектаклем "Орфей"!
Роман Виктюк любил пьесы Теннеси Вильямса, считал его величайшим драматургом. Работа над пьесой «Орфей спускается в ад» началась ещё летом 2021 года, когда был жив Роман Григорьевич. Именно ему и посвятил свой режиссёрский дебют на сцене Дома Света актер, хореограф, а теперь и режиссер Сергей Захарин. Ему было не так просто соответствовать стилистике Маэстро, при этом сохранив свою индивидуальность. Этот спектакль Сергей Захарин посвятил Роману Виктюку, который всегда нес свет, доброту и любовь, притягивал этим светом всех, кто брел во мраке.
Пьеса запутанная и начинённая сложными символами - история взаимоотношений красавца Вэла и замужней Лейди, построена по аналогии с мифом об Орфее. Главный герой, привлекательный гитарист Вэл (Никульча Иван, 11 актерских работ в театре) выступает прототипом древнегреческого героя, Лейди (Казначеева Мария, 8 актерских работ в театре), молодая жена жестокого и деспотичного Джейба Торренса (Заслуженный артист РФ Олег Исаев) - несчастная Эвридика, а её старый умирающий муж Джейб – злой Аид.
Эта история о пробуждении истинной страсти и возрождении настоящей райской жизни, путь к которой мы, люди, давно утеряли.
Из декораций - одинакового размера черные ящики, трансформирующиеся в камеры для заключенных, кровати, помещения, и эффектно и громко падающие , как костяшки домино, да так, что сердце замирает! Зеленые матрасы символизируют уголок счастья, где главные герои могут остаться наедине.
Весь спектакль пронизан символикой - красный шланг, который почти в каждой сцене используют актеры, красные шапочки, летящие в небо, плащ из змеиной кожи на голом торсе Вэла, гитара с автографом Маэстро, зеленый дождь в конце постановки! Все вместе создает невероятный эффект сопричастности с великим Романом Виктюком, его приемами и находками.
Сценография, режиссура и хореография Сергей Захарина великолепны! Музыкальное оформление, над которым поработала Платонова Людмила, идеально вписывается в спектакль. А художник по свету Скорнецкий Сергей постарался подсветить все самые яркие моменты спектакля. Художник по костюмам, Александра Карпейкина, применила интересный подход к одежде героев в черно-белой гамме, который эффектно разбавили яркие акценты других предметов на сцене.
Зрители на поклонах долго не отпускали артистов, аплодируя стоя и даря множество подарков и цветов. Спектакль мне понравился своей проникновенность, яркими смелыми поворотами. Он вызывает страсть и волнение в моей душе. А что еще нужно, чтобы оказаться под столь сильным впечатлением?! Браво!
Cпектакль “Орфей” режиссёра Сергея Захарина в театре Виктюка – это печальная история неприятия чужака в стане обывателей. Полное название “Орфей, спускающийся в ад” пьесы Теннеси Уильямса очень хорошо проиллюстрировано на сцене театра.
Сюжет довольно прост: в городок, погрязший в пороках ( мне сразу пришла ассоциация с фильмом “Догвилль”), приходит чужестранец Орфей (Иван Никульча).
Он молод, силён, в руках у него гитара, он весьма хорош собой, и ...в этом проблема.
Сонный городок оживает, все дамы жаждут внимания Орфея, а мужчины еле сдерживают свои эмоции.
Орфей –чужак, и ему постоянно дают это понять. Мрак, в котором живут обыватели, безнадёжность и безысходность прекрасно передают декорации – чёрные ящики. Интересно, что ящики полые –это очень символично, ведь их можно наполнить и радостью, и горем –зависит от человека…
Итог трагичен –Орфею приходится покинуть городок, так и не прижившись. он –слишком экзотический цветок для этой почвы… Но, вместе с тем, зарождается и надежда, что даже своим кратким присутствием он изменил жизнь некоторых жителей городка, а значит, их будущее..
Теннесси Уильямс абсолютно виктюковкский автор, удивительно, что Роман Григорьевич так мало поставил его пьес. Кажется только "И вдруг минувшим летом" и "Татуированную розу". А ведь Уильямс, как и Виктюк считал, что в спектаклях необходимо использовать все доступные на сцене выразительные средства: музыку, свет, танец. При создании образов для них важными составляющими были символы, поэтичность, метафоричность и часто связь с мифологией.
Теннесси Уильямс – удивительно нежный писатель, с прозрачной, почти хрустальной душой, Роман Виктюк создавал хрустально чистые и нежные спектакли.
И как знаменательно, что актер театра Виктюка и ученик Романа Григорьевича, Сергей Захарин подхватил невидимое знамя и в память о Мастере поставил спектакль "Орфей" по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад", спектакль, как и пьеса наполненный мифологическими символами и метафорами.
Главный герой Вэл - Орфей, главная героиня Лейди - Эвридика. В мифе об Орфее Эвридика умирает от укуса змеи, Лейди отравлена ядом всеобщей озлобленности. Символ Орфея - арфа, Вэл не расстается с гитарой. Орфей спускался в ад за умершей возлюбленной, Вэл пришел в город, где царит зло и насилие, как будто специально для того чтобы спасти Лейди. Орфею не удается вытащить Эвридику из ада, а его самого раздирают вакханки.
"Орфей спускается в ад" - пьеса о победе насилия над лучшими человеческими качествами, а потому обречена быть актуальной ещё долгие годы. Но у Романа Виктюка даже самый трагический спектакль заканчивался торжеством любви. В спектакле Сергея Захарина Вэл (Иван Никульча) и Лейди (Мария Казначеева), погибшие, но не сломленные, взявшись за руки, перешагивают границу, недоступную жителям города.
Эта световая граница главный символ спектакля "Орфей". Вэл, в первую минуту спектакля, застывает занеся ногу над границей отделяющей Город от остального мира, застывает, чувствуя необратимость следующего шага.
Уильямс как-то сказал: "Символ в пьесе имеет только одну цель – высказать всё более прямо, просто и красиво, чем это можно сделать в словах". Художник-постановщик спектакля "Орфей", Владимир Боер, мастер воплощения символов. На сцене, заставленной громадными деревянными ящиками, кажется не расцвести любви, но оказывается как много зависит от наклона, перемещения, положения обычного ящика, если добавить свет художника по свету Сергея Скорнецкого и музыку, подобранную Людмилой Платоновой.
И конечно же актеры - великолепные актеры театра Виктюка, отдающие себя спектаклю полностью и без остатка.
Мысль о том, что ад не где-то далеко, а здесь и сейчас, не покидает зрителей ни на минуту. Художница Ви Толбет (Анна Подсвирова)прячется от жестокой повседневности в своём безумном творчестве. Взбалмошная горожанка Кэрол Катрир (Анастасия Якушева) бросается в авантюры от бессилия что-либо изменить в своей жизни. Олег Исаев создает жуткий образ расиста и убийцы Джейба Торренса.
В мегаполисах люди страдают от повального равнодушия - провинция давит осуждением инакомыслия. Если вы ничем не выделяетесь от серой массы, то вам ничего не грозит в провинциальной глуши. Но бойтесь стать не как все - отпетое большинство вам этого не простит!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.