Отзывы о "Орфей"

Оценка редакции
Ольга 27 января, 07:41

Театр "Романа Виктюка" вновь гостеприимно распахнул для меня свои двери, на это раз со спектаклем "Орфей"!

Роман Виктюк любил пьесы Теннеси Вильямса, считал его величайшим драматургом. Работа над пьесой «Орфей спускается в ад» началась ещё летом 2021 года, когда был жив Роман Григорьевич. Именно ему и посвятил свой режиссёрский дебют на сцене Дома Света актер, хореограф, а теперь и режиссер Сергей Захарин. Ему было не так просто соответствовать стилистике Маэстро, при этом сохранив свою индивидуальность. Этот спектакль Сергей Захарин посвятил Роману Виктюку, который всегда нес свет, доброту и любовь, притягивал этим светом всех, кто брел во мраке.

Пьеса запутанная и начинённая сложными символами - история взаимоотношений красавца Вэла и замужней Лейди, построена по аналогии с мифом об Орфее. Главный герой, привлекательный гитарист Вэл (Никульча Иван, 11 актерских работ в театре) выступает прототипом древнегреческого героя, Лейди (Казначеева Мария, 8 актерских работ в театре), молодая жена жестокого и деспотичного Джейба Торренса (Заслуженный артист РФ Олег Исаев) - несчастная Эвридика, а её старый умирающий муж Джейб – злой Аид.
Эта история о пробуждении истинной страсти и возрождении настоящей райской жизни, путь к которой мы, люди, давно утеряли.

Из декораций - одинакового размера черные ящики, трансформирующиеся в камеры для заключенных, кровати, помещения, и эффектно и громко падающие , как костяшки домино, да так, что сердце замирает! Зеленые матрасы символизируют уголок счастья, где главные герои могут остаться наедине.

Весь спектакль пронизан символикой - красный шланг, который почти в каждой сцене используют актеры, красные шапочки, летящие в небо, плащ из змеиной кожи на голом торсе Вэла, гитара с автографом Маэстро, зеленый дождь в конце постановки! Все вместе создает невероятный эффект сопричастности с великим Романом Виктюком, его приемами и находками.

Сценография, режиссура и хореография Сергей Захарина великолепны! Музыкальное оформление, над которым поработала Платонова Людмила, идеально вписывается в спектакль. А художник по свету Скорнецкий Сергей постарался подсветить все самые яркие моменты спектакля. Художник по костюмам, Александра Карпейкина, применила интересный подход к одежде героев в черно-белой гамме, который эффектно разбавили яркие акценты других предметов на сцене.

Зрители на поклонах долго не отпускали артистов, аплодируя стоя и даря множество подарков и цветов. Спектакль мне понравился своей проникновенность, яркими смелыми поворотами. Он вызывает страсть и волнение в моей душе. А что еще нужно, чтобы оказаться под столь сильным впечатлением?! Браво!

Гулия Гулия 27 января, 07:27

Cпектакль “Орфей” режиссёра Сергея Захарина в театре Виктюка – это печальная история неприятия чужака в стане обывателей. Полное название “Орфей, спускающийся в ад” пьесы Теннеси Уильямса очень хорошо проиллюстрировано на сцене театра.

Сюжет довольно прост: в городок, погрязший в пороках ( мне сразу пришла ассоциация с фильмом “Догвилль”), приходит чужестранец Орфей (Иван Никульча).
Он молод, силён, в руках у него гитара, он весьма хорош собой, и ...в этом проблема.
Сонный городок оживает, все дамы жаждут внимания Орфея, а мужчины еле сдерживают свои эмоции.
Орфей –чужак, и ему постоянно дают это понять. Мрак, в котором живут обыватели, безнадёжность и безысходность прекрасно передают декорации – чёрные ящики. Интересно, что ящики полые –это очень символично, ведь их можно наполнить и радостью, и горем –зависит от человека…
Итог трагичен –Орфею приходится покинуть городок, так и не прижившись. он –слишком экзотический цветок для этой почвы… Но, вместе с тем, зарождается и надежда, что даже своим кратким присутствием он изменил жизнь некоторых жителей городка, а значит, их будущее..

Елизавета Ефремова 24 января, 04:30

Теннесси Уильямс абсолютно виктюковкский автор, удивительно, что Роман Григорьевич так мало поставил его пьес. Кажется только "И вдруг минувшим летом" и "Татуированную розу". А ведь Уильямс, как и Виктюк считал, что в спектаклях необходимо использовать все доступные на сцене выразительные средства: музыку, свет, танец. При создании образов для них важными составляющими были символы, поэтичность, метафоричность и часто связь с мифологией.
Теннесси Уильямс – удивительно нежный писатель, с прозрачной, почти хрустальной душой, Роман Виктюк создавал хрустально чистые и нежные спектакли.
И как знаменательно, что актер театра Виктюка и ученик Романа Григорьевича, Сергей Захарин подхватил невидимое знамя и в память о Мастере поставил спектакль "Орфей" по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад", спектакль, как и пьеса наполненный мифологическими символами и метафорами.
Главный герой Вэл - Орфей, главная героиня Лейди - Эвридика. В мифе об Орфее Эвридика умирает от укуса змеи, Лейди отравлена ядом всеобщей озлобленности. Символ Орфея - арфа, Вэл не расстается с гитарой. Орфей спускался в ад за умершей возлюбленной, Вэл пришел в город, где царит зло и насилие, как будто специально для того чтобы спасти Лейди. Орфею не удается вытащить Эвридику из ада, а его самого раздирают вакханки.
"Орфей спускается в ад" - пьеса о победе насилия над лучшими человеческими качествами, а потому обречена быть актуальной ещё долгие годы. Но у Романа Виктюка даже самый трагический спектакль заканчивался торжеством любви. В спектакле Сергея Захарина Вэл (Иван Никульча) и Лейди (Мария Казначеева), погибшие, но не сломленные, взявшись за руки, перешагивают границу, недоступную жителям города.
Эта световая граница главный символ спектакля "Орфей". Вэл, в первую минуту спектакля, застывает занеся ногу над границей отделяющей Город от остального мира, застывает, чувствуя необратимость следующего шага.
Уильямс как-то сказал: "Символ в пьесе имеет только одну цель – высказать всё более прямо, просто и красиво, чем это можно сделать в словах". Художник-постановщик спектакля "Орфей", Владимир Боер, мастер воплощения символов. На сцене, заставленной громадными деревянными ящиками, кажется не расцвести любви, но оказывается как много зависит от наклона, перемещения, положения обычного ящика, если добавить свет художника по свету Сергея Скорнецкого и музыку, подобранную Людмилой Платоновой.
И конечно же актеры - великолепные актеры театра Виктюка, отдающие себя спектаклю полностью и без остатка.
Мысль о том, что ад не где-то далеко, а здесь и сейчас, не покидает зрителей ни на минуту. Художница Ви Толбет (Анна Подсвирова)прячется от жестокой повседневности в своём безумном творчестве. Взбалмошная горожанка Кэрол Катрир (Анастасия Якушева) бросается в авантюры от бессилия что-либо изменить в своей жизни. Олег Исаев создает жуткий образ расиста и убийцы Джейба Торренса.
В мегаполисах люди страдают от повального равнодушия - провинция давит осуждением инакомыслия. Если вы ничем не выделяетесь от серой массы, то вам ничего не грозит в провинциальной глуши. Но бойтесь стать не как все - отпетое большинство вам этого не простит!

М Годлевская 18 сентября 2023, 09:00

Как хорошо, что традиции в театре Романа Виктюка не забываются, сохраняется его стиль постановок, а новые спектакли посвящаются незабвенному Маэстро, гениальному учителю своих талантливых учеников!

Наконец посмотрела спектакль "Орфей" Сергея Захарина в Театре Романа Виктюка. Название сразу напоминает о сюжете из древнегреческой мифологии, в котором рассказывается о роковой любви Орфея и Эвридики, но спектакль не по нему, а по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад". Того самого Уильямса, который написал уже давно известные и любимые всеми театралами "Стеклянный зверинец" и "Трамвай "Желание". Автор перенес древнегреческий миф в современный мир середины ХХ века. Но Сергей Захарин пошел дальше, возможно я ошибаюсь, но он перешагнул порог XXI века, и даже более - поставил постановку вне времени.

В спектакле Вэл Зевьер (Орфей) - обольстительный рок-музыкант. Он нарушает размеренный уклад современного Содома, где сиделка и городские женщины придаются бесконечному разврату и сплетням, принеся в него свет, любовь и надежду. Люди тянутся к нему, даже полусонная жена жестокого шерифа, чьи помощники насмерть забивают беглеца, лишь гостю рассказывает о своих видениях. С внешностью Тарзана, голым торсом и гитарой в руке музыкант притягивает внимание зрителей Театра, равно как и внимание жителей городка на сцене. И молодая жена жестокого и деспотичного Джейба Торренса - Лейди Торренс - находит в приезжем музыканте отдушину, и между ними вспыхивает большая любовь. Но тщеславие и ревность оказывают слишком большое влияние, и Вэл в плаще из змеиной кожи становится не спасителем Лейди, а змеем-искусителем, укусившем ее. Роль Джейба исполняет заслуженный артист РФ Олег Исаев, и вот где истинная внутренняя мощь, проникающая в каждый уголок сцены и в сердца зрителей!

Режиссер добавляет в спектакль дополнительную символику, что в Театре Романа Виктюка уже традиционно и всегда очень приятно. Например, жители города под пристальным надзором Джейба регулярно моют руки. Но разве чистота внешняя означает внутреннюю чистоту, разве может вода смыть грехи населения этого небольшого городка? Это же касается и декораций. Большие черные ящики на сцене, изображающие темные и душные, похожие на саму жизнь этих людей, помещения, похожи на гробы, в которых на самом деле давно уже похоронены все жители, прикрытые грехами и похотью. Особенно сильна сцена с падающими как костяшки домино этими самыми гробами. А зеленые матрасы Вэла и Лейди напоминают зеленый островок безмятежности и счастья, где герои могут скрыться от посторонних глаз. Но больше всего поразила сцена, в которой Лейди кормит Катрира стеклом, и осколки сыпятся из его рта...

В спектакле неоднократно упоминается Роман Виктюк, и это немного выбивает из действия, но очень приятно и, я считаю, невероятно важно. Ведь с памятью о Маэстро новое руководство и артисты хранят традиции Театра и сохраняют стиль постановок. Перед просмотром спектакля рекомендую прочесть миф об Орфее и Эвредике или пьесу Теннесси Уильямса, чтобы понимать суть происходящего и получить истинное удовольствие от символики и отсылок в спектакле. А если не успели - краткое описание всегда есть в программке.

Анастасия 14 сентября 2023, 04:34

Наконец-то состоялось мое знакомство с новым для меня театром.

Я смотрела спектакль «Орфей» по пьесе Теннесси Уильямса в Театре Романа Виктюка.

Сюжет может показаться вполне банальным:

Красавец-бродяга приезжает в провинциальный городок ииии…

И в этом городке начинается «новая» жизнь - женщины очарованы пришельцем, а мужчины чувствуют в нем возмутителя привычного уклада их жизни и начинают его ненавидеть. Каждый проявляется в меру своего характера, положения в обществе, душевного состояния.

Здесь затронуты все острые общественные темы, а главное - режиссер решил сделать эту историю светлой и мы видим, как наш Орфей несет свет.

Наблюдать было одинаково интересно и за гранными героями, и за теми, у кого совсем небольшие роли были в этом спектакле.

Особое внимание привлекала музыка и пластичность артистов. Не могу сказать, что перед нами была акробатика и точно не хореография, но уже и не просто актерская игра, а нечто большее. Чувствовалась и энергетика каждого из присутствующих на сцене, а фигура Орфея точно привлекла внимание доброй половины зрительниц. Это четко чувствовалось по реакции зала, как только он появлялся на сцене.

Декорации практически отсутствовали. Могу отметить лишь черные ящики. Такая знаете ли отсылка не то к гробам, не то к стесненным комнатушкам. И вот эти ящики очень во многих сценах выполняли свою определенную роль, усиливая моменты.

Я была наслышана про Театр Романа Виктюка и давно собиралась сюда попасть, но все не складывалось. Теперь эта цель закрыта и скажу честно - захотелось «распробовать» этот театр и я в ближайшее время вернусь на другой спектакль.

inessa 20 ноября 2022, 01:35

Миф о певце Орфее, который спустился в ад, чтобы вывести из него безвременно погибшую любимую Эвридику, но оглянулся и потерял ее навсегда, наверное, один из самых известных в мировой культуре. Теннесси Уильямс (автор моих любимых «Трамвай «Желание» и «Стеклянного зверинца») пошел дальше, перенеся элементы истории об Орфее в почти современный мир 1950-х – в маленький городок одного из южных штатов США.

Привычный уклад местных жителей нарушается с появлением в городе красивого молодого музыканта Вэла (Иван Никульча), который после 30 лет решил завязать с бурной жизнью вечного «странника с гитарой». Он оседает на одном месте и устраивается на работу в магазин старика Торренса (Олег Исаев). Вэл неосознанно изменяет уклад всех обитателей городка: взбалмошная Кэрол Катрир (Анастасия Якушева) нашла себе новую цель для соблазнения, полуслепая добрая жена шерифа Ви (Анна Нахапетова) лишь ему открывает, какие видения лежат в основе ее чудесных картин, сплетницы Долли Хэмма (Анна Могуева) и Бьюла Биннингс (Валерия Энгельс) вовсю обсуждают гостя, а мужчины – шериф и Торренс, не доверяют пришлому красавцу и относятся к нему с подозрением.

Конечно же, есть и Эвридика: молодая жена Торренса, Лейди (Мария Казначеева) – постепенно тоже проникается симпатией к разговорчивому Вэлу. Зародившаяся между ними любовь возвращает Лейди жажду жизни: она расцветает, ценит каждую минуту и готовится к открытию собственной кондитерской. К сожалению, зависть, ревность и обстоятельства оказываются слишком сильны…

Исходная пьеса называется «Орфей спускается в ад», и здесь филиалом ада становится этот маленький городок с его жителями, отрезанный от остального мира рекой, сродни Стиксу или Лете. Изящных пересечений с мифом множество, ведь совершенно неважно, что действие в ХХ веке, а у главного героя гитара вместо арфы - переселение душ никто не отменял. Вэл носит плащ из змеиной кожи: кто он для Лейди – спаситель или та самая змея, от укуса которой гибнет Эвридика? Несчастная Лейди, заточенная в доме старика-мужа, одновременно и Эвридика, и Персефона в плену у Аида. А шериф с двумя помощниками – трехголовый Цербер.

Режиссер Сергей Захарин придает постановке босховскую эстетику, этакий стиль кошмарного сна: вот в одном углу сцены – колоритная сиделка развлекается с двумя мужчинами, в другом – помощники шерифа забивают до смерти сбежавшего из тюрьмы, в третьем – танцуют юные влюбленные, в четвертом – Долли и Бьюла соблазняют парней, а красавица Ви на пуантах и в длинном черном пальто похожа на полусумасшедшую птицу, которая хочет улететь от деспотичного мужа. На сцене множество прямоугольных черных ящиков, которые не только символизируют рамки и ограничения, условности этого жестокого мира, но и станут для кого-то и постелью, и гробом – ведь любовь и смерть так неразделимы. Похожий прием я видела в «Комнате Джованни» в Театре на Юго-Западе, только там были клетки. Это очень сильные параллели, которые всегда хорошо работают.

«Орфей» - это история о чистой любви, которая сильнее смерти и потому будет жить в вечности. И если бы каждый смог вырваться из своего персонального ада, насколько больше света в душах мы все бы обрели.

Ия Ия 19 апреля 2022, 12:37

Оказалась отличная пьеса Теннеси Уильямса (нравится мне больше кошки), и эпиграф к ней выбран режиссером ли, художником-постановщиком ли, не знаю, но весьма образный и намекающий.
Вот первоисточник – Рене Магритт «Влюбленные»
И вот как на сцене выглядит намек
В пьесе главная тема любви-нелюбви лишена откровенно гомосексуального характера, ну разве что намеки-ремарки-подчеркивания того, как красив главный герой и как на самом деле равнодушен к цепляющимся за него женщинам (надоели), но может снизойти. Иногда.
И вот оно – это роковое снисхождение до женщины в беде. После которого – конец. Причем почти всем участникам этой истории.
Главный герой, романтичный мальчик-бродяга 30 лет с гитарой (джинсы рваные, пижонский плащ из змеиной кожи, высокий рост, ковбойский шик, Антон Даниленко)
Сначала к нему пристает молодая и разбитная девчонка (Анастасия Якушева), она - богата и значит, свободна (хотя б в какой-то мере), но успеха не имеет. Дано – Вэл не продается и не поддается.
Его здесь (в тюрьме) приютила не слишком вменяемая жена шерифа, художница Ви (Анна Нахапетова). Очень яркая хореография у этой героини. У артистки гибкие руки, ее пор де бра извилисты как ветки дерева в ветреную погоду, и вообще она сама как произведение искусства. Хрупкая и утонченная.
У мужа Ви Олбет, шерифа, своя команда убийц, оперативный отдел, так сказать, и в самом начале действия они себя демонстрируют однозначно: мочат какого-то мальчишку (и мы подозреваем, за что, но слов нет ни у кого, только у жертвы, он говорит – простите, это - трагично)
И главная встреча – низкие частоты, музыка в спектакле вообще отменная (не как обычно, извините) – с хозяином магазином и его женой – происхождением итальянкой средних лет по имени Лейди. Вэл соглашается на связь с ней, но спасти от полу-трупа (главное тут полу) у него не выходит.
Мне понравились три девочки-персонажи со стороны провинциального болота и зла. Все они– будто Одри из Завтрака у Тиффани разтроилась и категорически перебрала с коктейлями. Пластика, платья, прически и длинные сигареты – привлекательные и нехорошие.
Сиделка Портер (Олеся Быкодерова) – как раз совсем не милая. Еще неприятнее ящики – клетки-саркофаги в качестве декораций. То есть роль свою они играют отменно, и вполне понятно артикулируют, кто тут скован-прикован, и кому пора до земли, но с каким же грохотом они падают на пол. Уши мои нежные, прикрыть успеть бы.
И не главный, но важный вопрос – где и как нашли для этого спектакля бесподобную песню, поет ее скрипучим низким голосом какой-то наглец и разгильдяй, очевидно, на итальянском языке. Красота и искус. Где взять запись – ведь сама так не спою.

Камилла Камилла 27 января 2022, 03:27

Все хорошо, очень понравилось ! Рекомендую к посещению
Уже не первый раз ходим в театр Виктюка
Люблю этот театр за его неповторимый стиль. Всегда оригинальные постановки, много разных интересных приемов и сюжетов

anna08011990 28 июля 2021, 02:31

«Орфей», этот спектакль по своей постановке далёк от мифа. Он поставлен в новом времени.
Чувственный, харизматичный Вел, прекрасен. Он несёт своё благородство и свет до конца.
Лейди - живая, чувственная, нежная. Ее эмоции прекрасны.
Больше всего зацепила сцена где Джейб Торренс «в гробу», а Лейди и Вел балансируют «на гранях» - это очень тонко…
Но в целом, если не знать истории заранее, все сумбурно.
Все в стиле Романа Виктюка!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма