Отзывы о "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть"
"Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" - премьеру этого сезона - я посмотрела еще 1 ноября, а отзыв все никак не могла собраться начать писать. Уж очень сильное впечатление произвел спектакль, и столь же противоречивое.
"Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" - пьеса-памфлет Бертольта Брехта. Созданная в 1941 году, пьеса (почти полностью написанная шекспировским пятистопным ямбом) рассказывает о гангстерах, - но и о восхождении Гитлера и его партии к вершинам власти. Видим Уи - подразумеваем Гитлера, читаем про Гитлера - следим за Уи, одно является лишь отражением другого в кривом зеркале...
Брехт считал, что для того, чтобы наказать политических преступников, в первую очередь их необходимо высмеять. Автор завещал, что эту пьесу нужно играть громко, ярко, быстро, что "Карьера Артуро Уи" должна разворачиваться на ярмарке или фестивале - и все указания очень точно воплотили в постановке.
Все начинается с выхода ярмарочного зазывалы, и в дальнейшем этот стиль выдерживается. Костюмы частично клоунские, частично похожие на маскарадные костюмы известных персонажей. В этой солянке отдельные герои, одетые более-менее обычно, кажутся чем-то странным и инородным.
Интересно, что этот спектакль поставил тот же режиссер, что уже создавал спектакль по этой пьесе в 1964 году в ГИТИСе - Зигфрид Кюн, художник-постановщик Борис Бланк тоже участвует второй раз. Главную роль должен был исполнить тот же актер. что исполнял ее в 64 году - Николай Губенко, но увы, не успел...
Не могу не отметить игру Алексея Финаева-Николотова, его Уи настолько узнаваем, отвратителен и смешон одновременно, что выглядит каким-то ненастоящим, фокусом, спецэффектом. Кажется невероятным, чтобы человек мог так двигаться, так говорить, настолько это получается противоестественно, отталкивающе и завораживающе одновременно. Я действительно поражена.
Удивительно, что написанная 80 лет назад пьеса настолько актуальна и сейчас. Финальная фраза: "еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада", к сожалению, все еще истинна. Ну и, конечно, коррупция и экономический кризис, описываемые в истории Уи, все так же с нами, как и 80 лет назад. Так что спектакль опять оказался "на злобу дня".
Противоречивость моих личных впечатлений обусловлена тем, что все же этот гротескно-ярмарочный стиль в целом мне оказался не близок. Если же смотреть объективно, то придраться мне абсолютно не к чему: все, от костюмов и декораций до игры актеров (всех!) - на высоте. Так что в целом искренне советую, спектакль получился очень сильный, по-своему красивый, определенно не дающий зрителю шанса остаться равнодушным. Актерами хочется восхищаться всеми, если честно.
75 годовщина великой победы хороший повод не только вспомнить про героев той войны, но и про то как все начиналось, как Гитлер пришел к власти...
Эта история, к сожалению, по прежнему актуальна, остра и задевает за живое... Спектакль получился яркий, многослойный, как и задумано было автором, потому что в спектакле представлены не реальные исторические события, а захват власти в капустном бизнесе в Чикаго... При этом актеры разговаривают стихами в стиле Шекспира, а их яркий клоунский грим и эпатажные костюмы превращают действующих лиц в героев сатирической карикатуры.
Для того чтобы не очень просвещенный зритель, такой как я, все же понимал, что стоит за всеми этими гангстерскими разборками, на сцене периодически появляются соответствующие «субтитры», которые позволяют без проблем увязать две истории выдуманную и реальную.
Но главное впечатление — это осознание, что все это может повториться... и реальный ужас от этого...
И даже то, как работники капустного треста слишком часто моют свои руки, наводит на определенные ассоциации и невеселые мысли...
В Театре «Содружество актеров Таганки» состоялась премьера, которой могло и не быть — «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть».
В 60-е годы спектакль по этой пьесе Бертольда Брехта поставил выпускник ВГИКа немецкий режиссер Зигфрид Кюн. Тогда главную роль сыграл Николай Губенко. В год юбилея Победы Николай Губенко предложил однокурснику снова поставить «Карьеру Артура Уи». Николай Николаевич должен был снова сыграть главную роль. Но к сожалению не успел.
Актер Алексей Финаев-Николотов прекрасно вписался в образ гангстера из районов Бронкса. Но хотя действие постановки и происходит в Чикаго, говорится в ней о приходе Гитлера к власти. Не дают об этом забыть ремарки, которые периодически появляются над сценой.
Если говорить именно о сюжете — речь идет о том как Артуро Уи пытается пробиться в трест «Цветная капуста» и подмять его под себя, как и продавцов овощами. В ход идет всё — шантаж, угрозы, убийство, предательство.
У спектаклей 1964 и 2020-го один и тот же художник — Борис Бланк, не знаю, какие были декорации тогда, но сейчас они меня впечатлили, особенно карьерная лестница Артуро Уи, по которой он взбирался на гангстерский олимп.
Про то, что этот спектакль надо играть на ярмарках и площадях, писал автор — Бертольд Брехт. И Зигфрид Кюн следует этим заветам — спектакль яркий, гротескный, гипертрофированный грим. Фашизм высмеивается, и от событий в спектакле не так страшно, как было бы, если постановка была серьезной.
Постановка сложная, своеобразная, но я рада, что её увидела.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.