Отзывы о "Где мой дом"

Оценка редакции
Елизавета Ефремова 19 мая 2022, 01:34

Мой путь к спектаклю "Где мой дом" в МТЮЗЕ был непрост и тернист. То спектакль отменяли из-за ковида, то вводили обязательный QR-код, которого у меня не было, в общем не зря говорят, что Бог любит троицу. Значит так и надо было. И на спектакль я попала именно с третьего захода не просто так. Звезды наконец сошлись.
Кама Гинкас поставил спектакль по пьесе Сергея Давыдова "Республика". Давыдов родился в 1992 году, Кама Гинкас в 1941. Разница в возрасте пол века. Общая боль.
1991 год, жизнь катится под откос как снежный ком. Развал страны, беспорядки, гражданские *****, из бывших братских республик изгоняют русских. В Таджикистане русских стало меньше в 10 раз. И именно из этой страны в Россию идёт самый широкий поток мигрантов. Спектакль "Где мой дом" именно о них. Героев в спектакле трое: Ольга, Данил, Ярослава в феврале 1990 года им было 29, 16 и 14 лет. В той жизни остались престижная работа, достаток, счастливое детство, друзья, солнце, фрукты и арыки. В этой хмурое небо, хмурые люди, хмурая жизнь, нищета.
Русские бежали от ***** и притеснений со своей родины на .... Родину? Но Родине они не были нужны. Великий русский исход, когда бежать вынуждены были миллионы и миллионы людей. Бежали, подчас бросая всё, только бы спасти свою жизнь.
Израилю не всё равно, что происходит с евреями за границей. А что же Россия? Как можешь, так и выживай. Без денег, без жилья, без работы. Ты здесь чужой. Ты здесь не нужен. Уезжай туда откуда приехал. Почему русские должны протискиваться через форточку, чтобы попасть в Россию?
Спектакль идет всего час двадцать минут, но это время полного погружения в жизни героев, в их судьбы, их беды и их обиды. На это время абсолютно забываешь, что ты в театре. Нет сцены, нет зала, нет зрителей и актеров. Есть общая боль, боль за страну, за людей, за чудовищную несправедливость.
Драматург собрал документальные монологи – свидетельства того времени. Актерам МТЮЗа, произносящим эти монологи веришь абсолютно, их героев понимаешь, им сопереживаешь.
Спасибо, Ольге - Виктория Верберг, Данилу - Илья Созыкин, Ярославе -Полина Одинцова и безымянному человеку с кистью, камнями и лопатой. Спасибо режиссеру Каме Гинкасу и драматургу Сергею Давыдову. И особая благодарность зрителям, пришедшим на этот спектакль и создавшим в зале особую атмосферу взаимосочувствия и взаимопонимания.

Елена Шмырева 5 ноября 2021, 01:49

Спектакль в жанре вербатим. Монологи трех действующих лиц: двадцатидевятилетней работницы министерства Ольги, девушки-старшеклассницы Ярославы и молодого человека, на момент начала событий тоже ученика, Данила. Все они, как и миллионы других русских людей, были брошены на произвол судьбы при развале Союза в бывших союзных республиках. И крайне тяжелым было выживание в тех республиках, где централизованная власть сменилась «национальным освободительным движением». Эти трое были отрезаны от своей прошлой безмятежной жизни гражданской войной в Таджикистане.
Правдами и неправдами приезжают они в Россию. «Возвращаются» - для этой ситуации неправильное слово, ведь родились они в красивейших местах рядом с Памиром. Их родители приехали когда-то в те края, кто по комсомольским путевкам, кто вслед за репрессированными или осужденными родственниками. Второе и третье поколение внезапно становится чужаками и потомками «завоевателей» для коренных жителей. Но приехав в Россию, они и тут оказываются в роли чужих. Проблемы с гражданством, с работой с проживанием.
Самая большая боль звучит в словах о признании прав на российское гражданство для приехавших из далеких краев. Страна не смогла обеспечить не только защиту соотечественникам, проживающим за рубежом, но и отворачивалась от них, когда те приезжали, туда, где их уж точно должны были признавать. И в головах рождается мысль, высказанная в заключительном монологе Ольги: «моя страна самая большая в мире и в этой стране нет своих и чужих в этой стране нет коренных и приезжих, русских, нерусских в моей стране все так и остались чужие»
Горько слышать такие слова, но ещё горше признавать их правоту, собственное бессилие и незнание, как это изменить. Нерешенная проблема упрощенного получения гражданства для русскоязычных людей, предки которых были выходцами из России — крупная государственная ошибка, ухудшающая как положение тех, кто в этом нуждается, так и самого государства. Люди формируют государство, и чем больше в нем несчастных, недовольных людей, тем непривлекательней и слабее выглядит такая структура со стороны.
Резкий, сильный спектакль, заставляющий перелистывать нелицеприятные и малоизвестные страницы истории и наталкивающий на мысль: очень удачно кем-то разыгрывается карта межнациональной розни, при этом «свобода и возрождение превращаются в “режь - убивай”. И как бы государство не повело себя — вступилось или не вступилось за своих на чужой территории, найдутся те, кто его действия в любом случае осудит. Но вот на своей территории, однозначно нельзя относится к согражданам, как к чужим.
Лаконичные декорации, яростные прочувствованные характеры. Спектакль идет в малом зале, все рядом, поэтому невозможно не сопереживать.
Спасибо за поднятую сложную тему.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма