Отзывы о "Таня-Таня"

Премьера
Анна 4 марта, 09:08

Я очень почему-то хотела сходить на этот спектакль, описание сулило что-то невесомое, прекрасное и русское, как проза Бунина и Чехова. К тому же играли мои любимые актрисы: Алла Онофер и Екатерина Александрушкина, да и малая сцена МТЮЗа часто предлагает необычные постановки.

Спектакль, созданный из света и теней, из большого количества пауз. Слов здесь намного меньше, и надо догадываться о происходящем, искать смыслы и отсылки. Кто кому приходится? Кто в кого влюблен? Это игра или реальность? Почему все герои в каких-то странных отношениях? Он ревнует ее к мужу, зовет другую, чтобы та поссорила, но другая влюбляется и в нее влюбляются, и вообще они все друг друга любят и мечутся, бедные, не зная кого выбрать… какой-то клубок любви и ревности всех ко всем. При этом герои постоянно шутят, ведут разговоры и ищут бутылки шампанского по всем углам.
Скажу честно, о многом я явно так и не догадалась, мозг лихорадочно пытался логически осмыслить происходящее. Мне, возможно, не хватило легкости или в целом иначе мыслю, и я просто отказывалась вникать в эту чуждую мне логику, при этом сейчас постоянно мысленно возвращаюсь к сюжету и припоминаю сцены, значит чем-то спектакль все-таки зацепил.

Абсурдность жизни, абсурдность чувств, действительно «14 песен о странностях любви», игра на полутонах и полусловах. Это и правда очень странный эстетский спектакль, который невозможно пересказать и с которым надо совпасть. Лично я только к финалу, когда актеры стали походить на своих чеховских предшественников, наконец-то расслабилась и стала просто наслаждаться игрой актеров. Свет – важная составляющая действия: манящие окна чужих судеб мастерски воссозданы Алексеем Поповым.

Не могу советовать всем, но если вы хотите поразмышлять о любви на тонких настройках чеховских веранд и любовных кружений, то вам сюда.

Ольга Сорокина 25 февраля, 09:59

Аннотация обещает нечто между Чеховым и Хармсом. И это действительно что-то между Чеховым и Хармсом. Причём Хармса как-то даже больше, настолько больше, что Чехова искать днём с огнём. Сначала это немного огорчило, но слово за слово и я прониклась. Прониклась атмосферой странноватой, неуютной дачи, в которой из тёплого и уютного - только блики света да звуки музыки. Прониклась этими разговорами без конца и ни о чём, страданиями на пустом месте и, вроде бы "всамделишной", но всё таки "недотоской".
Впрочем, надуманность поводов не отменяет болезненности страданий. И вот ты уже сам не замечаешь, как сочувствуешь то одному, то другому, а потом и всем вместе и даже этому дому, которого то ласкают солнечные блики, то безжалостно прорезают огни несущихся мимо поездов.
Так и герои то счастливы, то вдруг не очень. То любят, то маются. То верят в то, что всё будет хорошо, то "срываются в пике" в приступе отчаяния. Сплошные парадоксы. Но самое парадоксальное то, что на сцене две Тани. И понимать это можно как угодно. Две ли это женщины, или одна. Но если одна, то кто тогда вторая? Тень? Отражение? Призрак той прежней Тани, какой она была когда-то? А если две, то зачем она, эта вторая?
Какая, впрочем, разница. Главное, что их две. А ещё то, что совершенно невозможно определиться, какая из них нравится больше.
Потому что если не искать во всём происходящем глубокий смысл, а просто наблюдать за героями, как они двигаются, говорят или молчат, то каждый из них совершенно прекрасен. Каждый в отдельности. Сам по себе.
Лично я осталась в восторге от мужа Тани (Игорь Балалаев), этакого интеллигента с вечным поиском себя, и от Зины (Екатерина Александрушкина), которая кажется самой осязаемой из всех.
И, конечно, от Тани (Екатерина Кирчак). Вот уж кто точно застрял между Чеховым и Хармсом! И это потрясающе сыграно.
Да, самое ценное в этом спектакле - актёрская игра. Они просто все ОЧЕНЬ хорошо играют. Даже мимолётный дядя Ваня (Антон Коршунов)
И на это стоит посмотреть.

Enza 22 февраля, 12:47

Этот спектакль показался мне таким необычным, что в антракте я даже полезла читать отзывы, чего почти никогда не делаю. И на этом спектакле я как-будто прожила несколько зрительских жизни от полного неприятия некоторых моментов до полного, завораживающего восторга в конце.
Во-первых, возникла абсолютная влюбленность в сценографию, решенную в чудесной мрачноватой "сепии", которая как раз многим не нравится.

Все эти мерцания и тени превращают дачную веранду то ли в клетку для птиц, то ли в резную машрабию на окне восточного дворца. В обоих случаях ассоциации с решёткой и ощущение, что герои буквально заперты внутри, абсолютно очевидны.
Фонарь, символично изображающий проходящие мимо поезда. Назойлевый, неудобный, слепящий. Делающий положение зрителея-наблюдателя неуютным и некомфортным. В конце его резко отвернут к стене. Зритель выдохнет. Больше неудобства нет, но и смотреть не на что. Финал! И тут тоже явно: наблюдать за чужой жизнью тоже непросто и никто там, в своей жизни, не обязан быть для наблюдателя комфортным и удобным.

В первом акте - полный шок и неприятие режиссерского выбора актеров на роль Тани-жены, Иванова, Охлобыстина и
полное понимание и принятие в итоге.

Действительно, Таня-жена, очевидно, дама зрелая, мать взрослого сына. И муж о ней с явным восторгом: кожа белая, спит на чёрной бархатный подушке... Царица, не иначе. И вдруг на сцене появляется девчонка в странной шляпе, пальто с чужого плеча, на шпильках и на велосипеде. Выглядит это не просто неубедительно, скорее, даже нелепо. Зачем от одной девчонки, о которой с восторгом, бежать к другой, которая такая же, но чужая, а может быть и пустая? А потом все встаёт на свои места. Не такая же. Моложе! А этот образ Тани-жены из первого акта - то, что осталось у нее внутри. И не от нее бежит Иванов, а к ней - юной, легкой, той самой, которую когда-то полюбил. А может, и к себе самому юному, счастливому, смелому. Бежит от сегодняшнего невзрачного человека-тени, который даже за девушкой приударяет как-то невнятно и так блекло, что она начинает крутить роман к его же собственным сыном, совсем мальчишкой.

Недаром делает свои предложения всем подряд и Охлобыстин. И неслучайно столь очевидная его старость. Нет, никого из этих женщин он не любит. Никого счастливой не сделает. Но одиноким быть страшно. Неуютно стариться одному. Шансов-то сколько ещё осталось? Вот и мечется по всем подряд в попытках использовать последний шанс, чтоб пристроить свое одиночество.



А время, безжалостное и несправедливое, пролетит так же быстро, как бегущие мимо поезда. Недаром во втором акте все героини в одинаковых черных платьях в пол. Время всех уровняет. Время никого не пощадить и молодость упархнет от каждого, независимо от того, любил ты или нет, на шпильках бегал или в тапочках, на бархатной полушке спал, или стареньким пальто укрывался...

В общем, при всей "непростоте", неоднозначности и "немассовости" посмотреть "Таню-Таню" рекомендую даже тем, кто любит эту пьесу Оли Мухиной в постановке Мастерской Петра Фоменк.

Тем боолее, в МТЮЗ его поставил тоже очень интересный режиссер, Саша Толстошева, ученица Ю. Н. Погребничко и номинант на Золотую маску за "День рождения Смирновой".

Андрей Травин 4 февраля 2023, 08:43

Бывают люди, которые по поговорке съели друг с другом пуд соли, а здесь шестеро персонажей словно бы съели друг с другом пуд любви. И каждому зрителю, который сочиняет свой отзыв, всё равно придется упомянуть их тотальную любвеобильность, когда не просто он любит ее, она любит другого... Нет, тут бывает, что он любит ее, но и другую тоже вроде бы любит. Так, кстати, бывает и в реальности, но довольно редко. А тут мы видим сплошь трогательных людей, довольно независимых от быта и общества. У них как раз полюбить-то и получается, не без странностей, конечно.
Хозяина дома играет Александр Тараньжин. В реальной жизни ему — 60 и он не выглядит моложе своих лет, а всё туда же…

Содержание, сотканное из недосказанностей, пересказать не получится, спойлеров не будет.
Спектакль — эротические мечтания, точнее томления, которые под конец начинают складываться в ребус.
Фоновая музыка исключительно французская.
Монологи напоминают обрывки внутренней речи.
Сцены нет, и когда сидишь в первом ряду, спектакль начинает казаться, как ныне модно говорить, иммерсивным. Близость героев сначала побуждает им сопереживать. Потом это делать бросаешь, так как происходящее превращается просто в какое-то очаровательное кружение. Да и любовные треугольники тут какие-то неострые.

Зрителей смешит выпивка, спрятанная в самых неожиданных местах — особенно в фортепиано и мусорном бачке.

Отсылки (наукообразно называемые аллюзиями) к Чехову делаются не только тонко, например, через то, что всё действие происходит в загородном доме, словно в усадьбе («в Бибирево всегда хорошо»), но и явно — через наименование мужских персонажей Иванов и дядя Ваня.

По костюмам (пластинкам и отсутствию телевизора) моя спутница пыталась восстановить время действия. Попробуйте сами, если что.

В целом удовольствие получить можно (вот у меня получилось). Но оно не гарантируется. Ведь герои ведут себя глуповато.

Ежиха 29 апреля 2022, 10:32

Абсурд нашего времени...
Когда читала анонс спектакля «Таня-Таня», у меня почему-то в голове сложилась совсем другая картинка, чем то, что в реальности мы увидели на сцене... И в этом был первый шок. Второе удивление — постоянное несовпадение реплик героев и их действий, полное отсутствие логики в их поступках. Например, Иванов говорит о любви к своей жене, в красках расписывает какая она чудесная и как он сильно её любит и в то же время всячески подкатывает к другой девушке... И такое несовпадение повторяется раз за разом... Плюс сами герои периодически говорят, что это бред, все бред... и ты готов с ними согласиться... В итоге не все зрители досидели до финала :)

Кроме того постепенно начинаешь догадываться, что автор явно пытается построить какие-то ассоциации с драматургией Чехова... Герои с теми же именами (Иванов, дядя Ваня), действие происходит в саду, а в финале они все переодеваются в платье времен Чехова... Но для меня это все были лишь смутные ассоциации, это потом я увидела, что люди по этому поводу даже научные статьи пишут и находят в этом глубокие смыслы...

Меня же пробило на ассоциации не с Чеховым, а с нашей нынешней ситуацией... Когда говорим одно, а делаем совсем другое... Мужа заделала реплика, повторяемая много раз, что все будет хорошо... Но хорошо не становится, становится только хуже... А чтобы стало реально лучше, надо не разговоры разговаривать, а что-то хорошее делать...

При этом спектакль в чем-то забавный, порой смешной и очень атмосферный... Если Четвероногую ворону Хармса я с радостью могу посоветовать всем любителям абсурда, то про этот спектакль трудно дать рекомендации... Он не просто абсурдный, он лишен всякой логики... Но если в него погрузиться, то можно найти что-то своё... в мыслях, в эмоциях... Для меня он стал кривым зеркалом нашей жизни, смотреть в которое не очень хочется, но виновато в этом не зеркало.

Елена Елена 11 декабря 2021, 01:09

Пару лет назад я смотрела на сцене «Игры во флигеле» МТЮЗа спектакль «День рождения Смирновой» - совсем не понравился. И вот я наступила на те же самые грабли, не прочитав, что режиссер премьерного спектакля «Таня-Таня» та же Саша Толстошева. Ну, не мой это режиссер. А ведь за «День рождения» она была номинирована на «Золотую маску»!
Во время спектакля меня не раз посещала мысль, что режиссер неудачно пытается скопировать стиль моего любимого театра «Около» и я оказалась права – Саша ученица Юрия Погребничко! Кстати, пока мне так и не удалось посмотреть пьесу Лидии Петрушевской у них (билет был куплен, но спектакль отменили).
Мне не понравилось в «Тане-Тане» буквально все – начиная от сценографии, костюмов (все дамы на высоких каблуках, мужчины же – в тапочках и галошах), заканчивая выбором артистов, особенно на роль Василия Охлобыстина – его играет шестидесятилетний актер Александр Тараньжин, выглядящий аж как семидесятилетний старик… Признание ему в любви Зинаиды и его притязания на любовь Тани выглядят просто нелепо…
И «ружья, висящие на сцене», здесь не стреляют! Обе Тани поносили, поносили в руках кирпич, да и положили его обратно на сцену (как лишь один из примеров).
Пьеса Ольги Мухиной показалась мне абсолютно не интересной, а поднимаемые в ней темы избитыми. Наверное, я не права, просто ее здесь так преподнесли. Ведь когда-то эту пьесу ставил в своей Мастерской сам Петр Фоменко!!! А вслед за фоменками «Таню-Таню» поставили в Челябинске, Санкт-Петербургском театре сатиры на Васильевском острове и даже где-то в Болгарии. Надо будет ее найти и прочитать.
Я же с великим трудом высидела второе действие (первое хоть было динамичным), через каждые пять минут глядя на часы. При этом, я была не одинока – экраны телефонов периодически вспыхивали то тут, то там.
Зал был полупустой и это, если учесть, что основную массу зрителей составляли фанатки Игоря Балалаева, пришедшие на спектакль с шикарными букетами, чтобы поздравить своего кумира, звезду многих нашумевших мюзиклов, с Днем Рождения!
Признаюсь честно – я тоже пришла на этот спектакль ради Игоря Балалаева. Хотелось увидеть его в драматическом спектакле, но, увы, здесь, хоть и роль у него главная, а играть было нечего. Придется пересматривать виденную когда-то «Леди Макбет…» или сходить на «Слона».
Думаю, что спектакль «Таня-Таня» в скором времени исчезнет с афиш МТЮЗа. При этом сцена «Игры во флигеле», на которой идут шедевральные спектакли «Кроткая», «Коллекционер» и «Улетающий Монахов», много не потеряет.
P.S. Прочитала предыдущий отзыв, в котором очень хвалят этот спектакль. Так что сколько людей, столько и мнений!

Елизавета Ефремова 18 ноября 2021, 05:13

Спектакль "Таня-Таня", поставленный в МТЮЗе Сашей Толстошевой по пьесе Оли Мухиной, соткан из намеков, символов, многоточий и недосказанностей.
Жанр пьесы определен как "14 песен о странностях любви", и это даже не пьеса, а любовная греза, начинающаяся на пороге странного дома: "У Охлобыстина большой дом в Бибирево. В саду каждый день хорошая погода, все время поют птицы, в пруду много больших окуней, в доме - гостей и женщин. Женщины всегда смеются и танцуют. Охлобыстин любит их всей душой".
Это даже не пьеса, а ребус, в котором смешиваются нежные чувства и безудержные страсти, ревность и безумие. Пересказать сюжет – невозможно. Действие строится на междометиях, паузах и взглядах, а диалоги полны абсурда.
Странный текст Оли Мухиной Саша Толстошева превращает в спектакль, в котором есть дом, есть давняя любовь богемного, нелепого, сильно пьющего Охлобыстина (Александр Тараньжин) к Тане (Екатерина Кирчак). Чтобы поссорить ее с мужем, Ивановым (Игорь Балалаев), он приводит в свой дом, где "всегда много гостей и женщин" Девушку, тоже Таню (Алла Онофер). Девушка влюбляется в Иванова, в Девушку влюбляется Мальчик (Искандер Шайхутдинов), Зина (Екатерина Александрушкина) любит Охлобыстина, а рабочий дядя Ваня (Антон Коршунов) говорит по-французски и обещает вернуться в четверг. Герои спектакля любят друг друга по кругу, танцуя под французский шансон и ретро-вальсы и запивая все шампанским, которое прячут друг от друга в мусорном бачке.
Здесь, как в большой деревне, все прилюдно, но при этом каждый токует о своем, а отдельные любовные голоса образуют общий хор.
Из ничего, ну буквально из ничего, из странной пьесы возникает очаровательный спектакль, в котором все эти взаимоотношения персонажей, все эти параллели, меридианы и любовные треугольники складываются в некую головоломную теорему.
На сцене веранда дома-усадьбы, в списке действующих лиц спектакля: "Иванов", "дядя Ваня". Чеховские герои никуда не делись за прошедший век, просто начали больше пить и меньше слышать других.
В финале герои твердят на все голоса заклинание "хорошо, хорошо, все будет хорошо" и становится ясно: завтра снова начнется это душе-кружение, и все снова пойдут по любовному кругу, даже минуя треугольники…

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма