Отзывы о "Последняя лента Крэппа"

Выбор редакции
Ия Ия 23 мая 2023, 03:02

Старику Крэппу исполнилось 69, он отпраздновал свой др как всегда в кабаке, тихо-скромно и пришел домой слушать пленки (катушки под номерами) с записью своего голоса, есть бананы и скорбеть по своей никчемной жизни.
Одиночество, страдания и старость. Кому это интересно? Судя по популярности пьесы – вообще всем и везде.
Актеру Игорю Ясуловичу – исполнителю роли Крэппа - 81, он явно любим публикой (стало быть, женщинами), народный артист, который проявит свой талант на полную катушку, изобразит грязнулю Крэппа в чистой одежде и без реквизита. Ведь ничего-то не дали исполнителю весомого, предметного в помощь. Ни стола с ящиками (без ящиков есть), ни бананов, ни магнитофона. А ведь надо-то всего ничего.
Зато И. Ясулович имеет гордую возможность продемонстрировать собственные скиллы, и он делает это: показывает миманс с отсутствующими предметами. На мой вкус – так не все удалось одинаково хорошо. Естественнее всего – опрокидывание рюмочки в сторонке. Да и бананы, кстати, ест актер особо страшно, нагоняет жути.
Пьеса - самая автобиографичная из беккетовских, потому мы немного узнаем, каков он, вкус литературной неудачи, оценим роль женщин в жизни писателя. Идиллически-романтическую, а она повторяется маниакально путем проигрывания пленки несколько раз с эпизодом в лодке (грудь, глаза, солнце, тишина) и практическую – старая проститутка всегда рядом.
Хотела ли я этого? Узнать получше автора пьесы, почти лично и разделить экзистенциальную скорбь? Пожалуй, не очень. Но и узнала, и разделила.

Ежиха 16 мая 2022, 11:42

МТЮЗ продолжает удивлять. Из подслушанного в зале после спектакля: «Гинкас и Ясулович — казалось бы беспроигрышный вариант...» Вот и я выбирала спектакль по тем же критериям: интересный режиссер, отличный актер... ожидался безусловно хороший спектакль...
И начиналось всё хорошо. Сам Кама Гинкас пришел в зал, попросил отключить телефоны. Прибежал Игорь Ясулович в куртке, полное впечатление, что не успел даже переодеться... и начинается прекрасное — постепенное перевоплощение актера в героя пьесы... Игорь Николаевич читает пьесу и шаг за шагом превращается в Крэппа... и не важно, что его одежда не соответствует описанию, а на сцене практически ничего нет... только стол и стул... все необходимое он создает из воздуха... и силой своего актерского мастерства заставляет поверить, что тут есть и коробки с магнитофонными катушками, и магнитофон, на котором можно слушать эти старые записи, и банан, который можно съесть... а на его кожуре поскользнуться... И перед нами уже не Игорь Ясулович, а Крэпп — герой одноактной пьесы Сэмюэла Беккета...

А вот после этого, честно скажу, я мало, что поняла... Вроде действия Крэппа вполне понятны... он прослушивает свои старые дневниковые записи... отпускает едкие комментарии... записывает новые... Но, что это за человек... чем он интересен... зачем он это все делает... Я так и не поняла... Это видимо тот уровень театра абсурда, до которого я пока не доросла...

Неужели это его воспоминание о прогулке в лодке с любимой женщиной (если я правильно поняла...) и есть квинтэссенция его счастья, смысл его жизни? Или это такой способ заставить зрителя задуматься, а в чем все-таки смысл жизни? У меня после спектакля остались одни вопросы: что это было, что хотел этим сказать Беккет? Потому что на сцене было показано именно то, что было написано... Отступление от текста пьесы минимальные...
В итоге я не могу сказать, что спектакль плох или хорош... но он абсолютно точно из разряда «не для всех»... ведь есть же авторское кино, от которого кайфуют специалисты, но оно не способно собрать большие залы... так и Беккет видимо понятен лишь узкому кругу театральных критиков... а Нобелевская премия, это ещё не гарантия успеха...

ptchugunov 25 октября 2021, 03:48

Сложный и тяжелый спектакль. Ретроспектива, анализ ошибок прошлого и последняя попытка уцепиться за уходящую жизнь, зная, что конец неизбежен. Перед просмотром рекомендую прочитать пьесу. Отсутствие декораций и полная концентрация на смысле.

Елизавета Ефремова 11 октября 2021, 03:08

Не так часто как хотелось бы, но случаются театральные спектакли, проникающие в глубь души, поселяющиеся там навечно, время от времени всплывающие сладостным воспоминанием и тревожащие неуловимым беспокойством. Таких спектаклей не может быть много, но какое счастье, что они есть.
Не так давно, а точнее в прошлую пятницу моя копилка пополнилась еще одной драгоценностью. "Последняя лента Крэппа" поставлена Камой Гинкасом во флигеле Московского театра Юного Зрителя для Игоря Ясуловича.
Перед нами предстало совершенное по форме и абсолютно минималистическое театральное действо. Все произошло по Немировичу-Данченко, которому приписывается фраза: "Выйдет на площадь актер, расстелет коврик и это уже театр". Именно так и случилось на этом спектакле. На пустую сцену выбежал бодрый, слегка запыхавшийся Игорь Ясулович и из ничего начал создавать мир Крэппа. А когда белый куб сцены заполнился бананами, бобинами, катушечным магнитофоном, а главное воспоминаниями, актер на глазах начал дряхлеть и слабеть, вылепляя Крэппа, притулившегося на задворках собственной жизни.
Крэпп слушает плёнку, записанную в тридцать девять лет. Крэпп спорит с собою молодым, выключает, включает, перематывает. Крэпп заворожён собственным голосом, он завидует себе, захваченный памятью о случившейся любви.
Нынешнего Крэппа жалко, но он любил жизнь и жил по-настоящему. Крэпп проиграл, но он хотя бы участвовал в игре, а многие и не играли вовсе. Крэпп сломлен, но он хотя бы пытался жить.
Пленки на старых катушках - последняя попытка уцепиться за уходящую жизнь, зная, что конец неизбежен.
Бессмертный текст Самюэля Беккета в сочетании с необыкновенными талантами Камы Гинкаса и Игоря Ясуловича дает неожиданный эффект. Возникает ощущение чего-то очень важного, что пропускается нами в суете существования, чему мы не успеваем сопереживать, что не успеваем прочувствовать.
Лента крутится впустую, лента шуршит вхолостую. Затемнение. Конец игры.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма