Спектакль Авиатор
«Авиатор» — это размышление о взаимоотношениях человека и истории. Герой постановки — Иннокентий Платонов — однажды просыпается на больничной койке, и понимает, что не помнит о себе ровным счетом ничего. Он медленно вспоминает свое прошлое.
Воспоминания столетней давности приходят к нему не линейно, а фрагментами из разных периодов жизни. Это коллаж, в котором перемешаны Петербург начала ХХ века, дачное детство в Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию. Моменты счастья переплетаются с невыносимыми страданиями, любовь с уродливым бытом, дружба с предательством, возмездие с падением. Одновременное сосуществование диаметрально противоположных событий и чувств на «карте» одной̆ человеческой̆ жизни, создает ощущение ирреальности происходящего.
Такое видение прошлого похоже на взгляд авиатора обозревающего пейзаж с высоты птичьего полета. Он и отстранённый̆ наблюдатель, и участник процесса. Платонов мучительно осмысляет свое место и роль в событиях прошлого и через воспоминания пытается понять себя настоящего.
Спектакль готовила команда молодых постановщиков — режиссер Алина Кушим, недавняя выпускница мастерской Иосифа Райхельгауза и сценограф Александра Дашевская, выпускница мастерской Дмитрия Крымова.
Отзывы о «Авиатор»
Ещё 14 отзывовТеатр "Школа Современной Пьесы" полностью оправдывает свое название: здесь идут только пьесы, написанные нашими современниками. И, как правило, эти пьесы можно увидеть только здесь: на Неглинке 29. Даже если спектакль рассказывает о событиях позапрошлого века, взгляд на историю через призму современного автора порой дает неожиданный и завораживающий эффект.
"Авиатор" поставлен Алиной Кушим по книге Евгения Водолазкина -автора двадцать первого века. Роман инсценирован Михаилом Арсланьяном и Антоном Ткаченко специально для ШСП, премьера состоялась меньше двух лет назад.
Это спектакль-поиск, спектакль-исследование. Его герой Иннокентий Платонов, в ярком воплощении Алексея Гнилицкого, как будто пролетел сквозь век и по крупицам собирает вокруг себя свою жизнь.
"Авиатор" спектакль о столкновении личности и истории, о преступлении и наказании, о любви и предательстве, о науке и Боге, о счастье и пытках, о детстве и взрослении - полученный в детстве заряд любви, доброты и красоты помогает человеку не сломаться в самых страшных обстоятельствах.
Религия учит: осуди грех, но прости грешника. Легко сказать, если речь идёт о каком-то постороннем грешнике, который где-то там сделал что-то, никак тебя не затрагивающее. А если он на твоих глазах изнасиловал знакомую тебе девушку? А если он оклеветал отца твоей возлюбленной? Тогда прощение - высший пилотаж, до него ещё надо дорасти, и это подчас путь длиною в жизнь. Падать проще, чем летать.
Время непрерывно: не прерывалось оно и в "Повести временных лет", когда "ничего не происходило", и в те годы, когда Платонов был заморожен. Не прервется и с его смертью. Но Платонов одинок в своем полете среди моря чужой жизни. Он существует, как авиатор, в отличной от привычной нам плоскости и, попав в непривычную среду, заново учиться жить, как Робинзон. Но полет для него – рай. Потому что аэроплан вместе с авиатором существует вне времени, вне смерти и вне жизни.
Спектакль "Авиатор" смотрится на одном дыхании, даже жалко тратить время на антракт: кажется, что потеряешь что-то важное, уже накопленное.
Сценография Александры Дашевской лаконична, выразительна и порой неожиданна. Абсолютно все актеры, участвующие в спектакле, буквально умирают в своих героях, а ведь почти каждому из них приходится воплощать несколько ролей.
Если вы еще не видели "Авиатора" в театре Школа Современной Пьесы, вам просто необходимо восполнить этот пробел. Но помните: это спектакль не для отдыха и развлечения, это спектакль для сопереживания и размышлений.
«Авиатор» в Школе современной пьесы
Необычная история несмотря на схожесть своей идеей повествования с историей из «Цветы для Элджернона» - рассвет и закат эксперимента над человеком.
От больничной палаты сюжет начинает раскручиваться и переносить нас в воспоминания, рассказывая о нелегкой
судьбе отдельного человека на фоне смены власти и режима. Не хочу вдаваться в подробности пересказывая сюжет, лишая возможности узнать всю историю из первоисточника или на спектакле. И чтобы не повторяться скажу лишь, что спектакль правда очень глубокий и многогранный, за 2 с небольшим часа поднято невероятное количество вопросов и тем для размышлений.
Этот спектакль просто не может оставить равнодушным, вызывая полный спектр эмоций от щемящей нежности и трогательности до душераздирающий боли и отвращения.
Момент, когда спадают чёрные полотна со всех стен, во время самой пронзительной сцены был аж до мурашек.
Такие работы еще долго остаются в мыслях, заставляя проживать и переосмысливать.
Читайте про другие
события
Актеры «Авиатор»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.