Отзывы о "Авиатор"
Театр "Школа Современной Пьесы" полностью оправдывает свое название: здесь идут только пьесы, написанные нашими современниками. И, как правило, эти пьесы можно увидеть только здесь: на Неглинке 29. Даже если спектакль рассказывает о событиях позапрошлого века, взгляд на историю через призму современного автора порой дает неожиданный и завораживающий эффект.
"Авиатор" поставлен Алиной Кушим по книге Евгения Водолазкина -автора двадцать первого века. Роман инсценирован Михаилом Арсланьяном и Антоном Ткаченко специально для ШСП, премьера состоялась меньше двух лет назад.
Это спектакль-поиск, спектакль-исследование. Его герой Иннокентий Платонов, в ярком воплощении Алексея Гнилицкого, как будто пролетел сквозь век и по крупицам собирает вокруг себя свою жизнь.
"Авиатор" спектакль о столкновении личности и истории, о преступлении и наказании, о любви и предательстве, о науке и Боге, о счастье и пытках, о детстве и взрослении - полученный в детстве заряд любви, доброты и красоты помогает человеку не сломаться в самых страшных обстоятельствах.
Религия учит: осуди грех, но прости грешника. Легко сказать, если речь идёт о каком-то постороннем грешнике, который где-то там сделал что-то, никак тебя не затрагивающее. А если он на твоих глазах изнасиловал знакомую тебе девушку? А если он оклеветал отца твоей возлюбленной? Тогда прощение - высший пилотаж, до него ещё надо дорасти, и это подчас путь длиною в жизнь. Падать проще, чем летать.
Время непрерывно: не прерывалось оно и в "Повести временных лет", когда "ничего не происходило", и в те годы, когда Платонов был заморожен. Не прервется и с его смертью. Но Платонов одинок в своем полете среди моря чужой жизни. Он существует, как авиатор, в отличной от привычной нам плоскости и, попав в непривычную среду, заново учиться жить, как Робинзон. Но полет для него – рай. Потому что аэроплан вместе с авиатором существует вне времени, вне смерти и вне жизни.
Спектакль "Авиатор" смотрится на одном дыхании, даже жалко тратить время на антракт: кажется, что потеряешь что-то важное, уже накопленное.
Сценография Александры Дашевской лаконична, выразительна и порой неожиданна. Абсолютно все актеры, участвующие в спектакле, буквально умирают в своих героях, а ведь почти каждому из них приходится воплощать несколько ролей.
Если вы еще не видели "Авиатора" в театре Школа Современной Пьесы, вам просто необходимо восполнить этот пробел. Но помните: это спектакль не для отдыха и развлечения, это спектакль для сопереживания и размышлений.
«Авиатор» в Школе современной пьесы
Необычная история несмотря на схожесть своей идеей повествования с историей из «Цветы для Элджернона» - рассвет и закат эксперимента над человеком.
От больничной палаты сюжет начинает раскручиваться и переносить нас в воспоминания, рассказывая о нелегкой
судьбе отдельного человека на фоне смены власти и режима. Не хочу вдаваться в подробности пересказывая сюжет, лишая возможности узнать всю историю из первоисточника или на спектакле. И чтобы не повторяться скажу лишь, что спектакль правда очень глубокий и многогранный, за 2 с небольшим часа поднято невероятное количество вопросов и тем для размышлений.
Этот спектакль просто не может оставить равнодушным, вызывая полный спектр эмоций от щемящей нежности и трогательности до душераздирающий боли и отвращения.
Момент, когда спадают чёрные полотна со всех стен, во время самой пронзительной сцены был аж до мурашек.
Такие работы еще долго остаются в мыслях, заставляя проживать и переосмысливать.
Посмотрела «Авиатор» Евгения Водолазкина в театре Школа современной пьесы. С любопытством. Так интересно было, как получится погрузить в реалии сюжета режиссёру Алине Кушим. История же нелинейная и столько веток и эпизодов..
Зал обтянут чёрной тканью, а сцена сужена до размера палаты: 3 стены и кровать, в которой ещё до начала спектакля лежит Иннокентий Платонов (Алексей Гнилицкий). И начинается неспешное знакомство с реальностью человека, который был заморожен в начале прошлого века и «вернулся» в конце 90-х.. а за это время, ой как сильно поменялся мир..
И когда пациент доктора Гейгера (Владимир Шульга), который кстати мимикрировал в Чехова как образ врача начала прошлого века… так вот когда Платонов очнувшийся после летаргического сна, осознаёт, где он оказался и уже готов к выходу в большой мир, все пространство удивительным образом трансформируется, чёрная ткань спадает и появляется красивый зал Эрмитаж, в зеркалах, который расширяет пространство, неоновые вывески рекламные слоганы и прочие шумы современности, которые обрушиваются не только на героя. Становится громко, суетно. Время ускоряется и динамичные сцены усиливают разницу между воспоминаниями героя начала века и привычной нам жизнью. Воспоминания о маме, первой любви, новом опыте уплотнения после революции и жизни на Соловках - все становится таким немного клиповым, удобным нам для восприятия.. и по началу было много глубины в воспоминаниях, переживаниях, диалогах, а дальше визуальная картинка и действия перетянули на себя внимание.
Неожиданно в театре показана вся эта история, которая, казалось, бы слишком киношная.. отличный актёрский сыгранный состав. 2 часа 15 минут любопытного погружения во время, где своё место ищет не только главный герой. Взгляд на нашу жизнь глазами человека из прошлого, с такими очевидными контрастами в отношениях и ценностях.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.