Отзывы о "Фрекен Жюли"
В театре им. Моссовета не была очень давно, и ни разу не была после того, как туда пришел Евгений Марчелли. И вот, наконец, добралась. Как раз на спектакль нового худрука, «Фрекен Жюли». Идет он не на Большой сцене, а на Сцене под крышей. Это сравнительно камерное пространство, все, как я люблю. А если учесть, что мы еще и сидели в первом ряду, эффект присутствия был нам обеспечен в полной мере.
Эта драма Стринберга когда-то считалась скандальной из-за излишнего натурализма, была даже запрещена цензурой, в наше же время она является одной из наиболее репертуарных пьес.
На поверхности – история взбалмошной молодой женщины из высшего общества, фрекен Жюли (Лилия Волкова) которой на фоне расторжения своей помолвки приболело соблазнить собственного лакея, Жана (Павел Усачев) фактически на глазах его невесты. Ну как соблазнить – он существо довольно подневольное, так что просто приказать, по большому счету. На деле – рассказ о том, насколько по-разному женщина и мужчина понимают счастье. Она стремится к любви и преданности, ему нужен достаток и карьера. Ну, в данном случае, каждому нужно то, чего ему не хватает, так что гендерная установка довольно спорная, конечно. Не будь фрекен Жюли так богата, может, тоже стремилась бы к достатку.
Умнее всех в этой истории выглядит кухарка Кристина (Кристина Исайкина) – невеста Жана. Тихо и ненавязчиво она отодвигает именитую соперницу. Да и вообще выступает таким Серым кардиналом, постоянно транслируя Жану, что говорить и как поступать.
Именно Кристина начинает спектакль, долго и подробно готовя ужин. Режется настоящий салат, жарится настоящее мясо, варится какое-то варево. С этим мясом потом будет происходить много всего забавного, не буду спойлерить, но эта тарелка привнесет юмор в спектакль.
Вообще, Марчелли поставил пьесу на стыке разных эмоций – зрителю то смешно, то страшно, то противно, то скучно (в начале). Но все время, кроме первых минут десяти, пока Кристина готовит ужин, интересно. Интересно следить за битвой этих трех характеров – истеричной Жюли, невозмутимой Кристины и себе на уме Жана. Их реакции довольно сложны и плохо предсказуемы, Жан отнюдь не под каблуком хозяйки, и именно он (с подачи Кристины) провоцирует ее к страшному финалу… Финал, однако, остается открытым, выбор за Жюли.
Мне спектакль неожиданно (ну не ждала я ничего от Моссовета, если честно) понравился. И моей спутнице тоже. Видимо, теперь к посещаемым мной театром нужно добавить и этот)), Евгений Марчелли явно внес свежую кровь, и это тот не слишком частый случай, когда она пошла театру на пользу. По одному спектаклю судить, конечно, невозможно, но мне понравилась и новая атмосфера в театре (любезные капельдинеры, например, не устраивающие истерику из-за того, что кто-то пересел на свободное место (а раньше было и так), кондиционеры (вот это не знаю, может, и раньше были, но этим жарким летом прям в радость)), и то, как поставлен спектакль, и все три занятых в нем актера, совершенно мне незнакомые. Актеры вообще порадовали – каждый на своем месте, каждый ни разу не вышел из образа. Иногда обращались к залу, но чаще – четкое ощущение четвертой стены, хотя сидишь в метре от актера. И у тебя на глазах разыгрываются нешуточные страсти. Или, наоборот, шуточные. В том смысле, что Жюли и Жан не нужны друг другу… В общем, довольно странные отношения. Жестокие. Любви там и в помине нет.
Марчелли, правда, зачем-то понадобилось показать зрителям, что все – неправда, игра. Не знаю, зачем, но явно нарочито демонстрировались и смена декораций, и переодевание актрисы с помощью кого-то из сотрудников. Может, чтобы не слишком уж погружались в этот мрак, в эти жуткие отношения, чтобы не поверили, что чижик погиб… Пожалуй, вот эта кухня спектакля – единственное, что мне в нем не то что не понравилось, но показалось лишним. Но это мелочь. Общее впечатление – хорошо.
Скандальная для своего времени пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» написанная ещё в 1888 г., сейчас идёт в театре Моссовета, но и по сей день, она ещё может кого-нибудь шокировать.
Тема-то какая жаркая! Женское сексуальное домогательство, используя свое высшее положение. Каково, а?
Но, кто по сути здесь виноват и кто вызывает наибольшее сочувствие, ещё стоит разобраться.
Всего три персонажа на сцене.
Жан (лакей) - циник и материалист, по воле судьбы слуга, но с преогромными амбициями и гонором, его невеста Кристина (кухарка) - спокойная, как танк, уверенная в себе, практичная, воспринимающая действительность без розовых очков.
Жюли - графская дочь, с поломанной родителями психикой, то жаждущая быть покорной и любимой, то ненавидящая и унижающая мужчин.
Яркая модель для любителей изучения психологии. Здесь пышный букет диагнозов. Но, хороша-то как!
Спектакль начинается с приготовления ужина. Зрители наблюдают, как готовится стейк, нарезаются овощи для салата. Кому-то на 1 ряду обязательно повезёт, дают подержать тарелку с едой и бокальчик вина, можно и отведать.
Остальные зрители, окружённые дразнящими ароматами, сглатывают слюну и ждут, когда же наконец-то все начнётся. А ведь в этом, по сути буднично-неторопливом действии вся изюминка и есть. Актёры настолько в образе, что у зрителя создаётся впечатление, как-будто подглядываешь в замочную скважину. Даже немного неловко, право.
Очень нестандартная подача материала, гипнотическая игра актёров, прыжок из-за стола в постель на глазах зрителей, распитие алкогольных напитков и крепкие словечки.
Но, если вы не кисейная барышня и не ханжа, то даже ради любопытства стоит попасть на эту постановку, которая проходит на сцене под крышей.
Открытый финал, который предлагает зрителю решить, каким будет дальнейшая судьба героини, ещё один плюс. Почувствуй, что называется, себя всесильным Мастером.
Дадим Жюли шанс?
Август Стриндберг, известный шведский драматург, создал одну из самых неоднозначных своих пьес «Фрекен Жюли» в 1888 году. Судьба этой пьесы была сложной и лишь в XX веке пьеса стала востребованной как на сцене, так и в кино.
Сюжет пьесы прост: юная графиня, отдается молодому лакею, а потом, после неудачных попыток взвалить на него решение своих проблем, следует его полусовету - полуприказу покончить с собой.
В пьесе обыгрывается известная евангельская максима: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Лакей Жан возвеличивается до аристократки. Фрекен Жюли в свою очередь падает до лакея. Так кто же из них первый, а кто последний? На этот вопрос отвечает сам автор в знаменитом предисловии к пьесе: «….Жизнь не устроена по идиотской математической схеме, согласно которой только большие поедают маленьких, – столь же часто случается, что пчела убивает льва или по крайней мере доводит его до бешенства».
Сложно сказать, чего в пьесе больше - импрессионизма или натурализма. История набросана автором словно большими яркими пятнами.
Спектакль Евгения Марчелли, художественного руководителя Театра имени Моссовета, третья, и самая удачная, на мой взгляд, постановка пьесы Стринберга, которую я видела.
Великолепно сочиненный спектакль! Местами жесткий, затягивающий в омут переживаний главных героев, и неожиданно выбрасывающий оттуда.
Постановка Евгения Марчелли выдержана в его собственном уникальном стиле. Она лаконичная, но продуманная до мелочей. А потому с самого начала спектакля было ощущение трагедии, даже в простых бытовых диалогах…
Потрясающий актерский ансамбль, где каждый просто виртуозно исполняет свою партию!
Харизматичной Лилии Волковой удалось очень точно передать мятежный характер своей героини – где-то истерички, где-то - несчастной женщины, загнанной в угол обстоятельствами и воспитанием.
Не менее достоверен и Павел Усачев в роли Жана, который будучи хитрым, жестким, циничным умело маскируется в начале пьесы «под дурачка», готового вставать «в стойку» по приказам Фрекен. В конце же пьесы уже Жан приказывает Фрекен Жюли стоять «в стойке» и начинает так же, как она когда-то издевалась над ним, издеваться над ней. И Павел смог очень убедительно передать это внезапное превращение Жана «из овцы в волка»!
Август Стриндберг автор полутонов, молчания, внутреннего движения. И больше всех похвал заслуживает именно Кристина Исайкина, которая при минимуме текста своей молчаливой отстраненностью смогла передать само «нутро» кухарки, тоже Кристины, в которой так много страсти, но она будто скрыта под толщей кристального льда.
Спасибо создателям и исполнителям спектакля, окунувшим зрителей на полтора часа в прекрасно сотканную паутину из боли и любви, страсти и секса, агрессии и удовольствия.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.