Спектакль Жестокие игры

Оценка редакции
Дата премьеры: 30 октября 2021

Написанная в 1978 году пьеса «Жестокие игры» Алексея Арбузова приобрела широкую известность, в первую очередь, благодаря знаменитому спектаклю Марка Захарова в «Ленкоме». После чего в восьмидесятые годы XX века была частым гостем на многих сценах страны. Но и сегодня тема поиска молодыми людьми себя и своего места в мире по-прежнему привлекает внимание режиссеров.
В новой постановке Евгения Марчелли — режиссера, чутко чувствующего время, «игры» персонажей пьесы обретают почти трагическую жесткость. Режиссер снимает всякий флер обаяния с бесшабашности, юношеского эгоизма, цинизма и максимализма арбузовских героев. При том, что Марчелли вынимает историю из контекста восьмидесятых, решая ее почти что как притчу, она обретает остро современное звучание. 
Спектакль Театра Моссовета – обжигающий своей беспощадностью разговор об инфантильности современного человека, утратившего способность различать границы между добром и злом, проявлять сочувствие и просто радоваться жизни. Обитающие в агрессивной среде герои жестоки не только по отношению к окружающим, они жестоки и безразличны и по отношению к самим себе.

Отзывы о «Жестокие игры»

Ещё 4 отзыва
Андрей Травин 20 июля 2022, 08:32

«Жестокие игры» в первой своей постановке в советском «Ленкоме» я успел посмотреть в середине 80-х. Впечатление было, видимо, достаточно сильным, потому что почти сорок лет спустя помнил некоторые реплики. И к счастью совсем не помнил финал.

Перед посещением вопреки обыкновению прочитал пару отзывов и, получается, был предупрежден, что увижу не просто спектакль, а шоу. Был к этому готов. Но опасался, что после шоу не останется желанного послевкусия, не говоря уже о катарсисе. Ну, знаете как бывает на концертах групп типа «Бони М»: в процессе на лице была улыбка и на сердце тепло, потом выключили фонограмму, приглушили свет и уже в гардеробе у тебя ничего от концерта уже не осталось. И забегая вперед скажу, что с этим было всё хорошо. На обратной дороге хотелось обсудить увиденное.

Тогда в Советском Союзе я смотрел «Жестокие игры» безусым юношей и считал Нелли (безусловно именно ее воспринимаешь как главную героиню) просто безбашенной девкой. С некоторым обаянием. Интересной особой.
Некоторые почти столь же безбашенные и в моем окружении встречались. Нелли во втором акте рванула в Салехард.

А моя подруга уехала из Москвы еще дальше — в Нелькан, что в районе Охотского моря… Но у нее самой была квартира без родителей, наш общий флэт, а Нелли вписалась в квартиру без родителей к юноше, бросившему юрфак и коптящему небо с кистями художника в руках… Художника от слова «худо».

А теперь в зрелом возрасте я присоединяюсь к мнению Мишкиной жены, когда она беззлобно бросает Нелли ее основное определение: «Падаль!» (дословный перевод на современный русский архаичного слова «стерва»). Уже в первые минуты своего появления в пьесе Нелли устраивает жесткие переговоры с манипуляциями. Ну и дальше больше. По младости лет и зависимого положения действует немного нервно, неровно и не всегда умело. Истерит, что возможно идет не от ситуации, не от характера, а от актерского неумения. Предстает то во всем розовом, то в одном белье, то на высоких каблуках. Но в конечном счете всегда добивается своего.

Основные персонажи на месте разобщены несмотря на родственные связи, дружбу или секс.
Всё это вполне современно. Как и два десятка артистов, внезапно вышедших на авансцену в дождевиках и поющих на чужом наречии песню о том, что:
Когда ты устал, когда тебе одиноко, ты можешь просто протянуть руку.
Знай, я буду рядом.
Я помогу тебе пережить бурю.
Мы вместе: ничто никогда так не напоминало семью.
Знай, я буду рядом...

Жена сказала, что эти разновозрастные люди в накидках от дождя олицетворяют советский народ. Но зачем тогда они поют на тарабарском языке?

Мои религиозные чувства оскорбляет, что единственный верующий настаивает на аборте и проклинает дочь: это простительно сугубо атеистическому времени написания пьесы, но ныне тут надо было вырезать пару фраз или даже несколько слов.

Яркие краски боди-арта и жующая жвачку модель, живое исполнение песни «Love Tonight» австралийской поп-группы Shouse на английском, естественно, языке и одновременно милые советские подробности с покупкой пористого шоколада за полтора рубля и типичного советского чайного сервиза (точно такой же у моего тестя на даче). Вот такая смесь.

Нет самодвижущихся декораций: не привлекающие лишнего внимания люди во всем черном выходят и вручную меняют реквизит. Ровно такое я уже видел на представлениях цирка «Аквамарин». И это еще больше усиливает ощущение шоу.

В целом всё очень неплохо. Скучно точно не было. А магия театра вроде бы и не предполагалась.
Единственно, современный зритель сильно разлюбил морализаторство, который советский зритель тоже не любил, но готов был терпеть.

Татьяна 24 мая 2022, 06:08

Я не читала и не видела этой пьесы. Догадываюсь, что пьеса, наверное, не дословно была поставлена. И советская действительность в постановке совсем заретуширована. Проскальзывает "прописка", но в целом легко допускается, что это нынешние времена.

Особенно взаимоотношения с родителями прям вот так и тянет отправить всех на сеансы к психологу. Буквально все стараются сепарироваться от родителей, тая обиду на них. Даже дочка Маши по малолетству видимо, все равно "сбегает" от матери, пусть и чужими действиями. И тем ценней отношения Терентия и его отца. Не те из прошлого, о которых расскажет сам отец, а нынешние. Нелюбовь. Точнее родители все в делах и своих жизнях, дети рядом по умолчанию. Дети и вырастают холодными, не умеющими любить. Либо же любовь подменяется гиперопекой - родители же лучше знают. Но в итоге теряют эту связь с детьми.. Жалко всех.

Жалко этих выросших детей, с чьих губ чаще всего слетает "скучно". Без неумения любить жажда жизни не появляется. И эта шебутная, отчаянно жизнерадостная Неля, завораживает и влюбляет в себя. А Неля убегает за светлым будущим. Настойчиво ищет любовь, не дорожа "целомудрием". Будучи проклятой отцом, она рыщет в поисках своего угла и своей любви. Но и у нее не выходит. Ибо вместе с доступностью телесной в ней сосуществуют и принципы. Какая-то наивность детская, простодушность - с умением устроиться. Но любовь она ведь злая. Как бы не отвергали дети родителей, и родители детей, но любовь сидит в них и заставляет и жадно хватать письма, жутко огорчаясь на печатный текст (значит, таки не все равно!). И в бешенстве "не замечать" "больше не любимого". Царство Снежной королевы оказывается не таким замерзшим, как все считали...

Правда, хорошая пьеса, а прочтение Марчелли лишь усиливает ощущение жесткости мира, возможно, даже бездушности, но и ярче видны все эти живые моменты отношений. Какие-то моменты излишне эротичные при этом не уходят в пошлость. Мне понравились эти яркие краски.

И очень хорошие все актерские работы. Экспрессия, с которой существует Неля, восхищает. Даже когда она что-,то рассказывает, а мы не слышим ее голос, но по одним эмоциям ясно, что это просто суперэкстроординарное событие! Живость просто запредельная! И да - очевидно, что этим она очень выделяется на фоне других. Екатерина Девкина. Восхитила!

Ребята пусть и не так ярки, но тоже очень хорошие образы вышли. И Кай, внешне спокойный, но вовсе не замороженный, а очень даже чувствующий! Митя Федоров. И какое же неловко-заботливое камео от Александра Яцко. Даже не думала, что его будет настолько мало, но очень показательная сцена. Ни разу Кай не Кай.

Ну, а Терентий вообще замечательный! Добродушный и мудрый. Даром что у него много и смешных моментов! Иван Расторгуев.

Возможно, Никита кажется более "простой" образ. Отличник по всем фронтам, первый парень, цель в карьере есть, достигается, девушки - это одна из физиологических потребностей. Неудовлетворение будет отвлекать. Но и тут вот выяснится, что не такая уж это "всего одна" потребность... Нил Кропалов (а как шоколадку ел!).

Очень понравился Константинов. Раскаявшийся, измором выбивающий прощение. При том что внешность к Бобровского не очень на милого дедушку смахивает.

Очень хороший Антон Аносов. Вот именно тот Мишка, который влюбляет в себя и не может сам любить по каким-то прагматичным причинам. Наверное, единственный абсолютно положительный персонаж, но не приторный вот совсем.

Красотка Ирина Климова. Стремительная, целеустремленная, нравящаяся, не особо рефлексирующая. Ее образ вообще очень в современность вписывается. Но и мне она нравится, к тому же не винящая родителей, без оглядки живет. Так детдомовская, кого винить?

Кстати, на удивление обаятельный образ вышел у Андрея Межулиса. И в общем понимаешь, что с Машей именно Ловейко на одной волне...

Да, внешняя форма спектакля не так однозначно понравилась мне, но пьеса и игра актеров мне очень понравились. А как пели!!!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Актеры «Жестокие игры»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма