Отзывы о "Первый хлеб"
Для меня, как человека не знакомого с первоисточником, а именно с самой пьесой, практически нет связи названия спектакля с происходящим на сцене. Если бы я входила в творческую группу, то непременно ратовала за изменения названия. Например, на «Побег». Потому что все тело действия - это побег от серой действительности, грубости, безразличия, условностей, собственной трусости, пошлости, гнусности. К чему-то светлому и правильному, дорога к которому известна неунывающей и смелой бабушке Нурие. Ну и еще Мальчику. И Птицам.
Лия Меджидовна потрясающая, с запредельным уровнем самоотдачи на сцене. Плюс роскошная сценография, ювелирно вплетающая предметы в суть происходящего. Ничего подобного я в своей жизни не видела. Спектакль похож на диковинное блюдо в стиле «Фьюжн». Оно необычное, яркое, пряное, вкусное и совершенно непригодно для обыденного домашнего ужина. Его надо смаковать, приправляя по вкусу горьким смехом и чистой слезой. Чтобы распробовать его, нужно иметь подготовленные духовные рецепторы и оставить за стеклом дверей ханжество и консерватизм.
Спектакль не для всех. Тонкий. Умный.
Главная ценность спектакля «Первый хлеб» - это великолепная Лия Ахеджакова. Она очаровательна, ходит в худи с Eminem, поёт частушки и танцует под рэп. Ожидала увидеть актрису лишь в паре эпизодов, и была приятно удивлена, когда оказалось что актриса играет центральную роль, и радует зрителя весь спектакль.
Первая часть - юморная, гротескная, ближе к концу сюжет более путанный и печальный.
Скандал закрученный вокруг действия и актрисы показался высосанным из пальца, родившимся скорее всего с подачи зашоренных людей, печально. Сюжет ясный и понятный. Даня молодой парень, не знает как жить и что делать тут - в убогом сером городишке, оттого решает пойти контрактником на войну. Рассказывает об этом только бабушке. Она, героиня Лии Ахеджаковой, пытается вразумить парня. Вся семья считает эксцентричную бабушку Нурию сумасшедшей, потому что та выпивает, веселится и подшучивает над всеми. Однако зритель видит, что на самом деле она тут
- самый «трезвый» человек, умеет и живет, а не прозябает! «Веселиться и быть счастливой здесь и сейчас», потому что терять уже нечего. Такое простое и важное умение, и такое недоступное для большинства людей. Потерянные люди, выросшие в ограниченном обществе, не способные мыслить, от глупости бегут на войну, чтобы убивать других, чтобы убивали их, не понимая, не осознавая весь ужас и сюр происходящего.
Спасибо за спектакль. Было интересно, есть о чем поразмышлять, но не долго, все понятно и не так глубоко, как хотелось бы, спектакль на один раз. Иной раз выходишь с хорошей постановки и ещё несколько дней находишь скрытые подтексты, заложенные драматургом и режиссёром. Больше всего впечатлила сила и энергия Ахеджаковой, от неё словно волной окутывает тёплом и ностальгией по родным дедушкам и бабушкам, по ушедшему поколению..
Расходимся, никакого оскорбления ветеранов тут нет. И, судя по всему, не было.
Я шел на спектакль, не зная, что он стал скандальным еще до премьеры. Какие-то клоуны, называющие себя офицерами, написали доносы на театр и требуют лишить Ахеджакову звания народной артистки из-за оскорблений в адрес ветеранов, которые, мол, в спектакле содержатся. Поэтому я не был удивлен, когда увидел, как другие клоуны принесли несколько венков к зданию театра. Венки новенькие, с надписями вроде "хороним Современник". Клоунов сильно зацепил поцелуй двух мужчин в спектакле и свои переживания они смогли выразить только таким способом.
Надо сказать, что "Современник" - самый примерный театр в плане соблюдения антиковидных мер: тут не просто постоянно просят оставаться в масках, но также следят, чтобы все были в перчатках, выдают их на входе и постоянно просят не снимать их внутри. Из-за этого просмотр спектакля сопровождается почти непрерывным фоновым шуршанием полиэтиленовых перчаток, раздающимся по всему зрительному залу. Весь спектакль, пытаясь не обращать внимание на этот шорох, я ожидал оскорблений ветеранов. И не дождался. Более того, я даже мата никакого не услышал, хотя героиня Ахеджаковой без мата кажется совершенно искусственной. Пропаганды гомосексуализма я тоже не дождался. Поцелуй двух парней и последующий вопрос "ты что, пидор?" - это едва ли она. Пришлось прочитать текст пьесы. Весь сыр-бор оказался из-за сцены на кладбище, где героиня Ахеджаковой не очень почтительно разговаривает с могилами ветеранов. То есть по сюжету пьяная бабка, внук которой узнал на войну, кричит могилам героев, что они "остопиздели своей войной". По-моему, даже обсуждать всерьез это как оскорбление ветеранов могут только клоуны.
Спектакль же составлен из достаточно мощных слагаемых: прекрасная сценография, замечательная актриса в главной роли, интересное музыкальное решение. Однако все это не собралось у меня в единое целое. Я предполагал, что дело в пьесе ученика Коляды. Юмор самого Коляды часто оказывается слишком специфическим для меня. А тут еще и ученик. Однако, текст пьесы оказался неплохим. Там есть слабые места, но есть и нерв, прорывающийся сквозь эксцентрику вопль главной героини, образ которой прорисован будто специально под Ахеджакову. Может быть дело в том, что из текста вычеркнули половину текста, может быть в том, что режиссер переборщил с эксцентрикой, может просто к премьере еще не до конца сыгрались. Возможно всё вместе. Надеюсь, постепенно спектакль срастется. И может даже со временем, когда внимание беспокойной общественности переключится на что-то другое, в него вернётся текст пьесы без купюр.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.