Спектакль Степь Чехова

Оценка редакции
Дата премьеры: 25 октября 2021

Именно после публикации «Степи»  в журнале «Северный вестник» Чехова стали активно печатать.

Главный герой – 9-летний мальчик Егорушка, проходит долгий, полный испытаний путь. Меняясь и взрослея на глазах у зрителя, он постепенно преобразуется, приобретая черты совершенно новой личности.  В самом странствующем мальчике можно увидеть отражение разных времен. Красной нитью, как и у самого Чехова, через всю постановку походит тема дороги, двойственного знака, олицетворяющего собой движение и статику одновременно. Так и главный герой, движется, растет, развивается среди безмятежной, казалось бы, застывшей степи. Но при этом проносит сквозь время и пространство  свою искренность и внутренний свет.

«Это сложнейший материал, я бы сказал, антидраматургический, статичный.  И нужно постоянно что-то сочинять, добавляя динамику. Но зритель здесь обязательно найдет важные ассоциации, проведет параллели с собственной жизнью», — говорит художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.

«Произведение сложно инсценировать. До сих пор за него не брались режиссеры, и это меня вдохновило. Я увидел благодатный материал и предложил студентам сделать зарисовки. Потом собрал все воедино, подключив к работе артистов из труппы ШСП, — рассказывает режиссер Александр Цой. — Спектакль рождался из отдельных эскизов студентов-режиссеров и в процессе работы обрел форму единой постановки. Мне интересно исследовать молниеносные метаморфозы  мира, которые необратимо меняют нашу жизнь. Нам приходится меняться, подстраиваться, идти на компромиссы, но при этом так важно сохранить то истинное, что можно назвать своим «я».

В спектакле используются эскизы студентов – режиссеров мастерской ГИТИСа Иосифа Райхельгауза: Татьяны Родиной, Дмитрия Зенкова, Марии Федосовой, Александра Гостюхина, Филиппа Шкаева, Антона Шефатова, Александра Битарова, Нины Судариковой, Алексея Лалаева.

Отзывы о «Степь Чехова»

Elena 7 апреля 2022, 09:11

Недавно мне удалось побывать на необычном спектакле в театре Школа Современно Пьесы. «Степь Чехова», текст, действительно, Чехова. Казалось бы, что необычного? Но это спектакль-эксперимент, спектакль-упражнение отчасти, ибо создан он силами студентов режиссерской и актерской групп ГИТИСа. Конечно, под присмотром и руководством педагогов, — в качестве режиссера-педагога указан Александр Цой (он и сказал несколько слов перед спектаклем), а как педагоги мастерской, кроме того — Татьяна Циренина, Иван Мамонов, Денис Азаров, Светлана Кузякина и Вера Смоляницкая.

На самом деле хорошо, что мы были заранее готовы к тому, что спектакль по сути, студенческая работа, причем сборная. Иначе я бы неизбежно писала сейчас о несколько рваном стиле повествовании, о возникающем ощущении «лоскутности» созданного полотна спектакля и о кажущейся скудости бюджета. Однако принимая во внимание то, что в основе спектакля эскизы студентов режиссерской мастерской ГИТИСа Иосифа Райхельгауза, могу констатировать, что создать единое целое получилось — хоть и закрадывались во время просмотра мысли, что процесс создания отчасти напоминал коллективное написание сказки в стихотворении «Кошкин дом» или письма в «Простоквашино» :)

Если кто-то думает, что я сейчас критикую, то он неправ, — я не критикую, а пытаюсь еще раз переосмыслить увиденное. Что точно могу сказать — это было свежо, живо, оригинально и совсем не скучно, чего не скажешь о собственно повести, за которую даже современники критиковали автора, упрекая в безыдейности и бессобытийности, в упоении мелочами быта. Отдельное спасибо молодым режиссерам за привнесение доли юмора — неожиданно были смешные моменты, и за подбор музыки — многое было внезапно, но забавно :)

К сожалению, в программке перечислены имена и фамилии студентов и актеров театра, но не указано, кто кого играл, так что я воздержусь от попыток угадать — сидели мы достаточно далеко, а актеры так качественно перевоплощались на сцене, в большинстве своем успевая побывать далеко не в одной роли, что боюсь сильно ошибиться.
Не могу не отметить исполнительницу главной роли, Егорушки. Именно роль Егорушки оказался тем стержнем, на который нанизываются все эскизы и держится весь спектакль. Егорушка мне показался абсолютно чеховским персонажем, без заигрываний с залом, осовременивания, оригинального прочтения образа и т.д. Актрисе удивительным образом удалось перевоплощение в маленького мальчика, в первые минуты даже мелькала мысль — неужели ребенок играет?! Мы все увидели — и страх перед неизвестным, и тоску по дому, и детское любопытство, готовность верить в чудеса, доверчивость и неиспорченность. Детские интонации, детская пластика движений — это было реально здорово. Правда, когда дело доходило до монологов, очень четко мальчонка превращался в девушку, и немудрено — не мог тот чеховский Егорушка, диковатый, неученый ничему деревенский ребенок выдавать такие монологи, конечно.
Очень слаженно и просто здорово работал хор, тоже сыграв большую роль в становлении спектакля единым целым. В кого им только не пришлось превращаться! Лошади, деревенские бабы, речная рыба (бубырик! :)))) ) — это еще далеко не весь список. На самом деле все, игравшие на сцене, большие молодцы, конечно!

Вот, пожалуй, и все. Могу рекомендовать этот спектакль вполне, если вы любите Чехова и молодежь, а также если не ждете на сцене медийных лиц и грандиозности постановок (например, присущих тому же театру оперетты). Этого не будет. Будет мастерство, юность, задор и открытия.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма