Отзывы о "Семья Грей"
«Есть в жизни, во всех отношениях между людьми, некая разрушительная сила»
(Шервуд Андерсен)
Американская готика.
В меру мрачная история, с юмором, страшная и глубокая, как сама жизнь, как многие семейные тайны.
Короткая история, вернее, краткая и незабываемая. Про сюжет замолвить если, то в нем участвует семья богатого и, значит, успешного фермера Джона Грея, которому, похоже, помогает Бог, не только в делах. Глава семьи Грей (совершенно бесподобный Андрей Максимов в этой роли) управляет созданным им самим миром твердой рукой, в котором земля прибавляется акр за акром, кукуруза растет самая толстая и волосатая, а вишневый сад должен быть вырублен.
Джон Грей женился на не самой красивой девушке из родовитой семьи, и она стала красивой в браке с ним. Поэтому мы понимаем, что и счастливой она тоже стала. Роль Луизы у благородной и интересной Полины Одинцовой.
В патриархальном браке много детей, и у всех своя тема, свой голос, причем в самом прямом смысле (вокальные номера)
«Взрослая» дочь Мэри (Алла Онофер) – чуткая и сильная, как взялась опекать брата Тэда, так и вела до самого концаэту опеку самым мудрым образом. У них отдельная пара образовалась, внутри большой семьи. Мэри поет на празднике в честь родителей и их брака «Алиллуйя», классно звучит, чисто, трогательно, к месту. Скептическая ремарка папеньки по поводу этой песни (как обычно здесь) просто огонь. А ее Тэд (Леонид Кондрашов) бешено танцует, демонстрируя то действие, которое ему запрещено (порок сердца), и значит, свою внутреннюю свободу и желание прожить эту жизнь пусть коротко, но ярко. А по поводу порока сердца. кстати, в самом начале спектакля исполняется классный скетч Андреем Максимовым. Да, очень смешной скетч, и - да - он по поводу порока сердца.
Еще присутствовали на общем обеде семьи Грей за праздничным столом, с молитвой перед едой. Подавали суп с фрикадельками, да. И дядя Луизы в гостях (Кутянин Евгений), но очень-очень недолго. Мы помним, что старший мужчина в этой семье– один, и он не забывает это утвердить, если кто вдруг забыл. Так надо, потому что ему уже на пятки наступает старший сын, его небезусловная копия, Дон Грей (впечатляющий Агафонов Дмитрий) – такой же как отец, почти.
Растит бычков, собирает кукурузу, его дом и земля здесь. Но приходится подчиняться отцу. Так что своя борьба у Дона, чье сердце пока что нежно.
Потому он поет ту самую арию Генри Перселла с текстом Драйдена, в которой Купидон пытается заставить духа Холода признать силу любви.
«Что ты за сила, ты. что снизу
Заставила меня подняться неохотно и медленно
С ложа вечного снега?
Разве ты не видишь, какой я окоченевший и старый,
Совершенно неспособный переносить сильный мороз?
Я едва могу шевелиться и дышать.
Позволь мне снова замерзнуть до смерти»
И стать Джоном Греем.
Что тут скажешь – волшебный спектакль, великолепные актеры, чувствую необходимость каждого завалить розами и не забыть до того сбрить розам шипы. Чтоб цветы не кололи их до крови, а позволили утонуть в аромате. Увы, пока фантазия. Надо все же нам готовиться потщательнее к спектаклям в этом театре.
«СЕМЬЯ ГРЕЙ», МТЮЗ, 04.05.23
Так сложилось, что в Московский театр юного зрителя я второй раз подряд попадаю на постановку одного и того же режиссера - Андрея Гончарова. Режиссер один и тот же, а спектакли абсолютно разные. И не только потому, что разные сцены (спектакль "Семья Грей" идет на сцене во флигеле, которую очень люблю за ее атмосферу и уют). Они разительно отличаются абсолютно всем.
Ну, во-первых, если "Бесконечная история" никак не хотела заканчиваться, то "Семья Грей" пришла к финалу очень быстро, я бы даже сказала, внезапно. Да, на сайте театра было указано, что спектакль идет всего 1,5 часа, но тем не менее зритель настолько погружается в эту тягучую атмосферу американской семьи, настолько начинает казаться, что это будет продолжаться долго, как сама неторопливая жизнь фермеров, что когда актеры начинают кланяться, не до конца веришь, что это всё)).
За эти 1,5 часа перед нами проходит значительный кусок человеческой жизни. И если в начале спектакля зрителей настраивают на легкий, я бы сказала, юмористический, лад (хотя речь, вообще-то, идет о серьезной проблеме - пороке сердца), то потом ты окунаешься в непростые отношения членов семьи Грей.
Порок сердца одного из сыновей, Теда, идет через всю жизнь семьи такой не то что красной нитью, а я бы сказала, колючей проволокой. Тебе ничего нельзя, потому что умрешь. Получается, что и пока ждешь смерти - не живи. То, как переживает мать, по-человечески понятно, и все-таки ближе всех Теду оказывается сестра, способная переступить через эти ограничения, но и взявшая на себя часть боли брата. Их любовь и близость - пожалуй, самые теплые в семье. Настолько, что в какой-то момент подумалось про историю Калигулы)), хоть в спектакле это обозначено одним единственным легким штрихом.
Остальные любят друг друга, скажем так, по-своему. Глава семьи - на мой взгляд, все-таки самодур. Меня не убедили никакие ни его, ни моей спутницы)), доводы, что надо было переступить через чувства членов семьи и уничтожить одну из семейных реликвий. Не буду спойлерить, просто поверьте, что для остальных это было настолько важно, что другой сын, Дон, вынужден был на какое-то время разорвать связь с семьей.
В общем, не буду углубляться в содержание истории. Она затягивает зрителя внутрь, в нее погружаешься и там живешь с героями эти 1,5 часа. И было бы очень здорово, если бы тебя постоянно из действия не выдергивала возня с реквизитом. ИМХО, избыточного реквизита и избыточная возня. Очень мешало смотреть вот это бесконечное перестилание травяных ковриков, перестановка мебели и перекладывание бумаги. Я, наверное, не поняла символизма многих предметов. Вероятно, режиссер что-то хотел донести до зрителей, но я только отвлекалась от действия, наблюдая, как рабочие отвинчивают стеновые панели или как актеры пытаются справиться с заворачивающимися краями дорожек из искусственной травы. И если про траву хотя бы было понятно, к чему она там, то про серую бумагу не поняла совсем. Ну только если дать в какой-то момент главе семьи эффектно запрыгнуть на рулон. Я не шучу. Прям впечатлил).
Вообще, Андрей Максимов, исполняющий роль старшего Грея, Джона, задает спектаклю тон своей тихой, внешне невыразительной, но создающей всю атмосферу, речью. Такой Дон Карлеоне местного масштаба, которому никто не смеет перечить, а если смеет, идет вон.
И даже жена, родившая ему пятерых детей и принесшая в приданое все, что у него есть, практически безропотно подчиняется его решениям... Ну, не безропотно, но подчиняется. Мне, кстати, очень понравилось, как играла здесь Полина Одинцова, очень достоверно. И отчаяние, и смирение, и любовь.
Вообще, актеры вчера все отыграли отлично. На малой сцене трудно, но всем верила. Однако, задавая себе свой любимый вопрос, кому бы подарила цветы, если бы они у меня с собой были))), ответила, что они достались бы Дмитрию Агафонову (Дон Грей). У него не так много реплик и вообще сцен, но все они отыграны изнутри, душой. А уж его финальная песня просто сделала мой вчерашний вечер, так красиво, так проникновенно он ее спел. Я не специалист по музыке, да и медведь мне на ухо наступил, так что не могу оценить пение с точки зрения профессионализма, но голос Дмитрия просто заворожил, поэтому, наверное, и не сразу дошло, что спектакль окончен). Причем я даже не сразу узнала эту столь знакомую мне по "Сыну" Юрия Бутусова песню, настолько иначе она была исполнена. И оба варианта прекрасны). Я говорю про арию Гения холода (Cold song) из оперы Генри Пёрселла "Король Артур". И хоть звучала она по-английски, думаю, перевод на русский будет очень говорящим... Поет ее в опере Гений холода, разбуженный Купидоном, который хочет заставить этого отмороженного героя поверить в любовь.
Что ты за сила,
которая заставила меня подняться,
Медленно, против моей воли,
Из обители вечных снегов?
Разве ты не видишь,
Что плохо гнутся мои члены,
Что я невероятно стар
И не могу вынести этот злой мороз...
Я едва могу двигаться
И перевести дыхание.
Я едва могу двигаться
И перевести дыхание.
Позволь мне, Позволь мне,
Замерзнуть снова ...
Позволь мне, Позволь мне,
замерзнуть снова до смерти!
Вообще, в спектакле "Семья Грей" звучит и другая музыка, многие актеры МТЮЗа хорошо поют, и вчера даже не всем дали это продемонстрировать, соблюдая умеренность.
В целом, своеобразный спектакль. Не могу его однозначно рекомендовать всем, он такой, арт-хаусный, я бы сказала, но если вы любите подобные, отнюдь не попсовые вещи, то вам сюда. Я, как минимум, не пожалела, что сходила. Достойная игра актеров, уютный флигель, доброжелательный администратор, проникновенное исполнение песен, хорошая компания - вечер вполне удался.
Шервуд Андерсон. Новый для меня автор.
Но сюжет очень напомнил мне "Мещан" Горького. Когда в заботе и переживании за любимых детей в итоге глава семейства показывает, кто в доме хозяин. И семья раскалывается в нежеланиях уступать друг другу. Два произведениях схожи и в том, что первым сбежит самый трудолюбивый...
Очень тяжко наблюдать, как семья крошится прямо на глазах. При этом вроде бы просто идет жизнь, но вдруг бац! И ладно, когда это независящие от тебя обстоятельства, но когда буря начинается со слова...
Опять же нельзя не задуматься и о том, что родные люди далеко не всегда те, кто тебя понимает. Но хуже, когда прекрасно понимают, но и поэтому знают, куда бить.
Жаль всех. Семья большая, а счастья-то и нет....
Я люблю камерное пространство Сцены во Флигеле. Маленький мирок семьи Грей виден как на ладони. Разговоры по душам, скелеты в шкафу. И красивое завершение. Вроде бы слом жизни, но и свет и надежда на будущее. Возможно, не такое, каким рисовалось в мечтах.
Очень колоритный глава семейства (а какая вступительная речь!) - Андрей Максимов. Вот вроде бы умом понимаешь его соображения хозяйственника, но симпатизировать сложно...
Его жена - Полина Одинцова. Полная ему противоположность. Удивляешься, как они вместе... И да - влюбленных, живущих душа в душу не очень напоминают... Но разный круг воспитания очень чувствуется. И брат для не как глоток воздуха, да и чую без скелетов тут тоже не обошлось.
Очень понравился Тед - Леонид Кондрашов. Его персонаж имеет такую мальчишескую жажду жизни! Ему хочется бегать, придумывать что-то, он уже построил планы о своем будущем! А какая Мэри?! Взрослая барышня в 12 лет. И прям вот кажется, что близость матери и ее брата повторяется и здесь. На самом деле прям хочется пересмотреть спектакль, чтобы разобраться в этих отношениях.
Очень хороший персонаж вышел у Дмитрия Агафонова. Старший сын! Наследник! Такой же как и отец! Хоть и тут во время одного тоста закрадывается сомнение. А эти цветы?.. Отец даже по-моему заревновал. И если честно не очень поняла эффектный выход в конце Дона. На щите?...
Грустный итог...
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.