Отзывы о "Отец Сергий"
Этот спектакль никак нельзя назвать легким. Как, впрочем, и все постановки режиссера Камы Гинкаса, он требует определенных душевных сил.
Здесь Гинкас оставляет оригинальный текст Льва Толстого, а поверх него закручивает свое видение сюжета. В этом ему помогает сценография Эмиля Капелюша. Сцена вся погружена в полумрак - ни одного яркого пятна, только деревянный стол и покатый помост, на котором установлены столбы с фигурами ангелов. Да и костюмы героев тоже не блещут цветом, тем более черные рясы.
Собственно этого всего как раз и достаточно, чтобы погрузить зрителя в историю жизни отца Сергия. О том как молодой и успешный Стива Касатский внезапно перед свадьбой узнает, что его невеста была любовницей императора Николая 1, а он в качестве мужа в общем-то - ее прикрытие. Разочаровавшись, он отрекается от всего светского, мирского и принимает монашеский постриг, став Отцом Сергием. Но этот уход к Богу происходит не из-за смирения. Причина его – гордыня, что, кстати, тоже считается грехом. Поэтому вся жизнь отца Сергия проходит во внутренней борьбе с искушениями, разъедающими его изнутри. Эти душевные метания, попытка приблизиться к Богу, но вскарабкаться к нему поближе никак не удается. Поэтому и не находит он покоя, даже став затворником и скрывшись от людей в своей келье. И помощь людям, после обрушевшейся на него славе целителя, ненавистна ему. И бежит отец Сергий, но как убежать от себя?
В спектакле играют в основном молодые актеры, но очень достойно. Особенно запали в душу Максим Виноградов в главной роли и прелестная Евгения Михеева, которую запомнила еще по роли Джульетты в этом же театре. Особенный персонаж, придуманный режиссером – Игумен Пафнутий, постоянно присутствующий и наблюдающий за Сергием. Раньше в этой роли выходил на сцену Игорь Ясулович. Сейчас играет Александр Тараньжин. Совсем немногословная роль, но придающая какую-то особенную значимость и основательность всему происходящему на сцене.
Спектакль идет 2 часа без антракта. И всё время держит в напряжении. Ведь в сущности, история эта про каждого человека, который задумывается о смысле своей жизни…
Почему люди делают выбор: отрешиться от мира и посвятить себя духовному служению? Толстым, а вслед за ним и режиссёром спектакля Кама Гинкасом, показан один из вариантов принятия такого решения. И показаны сложности, сопутствующие этому: понимание и критическая оценка мотивов собственных поступков, преодоление плотских позывов, а главное, закрадывающиеся сомнения в существовании того, кому призван служить — в существовании Бога.
Стива Касатский — молодой человек, дворянин, князь, стремящийся во всём быть лучшим и не имеющий видимых препятствий для исполнения своих замыслов, внезапно порывает со светской жизнью и уходит в монастырь, принимая в постриге имя Сергий. Кому бы из современных юношей пришла в голову подобная мысль, если бы причиной являлось обнаружение информации о том, что девушка, с которой планируешь связать свою жизнь, не невинна? Да и в те времена, несмотря на многие условности в приличиях, аргумент для столь радикального поступка странный. Странный для окружающих, но не для принципиального Касатского. Кто читал повесть Толстого, тот знает о всех душевных терзаниях и поступках отца Сергия. Спектакль очень близко следует повествованию. Постановка на сцене вносит свои нюансы: за большинством актеров закреплено сразу несколько действующих лиц.
Так Полина Одинцова исполняет роль и невесты Касатского, и барыни в церкви, и кликуши на паперти. Ощущаете диапазон: невеста с дворянской родословной и кликуша? Дмитрий Супонин – и отец невесты, и игумен, и пьяный ухажёр. Одно из самых сложных перевоплощений, с которыми актриса прекрасно справляется, у Евгении Михеевой. Она Пашенька в детстве, Пашенька в старости, она же ангел-спаситель Касатского, она же барынька в церкви, она же мозгами болящая.
Толька за свою роль отвечают Максим Виноградов – князь Стива Касатский и он же Отец Сергий, и Игорь Ясулович, воплощающий образ игумена Пафнутия. Максим Виноградов крепкий юноша, по действию возраст его меняется до пожилого человека, но зритель не ощущает этого. Я понимаю, что так воплощается решение режиссера показать, что внутренний стержень Сергия, основанный на честолюбии, принципиальности и желании быть первым, практически до конца жизни остается неизменным, несмотря на внутреннюю борьбу. Не может святой отец полностью предаться смирению, потому как не может справиться с гордыней — одним из смертных грехов. Да и другие источники борьбы: сомнения и похоть — подстерегают на выбранном монашеском пути. Даже появление способности к целительству рассматривается Сергием как проявление происков дьявола, который подменил духовное служение Богу деятельностью для людей. И уже совсем по основам психоанализа: отцу Сергию приходят на ум воспоминания из детства об обиженной им и компанией мальчишек маленькой девочке Пашеньке. Он идет к ней, теперь уже старой, высохшей Прасковье Михайловне, прожившей долгую не слишком счастливую жизнь, чтобы покаяться и узнать от неё, в чем его спасение.
Скромные декорации, напоминающие обугленный лес, с редкими образами святых на обгорелых, приближенных к небесам стволах, да небольшая землянка схимника, в которой большую часть своей жизни провел Сергий. С костюмами минимализм. На отце Сергии и игумене Пафнутии логично смотрится черное монашеское одеяние. Белый верх, черный низ у исполнителей мужчин не вызывает вопросов. А вот разнооттеночные джинсы у исполнительниц большинства женских ролей подвергают в недоумение, хочется что-то поженственней и ближе к освещаемой эпохе.
Неторопливое исповедальное повествование, заставляющее выслушать неординарную историю. Удивиться, как глубоки переживания, у людей, которые пытаются прийти к духовному совершенству, и понять, что обычная жизнь тоже может быть угодна Богу, если живешь не для себя, а для людей.
Знаю, что существует фильм, снятый Сергеем Бондарчуком. И я его когда-то смотрела, но кроме общего ощущения унылости и крупного плана артиста ничего не помню. Спектакль же оставил яркие впечатления, заставив переживать и сочувствовать героям, а потому думаю, что теперь воспоминания о произведении надолго останутся в памяти.
На днях я побывала в МТЮЗе и посмотрела спектакль «Отец Сергий» по повести Льва Толстого. В описании спектакля на сайте говорится, что эту повесть Лев Николаевич задумал за 20 лет до того, как сам отказался от всего, включая всемирную славу, и отправился пешком в монастырь.
Герой-аристократ, князь Касатский (Максим Виноградов) страдает от несправедливости и решает уйти в монастырь. Основной причиной к этому послужила новость, что его невеста была любовницей царя. Но и в монастыре ему приходится бороться с грехами и искушениями — с похотью, когда его пытается соблазнить светская дама, с тщеславием, когда осознает, что может исцелять больных людей.
Хотелось бы отметить Евгению Михееву, которая играет юродивых героинь: и «мозгами болящую» девочку, которую привели к Сергию лечиться, и Пашеньку в детстве и старости, к которой сам Сергий приходит за прощением и утешением.
Постоянно, на всём протяжении спектакля, присутствует молчаливый герой игумен Пафнутий, которого играет Игорь Ясулович. Наблюдать, как он сочувствует и сострадает Сергию, иногда интереснее, чем за метаниями главного героя.
Что понравилось в этом спектакле — в нем нет антракта, действие идет на одной волне, оторваться невозможно.
Спектакль Камы Гинкаса идет в странной манере — актеры произносят текст, рассказывая о своем состоянии, а не показывая его (возникает ощущение, что читаешь книгу, а не смотришь спектакль).
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.