Отзывы о "Мертвые души"
Недавно мы впервые побывали в театре Романа Виктюка на спектакле "Мертвые души". Это премьера 2022г, поставленная Денисом Азаровым. Честно говоря, прошло уже некоторое время, а я до сих пор под впечатлением от увиденного, постановка оказалась очень неожиданной для меня.
Перед посещением я быстренько перечитала оригинал Гоголя, но в принципе необходимости в этом не было. Этот спектакль - не скучный пересказ классики, а авторское видение, в котором действие переносится во вневременной туннель, а русские народные песни и сказы обработаны и органично вплетены в действие, как будто бы их вписал туда сам автор.
Тем не менее, основная сюжетная линия сохранена и мы видим все основные действующие лица поэмы и даже немного больше, например появляется несуществующий у Гоголя следователь Порфирий Петрович (понятно к чему отсылка). Персонажи отображены с особенным комизмом, в том числе благодаря игре актеров - например, великолепно сыграл Плюшкина ведущий артист театра, заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, а Коробочку - заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова.
Главная роль - Чичиков - у Сергея Епишева, актера театра им.Вахтангова - 100% попадание.
Музыкальное сопровождение очень неожиданное, все эти песнопения, обряды и ритуалы - прямо представляешь себе Русь лет 100-200 назад. Голоса - аж мурашки по коже. Обряд в конце 1го действия - из какой-то самобытной деревянной России. Но все же 18+, пожалуй, хоть и произведение из школьной программы.
Постановка неоднозначная, некоторые уходили после первого действия, но для меня это однозначно один из лучших спектаклей за последнее время, я ни разу не посмотрела на часы, а это показатель. Очень динамично, современно и одновременно патриотично и исконно-русско.
На эти Мертвые души я хотела идти еще в феврале, когда была, собственно, премьера. Но сначала посмотрела "Окей, Гоголь" и... как-то решила отложить Души на потом. И вот наконец-то это это "потом" настало!
Сразу оговорюсь, что спектакль этот столь же похож на старые спектакли Дома Света, как, например, постановки Марка Розовского - на спектакли Юрия Грымова. То есть вообще, совсем не похож. Преданным поклонникам таланта Романа Григорьевича это стоит иметь в виду, чтобы заранее настроиться на "просто спектакль", а тем, кто театр Виктюка недолюбливал, побаивался или не знал вовсе - это знак, что можно идти и смотреть "с чистого листа".
Как, смешно, но точно сформулировал кто-то из зрителей после спектакля: "все возмутительно одеты, а раздевают не мальчиков, а девочку!" :)
Но вернемся же к "Мертвым душам". Действие поэмы Гоголя Денис Азаров перенес в наши дни, хотя текст и последовательность событий, как ни странно, не особо и пострадали (насколько я могу судить, впрочем). Некоторые новые герои перекочевали под бочок к Чичикову из совсем других классических произведений (вот, например, Порфирий Петрович), но, вопреки моим опасениям, это весьма органично вписалось во все действо.
Сцена оформлена (художник Николай Симонов) как подземный переход к электричкам. Населяют это пространство соответствующие личности - одного вы, если присмотритесь, увидите на фото пустой сцены, слева). Вообще я обычно не люблю подобные "некрасивые" переселения классики, но вынуждена признать, что здесь все оказалось удивительно к месту и хорошо. Тем более, что собственно Гоголя тут никто и не обещал - спектакль всего лишь "по мотивам поэмы", а в качестве драматурга указана Ольга Никифорова.
Ну и пара чисто технических моментов (не могу не поныть слегка). Мне понравилась постановка света - правда. Очень все к месту, выразительно, точно (художник по свету Иван Виноградов). Но есть один нюанс - когда свет дают из-за сцены, превращая всех героев поэмы лишь в движущиеся силуэты, - так вот, эти мощные прожекторы светят точнехонько в глаза зрителям. По крайней мере, первому ряду балкона точно :) В общем, часть действия приходилось сидеть с закрытыми глазами, что обидно. Надеюсь, в партере с этим лучше, конечно...
И еще - дым-туман здорово передает атмосферу. Но когда его постоянно много, съедает цвета и резкость "картинки". Опять же, возможно, дым просто поднимается вверх и в тумане сидит балкон, а не партер. Однако балкон же тоже был почти полон, не партером единым, в конце концов...
Ну вот, покритиковала, возвращаюсь к спектаклю.
Для нас играли:
Чичиков - Сергей Епишев
Петрушка - Дмитрий Тадтаев
Селифан - Степан Лапин
Манилов - Иван Иванович
Жена Манилова - Олеся Быкодерова
Ноздрев - Дмитрий Голубев
Собакевич - Дмитрий Жойдик
Жена Собакевича - Владислава Крюкова
Плюшкин - Дмитрий Бозин
Коробочка - Людмила Погорелова
Губернатор - Александр Семенов
Губернаторша - Елена Чубарова
Дочь губернатора - Мария Дудник
Дама, приятная во всех отношениях - Мария Казначеева
Приятная Дама - Анна Подсвирова
Следователь - Иван Степанов
Участковый - Михаил Руденко
Одноклассник Чичикова - Иван Никульча
Коллега Чичикова - Прохор Третьяков
Чиновник - Константин Авдеев
Таможенник - Наиль Абдрахманов
Мертвые души: Стас Мотырев, Светлана Гусенкова, Алдар Когаев, Александр Титаренко, Мария Михайлец, Анна Могуева, Виктория Савельева, Анастасия Якушева, Михаил Половенко
Это один из самых густонаселенных спектаклей в этом театре, по-моему. И чуть ли не единственный, где главную роль исполняет приглашенный (впервые приглашенный!) артист. Честно скажу, что я вижу Сергея Епишева в первый раз... Впрочем, видела когда-то в сериале "Кухня", кажется :) Что могу сказать - это оказался превосходный, идеальный, тот самый Чичиков! Иногда сидишь и представляешь на месте приглашенного актера кого-то /из любимчиков/ из труппы, но здесь реально попадание 100%! Я в восхищении и все такое.
Очень яркими и характерными получились все помещики, которых навещал Чичиков.
Невероятная парочка Маниловых... и сын их Фемистоклюс (Стас Мотырев) - ну восторг же! :)
Дмитрия Бозина в роли Плюшкина вообще сложно узнать! (А уж как забавно было его видеть буквально через пару дней после нашего восхищения царевной Саломеей :)))) )
Отдельный, кстати, поклон художнику по костюмам Анне Хрусталевой!
На самом деле все-все хороши, каждая сценка - просто подарок зрителю.
Интересна подобрана музыка. Правда, жутко не хватало во всем этот бедламе голоса Боярского, когда звучало Зеленоглазое такси. Я понимаю, живое исполнение (и прекрасное исполнение!), но оригинал, кмк, был бы... забавнее :)
Вообще должна сказать, что спектакль мне понравился. Да, возможно, на этой сцене он рискует показаться чем-то инородным, но сам по себе он классный! Так что рекомендую вполне искренне.
Очень необычная постановка, отличная игра актеров и прекрасное музыкальное сопровождение. Запомнились несколько незаурядных персонажей и их мегадиалоги. Хотелось бы еще отметить прекрасные декорации и хореографию, в общем если вы призабыли Гоголя со школьной скамьи, то смело шагайте в театр Виктюка освежить воспоминания и получить эстетическое удовольствие
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.