Спектакль Комедия о трагедии
Александр Пушкин – ключевой для Петра Наумовича Фоменко автор: к произведениям поэта Фоменко обращался неоднократно: и в театре, и на телевидении.
Зимой 2010/11 года Пётр Наумович собрал своих учеников, актёров и стажёров театра «Мастерская Фоменко», чтобы вместе почитать «Бориса Годунова». Несколько недель, меняясь ролями, то и дело прерываясь на разговоры об истории, времени и Пушкине – шли читки. Дойдя до финала пьесы, Фоменко предложил приостановить работу. А спустя год, в июле 2012-го, Фоменко не стало…
Сохранились немногочисленные записи тех репетиций – не очень хорошего качества, сделанные на бытовые диктофоны и камеры – они тем не менее сберегли голос, интонации, парадоксальный юмор и, главное, размышления Фоменко. На них слышно как медленно, кропотливо, вчитываясь в каждую букву, с невероятной любовью Фоменко «расшифровывает» Пушкина.
Из желания поделиться со зрителями мыслями Мастера, его размышлениями о Пушкине и истории, о прошлом и настоящем, о жизни и театре; а также из стремления приблизиться, прикоснуться к замыслу Учителя – родилась эта работа. Работа, в которой собрались артисты разных поколений Мастерской – и те, с кого начиналась история этого театра, ученики Петра Фоменко; и те, кто пришёл в театр уже после смерти Мастера.
Пётр Наумович не сформулировал свод режиссёрских правил, не оставил такого понятия как «школа Фоменко». Тем не менее для актёров эта работа стала своеобразным продолжением учёбы, попыткой соответствовать тем задачам, которые Пётр Наумович ставил и продолжает ставить перед актёрами. А для зрителей спектакль «Комедия о трагедии» – возможность «присутствовать» на репетициях Фоменко. Актёры существуют в постоянном диалоге с Мастером – его голос, комментарии, замечания, сделанные на репетициях 2010/11 годов вплетены в ткань спектакля.
Сочиняя спектакль, его создатели в чём-то «шли за Фомой», ориентируясь на сохранившиеся в записях описания сцен. А какие-то эпизоды сочиняли самостоятельно. И уже позже, в записях репетиций находили подтверждение тому, что выбранный ими путь – тот самый, по которому десять лет назад предлагал идти Фоменко.
Хрестоматийное «Борис Годунов» в ходе репетиций сменилось на парадоксальное «Комедия о трагедии» – название и намерение, которые были очень важны Петру Наумовичу, неоднократно подчёркивавшему, что «трагедии в чистом виде в современном театре не может быть» и обращавшему внимание, что сам Пушкин изначально дал своей драме название «Комедия о настоящей беде Московскому государству, царе Борисе и Гришке Отрепьеве». На этом балансе между комедийным и трагическим и пытаются существовать создатели спектакля. Причём смешное часто транслируется через комментарии Петра Наумовича, через парадоксальность его мысли, его совершенно уникальный юмор.
Фотография обложки «Комедия о трагедии».
Автор Анна Иноземцева. Источник Фото предоставлены пресс-службой Мастерская Петра Фоменко.
Отзывы о «Комедия о трагедии»
Читайте про другие
события
Фотографии к спектаклю «Комедия о трагедии»
Актеры «Комедия о трагедии»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / историческая
Деревенские истории, известные и не очень
Авторское прочтение русских сказок в спектакле Театра Вкуса.
Мой Брель
Это яркое действо на сцене театра «Мастерской Фоменко», в котором участвуют три артиста: Юрий Буторин, Николай Орловский и Юрий Титов. Вместе с оркестром театра они исполняют популярные хиты певца Жака Бреля и делятся своими необычными историями о том, как Брель появился в их жизни.