Спектакль Как Фауст ослеп
86-й театральный сезон «Сатирикон» откроет 6 сентября во Дворце на Яузе премьерой спектакля «Как Фауст ослеп» по одному из наиболее значимых произведений мировой литературы – «Фаусту» Иоганна Вольфганга фон Гёте.
«Фауст» Гёте – одно из самых многогранных и причудливых творений человеческого гения. Эту книгу глубинных культурных достоинств, написанную в стихах, автор создавал на протяжении 60 лет, что беспрецедентно. Сам Гете считал «Фауста» драматической поэмой, но текст не поддаётся однозначному определению ни с позиций жанра, стиля или ритма, ни с точки зрения смыслов и образов. В инсценировку вошли сцены и из второй части трагедии, которая считается одной из самых загадочных и поэтичных в мировой культуре.
Сергей Тонышев: «Фауст» – это драматургия, которая переворачивает с ног на голову. Мы попытались пойти в сторону человеческой чувственной истории. «Как Фауст ослеп» – история доктора, в первую очередь, человека, по призванию спасающего других людей. В спектакле мы пройдем путём этого человека, попытаемся разобраться в его и своих желаниях. Своеобразная операция над душой. Есть ли она, душа?».
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра. С помощью великого поэтического текста и вневременных аллюзий команда спектакля поразмышляет на темы любви, возмездия, раскаяния и спасения души.
Как может выглядеть современный Фауст? Кто он? Может, он обычный человек, врач в одной из больниц, стремящийся к чему-то большему, желающий познать Смысл и оперирующий не только пациентов, но и собственную душу? Кем, в таком случае, является Мефистофель? Является ли Мефистофель воплощением абсолютного зла? Существует ли оно в принципе?
Режиссер спектакля – Сергей Тонышев, окончивший ГИТИС два года назад, но уже успешно зарекомендовавший себя постановками на лучших сценах Москвы: в театре им. Маяковского, Современнике, МХТ им. Чехова, РАМТе и др.
Фотография обложки «Как Фауст ослеп».
Автор Полина и София Набока. Источник Фото предоставлены пресс-службой театра «Сатирикон».
Отзывы о «Как Фауст ослеп»
Ещё 3 отзыва«Как Фауст ослеп» — это не просто спектакль, это философское путешествие, которое заставляет задуматься о важнейших аспектах человеческого существования. Рекомендую всем, кто хочет увидеть не только увлекательное, но и поучительное зрелище, которое оставляет след в душе.
Режиссёр постановки использует богатую символику и яркие образы, чтобы создать атмосферу, которая заставляет задуматься о моральных дилеммах, знакомых всем из древних времён. Сценография, пластика актеров и световые решения завораживают.
Визуальная составляющая спектакля меня очень впечатлила. Все сцены были настолько эффектные, что можно смотреть «без звука»)).
Световые эффекты и музыкальное сопровождение гармонично дополняют действие, создавая напряжение и усиливая эмоциональную нагрузку сцен.
В спектакле мощный актерский состав- Владимир Большов, Денис Суханов, Константин Новичков, Екатерина Воронина. Они смогли глубоко проникнуться своими персонажами. Каждый из них привносит свою интерпретацию образа, делая их живыми и близкими зрителю.
Дениса Суханова я запомнила в «Кабаре» театра Наций и была в восторге от его игры. Здесь он в роли Мефистофеля. Роль непростая, но он блестяще с ней справился, показав такую энергозатратность , что впору выдавать молоко за «вредность» )).
Впечатляет главный герой- Фауст ( Владимир Большов) , который показывает нам всю сложность выбора между добром и злом, светом и тьмой, просветлением и безумием. Его внутренняя борьба заставляет задуматься о том, что происходит в наших собственных душах.
Кроме того, впечатляет и работа режиссера Сергея Тонышева, который смог создать динамичное действие, удерживающее зрителей в постоянном напряжении. Сцены сменяются быстро, и каждый момент насыщен эмоциями и смыслом, что делает спектакль ************* и интересным от начала до конца.
Спектакль «Как Фауст ослеп» — это не просто театральная постановка, а погружение в философские размышления о смысле жизни и природе человеческих пороков.
Он напоминает о том, что каждый из нас может оказаться на перепутье, когда выбор, сделанный в потемках, может привести к свету или полной тьме. Обостряя внимание к внутреннему миру человека, он оставляет открытыми вопросы, которые никогда не потеряют своей актуальности.
Театр Сатирикон показал премьеру – «Как Фауст ослеп» по знаменитой драме Иоганна Вольфганга фон Гете. Чем-чем, а обычной эту постановку никак не назовешь. Но и сам «Фауст» Гете ведь вещь совершенно необычная. Эта драма уникальна по глубине и объему, Гете писал ее 60 лет и вложил в нее весь свой жизненный опыт и раздумья о добре и зле, посещавшие его в течение всей долгой жизни.
И это произведение вызвало какой-то совершенно невероятный поток ассоциаций и переделок в мировой культуре. Сами по себе образы Мефистофеля, Фауста, сатаны, правящего бал, ведьм Вальпургиевой ночи, Маргариты – все это стало сквозными темами в литературе и драматургии. Чего стоит одна опера Гуно! Если просто перечислять, объем этого текста увеличится в несколько раз, так что не будем.
Причем можно уверенно утверждать, что и наш самый знаменитый и обожаемый московский роман «Мастер и Маргарита» - это тоже в какой-то мере ремейк «Фауста». Во всяком случае, изрядная часть «дьявольских» тем в романе взята именно оттуда, хотя и творчески переработана и получила совершенно иное звучание.
Но самого по себе «Фауста» поставить на театральной сцене очень нелегко (в отличие от кино с его универсальными средствами – там «Фаусты» появляются каждые лет 10, как грибы. И один из них – мрачный и мучительный «Фауст» Сокурова). В определенной мере такая театральная постановка – это трудный экзамен. И вот сегодня этот экзамен сдает театр «Сатирикон».
Поставил спектакль молодой режиссер Сергей Тонышев. Постановка отличается мрачной серой и черной гаммой с яркими цветовыми акцентами - зелень и кровь. Очень интересно распределены роли: Мефистофель – Денис Суханов, который не так давно сыграл Дубровского-старшего, умершего от горя и превратившегося в зловещего призрака. Играет очень выразительно, временами саркастически и желчно. Но так ведь и положено той силе, которая «вечно хочет зла».
Фауста играет Владимир Большов. Маргарита (в той версии, которую видела я) – Екатерина Воронина. Голос Бога (закадровый) – сам Константин Райкин!
Вообще спектакль смотрится как набор горячечных видений. Сначала Бог и дьявол заключают пари. И вот уже доктор, оперирующий больных во вполне современной операционной и убеждающийся, что не может спасти – в состоянии полного отчаяния соглашается принять обещания Мефистофеля и подписать с ним договор.
И вот стена операционной проламывается одним мощным ударом. Мир перед ним открыт. И здесь, в проломе, он встречает юную Гретхен. Сцена их первой встречи – неожиданно комичная пантомима, которая напоминает о первоначальном жанре театра.
И вот уже заросли искусственных пальм создают райский фон для романтической сцены. «Не могу пригласить тебя к себе, матушка не спит» - «А ты дай ей этот порошочек». И вот уже второй акт, больница умалишенных, где к Маргарите являются ее мертвые мать, брат и крошечная дочка, причиной гибели которых стала она сама.
Вальпургиева ночь! Потрясающая сцена, когда со всех концов зала к рампе стекаются дрожащие туманные медузы, парящие в высоте. И здесь позабывший обо всем Фауст вдруг видит юную ведьму, которая напоминает ему о забытой любви.
И вот он уже в темнице, где Маргарита встречает последнюю ночь своей жизни перед казнью. Это одна из самых острых, красивых и впечатляющих сцен постановки. Маргарита искренне убеждена в том, что должна заплатить за свои невольные грехи, и отказывается от побега. И в буквальном смысле взмывает наверх на страховочных тросах. Она спасена.
А Фаусту предстоит еще долгий путь, чтобы оказаться на том же самом столе, от которого он когда-то ушел, и убедиться, что только любовь спасет мир, а его самого – позабытая когда-то любовь Гретхен.
Не знаю, на отлично ли сдан экзамен. По-моему, это спорно. У постановки есть как явные достоинства, так и недостатки. Но сам факт – яркая и экспрессивная трактовка вечного сюжета – налицо! С чем и можно поздравить театр!
Читайте про другие
события
Фотографии к спектаклю «Как Фауст ослеп»
Актеры «Как Фауст ослеп»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.