Отзывы о "Как Фауст ослеп"
«Как Фауст ослеп» — это не просто спектакль, это философское путешествие, которое заставляет задуматься о важнейших аспектах человеческого существования. Рекомендую всем, кто хочет увидеть не только увлекательное, но и поучительное зрелище, которое оставляет след в душе.
Режиссёр постановки использует богатую символику и яркие образы, чтобы создать атмосферу, которая заставляет задуматься о моральных дилеммах, знакомых всем из древних времён. Сценография, пластика актеров и световые решения завораживают.
Визуальная составляющая спектакля меня очень впечатлила. Все сцены были настолько эффектные, что можно смотреть «без звука»)).
Световые эффекты и музыкальное сопровождение гармонично дополняют действие, создавая напряжение и усиливая эмоциональную нагрузку сцен.
В спектакле мощный актерский состав- Владимир Большов, Денис Суханов, Константин Новичков, Екатерина Воронина. Они смогли глубоко проникнуться своими персонажами. Каждый из них привносит свою интерпретацию образа, делая их живыми и близкими зрителю.
Дениса Суханова я запомнила в «Кабаре» театра Наций и была в восторге от его игры. Здесь он в роли Мефистофеля. Роль непростая, но он блестяще с ней справился, показав такую энергозатратность , что впору выдавать молоко за «вредность» )).
Впечатляет главный герой- Фауст ( Владимир Большов) , который показывает нам всю сложность выбора между добром и злом, светом и тьмой, просветлением и безумием. Его внутренняя борьба заставляет задуматься о том, что происходит в наших собственных душах.
Кроме того, впечатляет и работа режиссера Сергея Тонышева, который смог создать динамичное действие, удерживающее зрителей в постоянном напряжении. Сцены сменяются быстро, и каждый момент насыщен эмоциями и смыслом, что делает спектакль ************* и интересным от начала до конца.
Спектакль «Как Фауст ослеп» — это не просто театральная постановка, а погружение в философские размышления о смысле жизни и природе человеческих пороков.
Он напоминает о том, что каждый из нас может оказаться на перепутье, когда выбор, сделанный в потемках, может привести к свету или полной тьме. Обостряя внимание к внутреннему миру человека, он оставляет открытыми вопросы, которые никогда не потеряют своей актуальности.
Театр Сатирикон показал премьеру – «Как Фауст ослеп» по знаменитой драме Иоганна Вольфганга фон Гете. Чем-чем, а обычной эту постановку никак не назовешь. Но и сам «Фауст» Гете ведь вещь совершенно необычная. Эта драма уникальна по глубине и объему, Гете писал ее 60 лет и вложил в нее весь свой жизненный опыт и раздумья о добре и зле, посещавшие его в течение всей долгой жизни.
И это произведение вызвало какой-то совершенно невероятный поток ассоциаций и переделок в мировой культуре. Сами по себе образы Мефистофеля, Фауста, сатаны, правящего бал, ведьм Вальпургиевой ночи, Маргариты – все это стало сквозными темами в литературе и драматургии. Чего стоит одна опера Гуно! Если просто перечислять, объем этого текста увеличится в несколько раз, так что не будем.
Причем можно уверенно утверждать, что и наш самый знаменитый и обожаемый московский роман «Мастер и Маргарита» - это тоже в какой-то мере ремейк «Фауста». Во всяком случае, изрядная часть «дьявольских» тем в романе взята именно оттуда, хотя и творчески переработана и получила совершенно иное звучание.
Но самого по себе «Фауста» поставить на театральной сцене очень нелегко (в отличие от кино с его универсальными средствами – там «Фаусты» появляются каждые лет 10, как грибы. И один из них – мрачный и мучительный «Фауст» Сокурова). В определенной мере такая театральная постановка – это трудный экзамен. И вот сегодня этот экзамен сдает театр «Сатирикон».
Поставил спектакль молодой режиссер Сергей Тонышев. Постановка отличается мрачной серой и черной гаммой с яркими цветовыми акцентами - зелень и кровь. Очень интересно распределены роли: Мефистофель – Денис Суханов, который не так давно сыграл Дубровского-старшего, умершего от горя и превратившегося в зловещего призрака. Играет очень выразительно, временами саркастически и желчно. Но так ведь и положено той силе, которая «вечно хочет зла».
Фауста играет Владимир Большов. Маргарита (в той версии, которую видела я) – Екатерина Воронина. Голос Бога (закадровый) – сам Константин Райкин!
Вообще спектакль смотрится как набор горячечных видений. Сначала Бог и дьявол заключают пари. И вот уже доктор, оперирующий больных во вполне современной операционной и убеждающийся, что не может спасти – в состоянии полного отчаяния соглашается принять обещания Мефистофеля и подписать с ним договор.
И вот стена операционной проламывается одним мощным ударом. Мир перед ним открыт. И здесь, в проломе, он встречает юную Гретхен. Сцена их первой встречи – неожиданно комичная пантомима, которая напоминает о первоначальном жанре театра.
И вот уже заросли искусственных пальм создают райский фон для романтической сцены. «Не могу пригласить тебя к себе, матушка не спит» - «А ты дай ей этот порошочек». И вот уже второй акт, больница умалишенных, где к Маргарите являются ее мертвые мать, брат и крошечная дочка, причиной гибели которых стала она сама.
Вальпургиева ночь! Потрясающая сцена, когда со всех концов зала к рампе стекаются дрожащие туманные медузы, парящие в высоте. И здесь позабывший обо всем Фауст вдруг видит юную ведьму, которая напоминает ему о забытой любви.
И вот он уже в темнице, где Маргарита встречает последнюю ночь своей жизни перед казнью. Это одна из самых острых, красивых и впечатляющих сцен постановки. Маргарита искренне убеждена в том, что должна заплатить за свои невольные грехи, и отказывается от побега. И в буквальном смысле взмывает наверх на страховочных тросах. Она спасена.
А Фаусту предстоит еще долгий путь, чтобы оказаться на том же самом столе, от которого он когда-то ушел, и убедиться, что только любовь спасет мир, а его самого – позабытая когда-то любовь Гретхен.
Не знаю, на отлично ли сдан экзамен. По-моему, это спорно. У постановки есть как явные достоинства, так и недостатки. Но сам факт – яркая и экспрессивная трактовка вечного сюжета – налицо! С чем и можно поздравить театр!
Молодой режиссер - Сергей Тонышев, недавний выпускник мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, уже отметился (не без успеха) работами в ведущих Московских театрах (и МХТ им. Чехова, и РАМТ, и СТИ, и Современник). На «Чагина» в Современнике собираюсь с прошлого года. И вот теперь - Сатирикон (на сцене Дворца на Яузе). Этот спектакль значился «в ожидаемых» премьерах театрального сезона не только самого театра.
Как именно ослеп Фауст достаточно подробно показано за 3,5 часа прекрасным актерским ансамблем. Мои самые горячие восторги уходят исполнительнице роли Гретхен - Екатерине Ворониной. И это имя, и лицо мы точно скоро будем видеть чаще. Вангую большое будущее это потрясающей актрисе, которая только в прошлом году получила диплом, а в этом уже сыграла главную роль и фантастически. Тот случай, когда в ее партнерах на сцене и народный артист Денис Суханов, и заслуженный - Владимир Большое, а завидуешь им. Она столько жизни внесла во все сцены, и словами и без слов. И чтобы сыграть такую душу и любовь, определенно, надо про это понимать. Я не могла оторваться и сама «заразилась» этим христианским состраданием по отношению ко всем участникам истории.
А я очень люблю эту историю. Это такая Вещь, которая не вещь. В ней пластов и смыслов миллиард, это такое препарирование человеческой натуры. Именно такая метафора возникает в операционных интерьерах первой сцены. Вообще сценография очень интересная и пространство весьма усиливает впечатление. Вот холодный кафель операционной, и встреча Фауста с собой в зеркале и кровь, на вкус контрой выходит Мефистофель, а вот кусок стены разбивается и появляется в проеме город и встреча с Ней, а потом вдруг оттуда же - вырастают райские кущи и грехопадение Марты с Мефистофелем, и признание Фауста. Какая красивая сцена ночных переживаний Гретхен, это не просто кино, это скорее мультфильм Миядзаки. И этот пластических вихрь.. это я после узнала, что, оказывается, Сергей Тонышев - профессионально занимался танцевальным спортом (призер и Европы, и мира). Это очень чувствовалось. Такая телесная органика во всех сценах. И «омоложение» Фауста и этот «переход», и символичное «распятие» во втором действии, и все-все…
Фауст в исполнении Владимира Большова. Я точно необъективна, мы с Владимиром в прошлом году познакомились на кинопроекте, и я с огромным любопытством ждала эту его работу. И это было неожиданно. В таком брутальном его обаянии вдруг появился пылкий романтичный герой. Мощные монологи, сильные моменты.
И Мефистофель - Денис Суханов, прекрасен. Особенно, конечно, второе действие делает его таким объемным и таким.. человечным.
Резюмируя, хочу поздравить всех любителей театра с Премьерой. Нам есть, что смотреть. Я слышала отзывы про «затянуто», мне в каждый момент времени было о чем. Думать, разглядывать, сопереживать. А какая красивая сцена с «духами-медузами». Это еще раз меня приблизило к одному из миров Миядзаки.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.