Спектакль Оркестр
Комедия-концерт. В пьесе действие происходит в маленьком курортном городке. Оркестр — это шесть женских историй в сопровождении скрипки, альта и виолончели.
Режиссер Валерий Киселев, балетмейстер Л. Исакова.
Рецензия «ВД»: В Молодежном театре поставили камерный «Оркестр» по пьесе Жана Ануя. Мелодия вышла несколько старомодной.
Последние полвека «Оркестр» Ануя служит палочкой-выручалочкой самым разным труппам: в нем шесть героинь, причем каждой дано небольшое, но яркое соло, а единственный мужчина, вокруг которого разгораются страсти, до поры кажется невзрачным, а после разражается смешным и циничным монологом. Действие происходит вскоре после второй мировой, в кафе курортного городка, где игра сикстета способствует пищеварению посетителей. «Слушая нас, они обсуждают свои запоры», - злословят ануевские героини.
Режиссер Валерий Киселев и художник Лилия Баишева усадили зрителей за круглые, сервированные к чаю столики, в пространстве между которыми актрисы то экстатически извиваются – рассказывая языком пластики об изломанной душе, то присаживаются среди зрителей – посудачить.
Параллель со знаменитой «Репетицией оркестра» возникает сама собой – пьеса Ануя строится на том же контрасте мелочных житейских страстей и возвышенного служения музам. Внешний облик героинь спектакля режиссер и актрисы, похоже, и вправду позаимствовали у Феллини. Но никакого современного прочтения в спектакле не предложено. Да и вообще никакого режиссерского решения, кроме идеи усадить у выхода из зала настоящий оркестрик, исполняющий «Струнное трио» и «Музыку для воображаемой пьесы» Шнитке, в нем не просматривается. В итоге сострадание вызывают не герои Ануя, а артисты РАМТа: в крошечном, замкнутом пространстве они «пуляют» друг в друга темпераментными репликами, как шаровыми молниями, а зрители смущенно утыкаются в чашки с чаем.
Опубликовано в №1 (7- 18 января 2009 года).
Отзывы о «Оркестр»
Представьте себе заводную музыкальную карусель. Только вместо лошадок и пони/танцующих дам и кавалеров будут крутиться фигурки людей, играющих на музыкальных инструментах. Целый маленький оркестр, как механическая игрушка, описывает круги на сцене. Игра их слажена, в мелодии они дополняют друг друга. Но вот завод кончается, и каждая из фигурок начинает жить собственной жизнью.
И наступает понимание, что внешне яркие и сверкающие, на самом деле все фигурки давно не целые и новые. Каждая несет изломанную душу. Кому-то удалось склеить собственную жизнь заново, глубоко внутрь загнав неприятные воспоминания, а кто-то начинает рассыпаться прямо на наших глазах.
Шесть женщин и мужчина. Интриги, откровения, любовные признания, ревность, борьба за внимание и настоящая трагедия — все это спектакль «Оркестр» московского музыкального театра «Экспромт», поставленный режиссером Александром Федоровым по пьесе Жана Ануя.
Шла в театр, думая, что знакомлюсь с абсолютно новым местом, впервые услышав о нем. Оказалось, что хотя в театр попала впервые, но слышала о нем не один раз. Театр «Экспромт» - детище Людмилы Ивановой и ее супруга. В интервью Людмилы Ивановны, которые не единожды видела по телевизору, она постоянно рассказывала об этом проекте. Но направленность театра «для детей и молодежи» — не моя тема. Репертуар: Репка, Морозко, Герда Story и прочее - рассчитан на детей; для молодежи (возраст +12) — только мольеровский «Мнимый больной».
И лишь сейчас руководство решило расширить границы репертуара, и расширило их пьесой Ануя. Я видела несколько пьес Ануя по переложениям древнегреческих трагедий — «Антигона», «Медея». После почти современного «Оркестра» озадачилась, а писал ли он комедии? Или, как пишут знатоки, всем пьесам Ануя присущи поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть? Вроде, нет. Был и у него «розовый период», но «Оркестр» в это период не попадает.
«Оркестр» — пьеса не дающая иллюзий. Музыка оркестра перемежается шумом из сливного бачка, ведь оркестр играет в пансионате для людей с расстройствами желудка. Но как говорит руководительница коллектива мадам Ортанс: «Нас не касается, о чем думают посетители и запор у них или понос. Элегантность и изящество — для этого нас наняли...»
Спектакль идет под запись. В таком маленьком зале сложно разместить на сцене кроме артистов еще и живых оркестрантов. Но пара сольных номеров показывают высокий уровень вокальной квалификации исполнительниц. Превосходно выставленный звук создавал ощущение в эти моменты большого гулкого помещения. Актерские работы понравились. Введенные танцевальные и пластические номера пытаются, но не могут заглушить общей экзистенциальной тоски вещи.
Отличная постановка, но пьеса слишком жестко-правдивая, чтобы поднимать настроение. Тем, кто фанатеет от чеховской Чайки в классических вариантах, должно понравиться.
Читайте про другие
события
Актеры «Оркестр»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.