Спектакль Саломея
Самая известная драма в стиле модерн.
Библейский сюжет об усекновении головы Иоанна Предтечи обрамляют сцены литературного салона времен Оскара Уайльда.
Хозяин и Хозяйка становятся жестокосердными и развратными Иродом и Иродиадой. Самая яркая сцена — знаменитый танец Саломеи, поставленный хореографом Альбертом Альбертом.
Отзывы о «Саломея»
Ещё 4 отзыва14 лет Ирина Гринёва играет Саломею, и честно признаюсь, я не представляю себе никого другого в этом образе. Потому что боюсь, что будет нарушена магическая упоительная сингулярность из живых эфиров и пленительной ауры, которые присущи именно Ирине Гринёвой. Она особенная актриса, обладающая экзотической красотой, непохожая ни на кого. Её Саломея это непослушный ребёнок, дикарка. Она абсолютно стихийна и руководствуется чувствами. Иудейская принцесса, рожденная развратной матерью, что видела она на пирах, освещенных пламенем факелов, чему научила её душная темнота дворцовых лабиринтов? Как хлыст бича настигает Саломею любовь и вспыхивает багровым рубцом. Да и хочет ведь не так уж и много, погладить волосы любимого, дотронуться, поцеловать... Но пророк Иоканаан кажется лишенным гендера, он Глас Божий, и призван обличать Содом творящийся в Галилее и Палестине. А Саломея «дитя порока»...
Ирина Гринёва прекрасна в своем золотом платье и с распущенными по обнаженным плечам волосами (влюбленная Саломея). Прекрасна в белой тунике и алмазных сандалиях (обиженная и замышляющая месть царевна). Прекрасна и в черной хламиде (получила желаемое и сходит с ума).
Судорогами сводит живот от наслаждения смотреть как танцует Саломея.
Танец - транс, танец - гипноз, танец - дикая животная энергия.
Так, пожалуй, танцуют древние жрицы перед обрядом жертвоприношения.
Так, возможно, танцевала богиня Кали на груди бога Шивы.
Невозможной красоты танец Семи покрывал.
Это платье, распускающееся по всей сцене, и пять девушек, которые создают его движение.
Руки, тени, босые ноги, тело танцовщицы подобно огненному цветку - кровь Саломеи кипит от пожирающей её любви-ненависти.
Страшный танец, цена которому голова пророка.
Страшно произнести, но этот танец того стоит...
Невероятная музыка Алексея Айги.
Полет ввысь. Невесомость. Светоносное состояние. Удар о землю. Катарсис.
После того, как спектакль заканчивается, в голове выстаивается понимание общего замысла, которое несколько теряется в первом действии. Спектакль состоит из Начала (перед закрытым занавесом стоят озлобленные люди, которые требуют чей-то казни, Христа или Саломеи?), вводной части Пролога (петербуржский салон, Серебряный век, декаденствующие поэты) и основной (собственно Притча - дворец тетрарха Ирода, казнь Иоканаана и гибель Саломеи).
Возможно, таким образом сюжет закольцован через микс времён и попыткой одновременно сблизить и противопоставить морали эпох. На резком контрасте декадентство, идиллистически восславляющее древние века, выглядит слащавым, девичьи щебетания про поцелуи наивными.
Мне кажется, что талант Алексея Багдасарова (тетрарх Ирод) заиграл более ярко и всеми гранями уже в новом Модерне. Открытием для меня стал Александр Сериков (молодой мириец, начальник отряда телохранителей) - убедительный гибкий актёр. Александр Усов (Иоканаан), Арина Маракулина (Иродиада), Роман Коваль (Тигеллин, молодой римлянин), Александра Богданова (паж Иродиады) - сильный достойный состав.
За Саломею Ирина Гринёва получила премию «Золотая лира» в номинации «Совершенство».
Почти каждый год Алексей Айги получает за свою музыку Золотых орлов, Золотых слонов, Золотых овнов и Ник. Его музыка звучит в «Стране глухих», «Орде», «Диком поле», «Испытании» и во многих других фильмах. Откуда был взят фрагмент для танца Семи покрывал мне не удалось найти. Альберт Альбертс работает балетмейстером в Электротеатре Станиславского. Мария Федотова в Театре Пушкина.
Владимир Агеев ушел в 2014 году.
В память о нем осталась его прекрасная «Саломея» в Театре Модерн.
Начало спектакля "Саломея" меня скорее озадачило: пафосные рассуждения о поцелуях и любви, причём здесь, казалось бы, пьеса Уайльда?
Затем на сцену вышла Саломея (Ирина Гринёва). Когда увидела её, подумала, что именно такой её и видел Уайльд: грациозная, своенравная, по-детски капризная, привыкшая любой ценой получать всё, что она хочет. Только, как оказалось позже, не всегда и не всё. Иоконаан (Александр Усов) единственный, кто не поддался чарам Саломеи, единственный, кто её оттолкнул.
Нельзя не вспомнить слова русского классика: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей" (А.Пушкин "Евгений Онегин") Чем больше отталкивает от себя Иоконаан Саломею, тем сильнее её чувства и желание получить то, что ей недоступно.
Надо видеть, с какой страстью, отчаянием Саломея добивается желаемого. Ирина Гринёва, сыгравшая Саломею, скажем прямо, далека от юного возраста, но её грация, изящество, звонкий голос, золотые волосы делают её бесконечно юной, и зритель верит, что перед ним молодая Саломея, страстно влюблённая в Иоконаана.
Для меня ключевым моментом в спектакле стал танец Саломеи. В нем она раскрылась полностью. Танец полон страсти, решимости, но в то же время в нём есть удивительная нежность, лёгкость и женственность. Он противоречив как и сама Саломея.
К слову, спектакль идёт на малой сцене театра. Кто уже бывал в Театре "Модерн", помнит, что сцена зала достаточно небольшая. Тут удачным решением стал трансформационный куб. В некотрых сценах он заменяет собой остальные декорации. На мой взгляд, он символичен. В куб заточён Иоконаан. Для него куб - это защита от самого себя и от чар Саломеи, к которым он, на мой взгляд, не остался равнодушным, хотя и не подал виду.
Находясь на вершине куба, общается с тетрархом (Алексей Багдасаров) Саломея, наслаждаясь своей властью над ним.
Костюмы не совсем соответствуют эпохе, но это не портит впечатление от спектакля.
Музыкальное сопровождение, на мой взгляд, весьма удачно: оно чёткими ритмами отлично отображает переживания героев.
Я теперь отлично понимаю зрителей, которые смотрят этот спектакль несколько раз. Я, вероятно, сама окажусь в их числе.
Читайте про другие
события
Актеры «Саломея»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.