Отзывы о "Саломея"

Оценка редакции
Наталья 9 ноября 2022, 01:30

14 лет Ирина Гринёва играет Саломею, и честно признаюсь, я не представляю себе никого другого в этом образе. Потому что боюсь, что будет нарушена магическая упоительная сингулярность из живых эфиров и пленительной ауры, которые присущи именно Ирине Гринёвой. Она особенная актриса, обладающая экзотической красотой, непохожая ни на кого. Её Саломея это непослушный ребёнок, дикарка. Она абсолютно стихийна и руководствуется чувствами. Иудейская принцесса, рожденная развратной матерью, что видела она на пирах, освещенных пламенем факелов, чему научила её душная темнота дворцовых лабиринтов? Как хлыст бича настигает Саломею любовь и вспыхивает багровым рубцом. Да и хочет ведь не так уж и много, погладить волосы любимого, дотронуться, поцеловать... Но пророк Иоканаан кажется лишенным гендера, он Глас Божий, и призван обличать Содом творящийся в Галилее и Палестине. А Саломея «дитя порока»...

Ирина Гринёва прекрасна в своем золотом платье и с распущенными по обнаженным плечам волосами (влюбленная Саломея). Прекрасна в белой тунике и алмазных сандалиях (обиженная и замышляющая месть царевна). Прекрасна и в черной хламиде (получила желаемое и сходит с ума).

Судорогами сводит живот от наслаждения смотреть как танцует Саломея.

Танец - транс, танец - гипноз, танец - дикая животная энергия.
Так, пожалуй, танцуют древние жрицы перед обрядом жертвоприношения.
Так, возможно, танцевала богиня Кали на груди бога Шивы.
Невозможной красоты танец Семи покрывал.
Это платье, распускающееся по всей сцене, и пять девушек, которые создают его движение.
Руки, тени, босые ноги, тело танцовщицы подобно огненному цветку - кровь Саломеи кипит от пожирающей её любви-ненависти.
Страшный танец, цена которому голова пророка.
Страшно произнести, но этот танец того стоит...

Невероятная музыка Алексея Айги.
Полет ввысь. Невесомость. Светоносное состояние. Удар о землю. Катарсис.

После того, как спектакль заканчивается, в голове выстаивается понимание общего замысла, которое несколько теряется в первом действии. Спектакль состоит из Начала (перед закрытым занавесом стоят озлобленные люди, которые требуют чей-то казни, Христа или Саломеи?), вводной части Пролога (петербуржский салон, Серебряный век, декаденствующие поэты) и основной (собственно Притча - дворец тетрарха Ирода, казнь Иоканаана и гибель Саломеи).

Возможно, таким образом сюжет закольцован через микс времён и попыткой одновременно сблизить и противопоставить морали эпох. На резком контрасте декадентство, идиллистически восславляющее древние века, выглядит слащавым, девичьи щебетания про поцелуи наивными.

Мне кажется, что талант Алексея Багдасарова (тетрарх Ирод) заиграл более ярко и всеми гранями уже в новом Модерне. Открытием для меня стал Александр Сериков (молодой мириец, начальник отряда телохранителей) - убедительный гибкий актёр. Александр Усов (Иоканаан), Арина Маракулина (Иродиада), Роман Коваль (Тигеллин, молодой римлянин), Александра Богданова (паж Иродиады) - сильный достойный состав.

За Саломею Ирина Гринёва получила премию «Золотая лира» в номинации «Совершенство».

Почти каждый год Алексей Айги получает за свою музыку Золотых орлов, Золотых слонов, Золотых овнов и Ник. Его музыка звучит в «Стране глухих», «Орде», «Диком поле», «Испытании» и во многих других фильмах. Откуда был взят фрагмент для танца Семи покрывал мне не удалось найти. Альберт Альбертс работает балетмейстером в Электротеатре Станиславского. Мария Федотова в Театре Пушкина.

Владимир Агеев ушел в 2014 году.
В память о нем осталась его прекрасная «Саломея» в Театре Модерн.

Маша Маша 9 ноября 2022, 12:23

Начало спектакля "Саломея" меня скорее озадачило: пафосные рассуждения о поцелуях и любви, причём здесь, казалось бы, пьеса Уайльда?
Затем на сцену вышла Саломея (Ирина Гринёва). Когда увидела её, подумала, что именно такой её и видел Уайльд: грациозная, своенравная, по-детски капризная, привыкшая любой ценой получать всё, что она хочет. Только, как оказалось позже, не всегда и не всё. Иоконаан (Александр Усов) единственный, кто не поддался чарам Саломеи, единственный, кто её оттолкнул.

Нельзя не вспомнить слова русского классика: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей" (А.Пушкин "Евгений Онегин") Чем больше отталкивает от себя Иоконаан Саломею, тем сильнее её чувства и желание получить то, что ей недоступно.
Надо видеть, с какой страстью, отчаянием Саломея добивается желаемого. Ирина Гринёва, сыгравшая Саломею, скажем прямо, далека от юного возраста, но её грация, изящество, звонкий голос, золотые волосы делают её бесконечно юной, и зритель верит, что перед ним молодая Саломея, страстно влюблённая в Иоконаана.

Для меня ключевым моментом в спектакле стал танец Саломеи. В нем она раскрылась полностью. Танец полон страсти, решимости, но в то же время в нём есть удивительная нежность, лёгкость и женственность. Он противоречив как и сама Саломея.

К слову, спектакль идёт на малой сцене театра. Кто уже бывал в Театре "Модерн", помнит, что сцена зала достаточно небольшая. Тут удачным решением стал трансформационный куб. В некотрых сценах он заменяет собой остальные декорации. На мой взгляд, он символичен. В куб заточён Иоконаан. Для него куб - это защита от самого себя и от чар Саломеи, к которым он, на мой взгляд, не остался равнодушным, хотя и не подал виду.
Находясь на вершине куба, общается с тетрархом (Алексей Багдасаров) Саломея, наслаждаясь своей властью над ним.

Костюмы не совсем соответствуют эпохе, но это не портит впечатление от спектакля.
Музыкальное сопровождение, на мой взгляд, весьма удачно: оно чёткими ритмами отлично отображает переживания героев.

Я теперь отлично понимаю зрителей, которые смотрят этот спектакль несколько раз. Я, вероятно, сама окажусь в их числе.

Елена Елена 7 ноября 2022, 12:01

В 1891 выдающийся ирландский драматург, эстет, романтик и декадент Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея», существенно изменив историю о библейской царевне, получившей за свой танец голову Пророка.
А в 1904 году, после перевода пьесы О. Уайльда, сделанного К. Бальмонтом, началось всеобщее увлечение Саломеей и в России.
«Если можно о какой-нибудь драме сказать, что она - сплошной драгоценный камень, это нужно сказать именно о драме Оскара Уайльда «Саломея»... - писал Константин Бальмонт. - В роскошной панораме, исполненной яркого безумия, Оскар Уайльд показал нам лик Дьявола в любви».
И до сих пор эмоциональная насыщенность этого произведения не перестает будоражить умы современников.
Вот и Владимир Агеев, ученик выдающегося режиссера Анатолия Васильева, не устоял перед чарами уальдовской «Саломеи» и поставил по ней в 2008 году в Театре Модернъ прекрасный спектакль, единственный, который новый художественный руководитель этого театра Юрий Грымов не убрал из репертуара (вместе с буквой «Ъ» в названии театра).
На главные роли Агеев привел в театр своих актеров. Это Ирина Гринева - Саломея, Александр Усов - Иоканаан и Алексей Багдасаров - Ирод.
И вот уже 14 лет эта троица не перестает очаровывать своей игрой зрителей, пришедших посмотреть историю о царевне Иудейской и ее поцелуе мертвой головы…
Большую часть первого действия агеевского спектакля занимает Пролог, в котором сначала девушки в белоснежных платьях целомудренно рассуждают о прелести поцелуя, потом - мужчины об интимности любви.
И лишь затем салонный литературный вечер, на котором звучат цитаты из Гиппиус, Мережковского, Бердяева, Флоренского и даже из «Поваренной книги декаданса», переходит в пир во дворце Ирода, куда перемещаются и все участники Пролога.
В прозрачном кубе в глубине сцены мы видим Иоканаана, пророка, заключенного Иродом в темницу и слышим то его молитвы на арамейском языке, то его обвинения в адрес Иродиады, жены тетрарха Ирода и матери Саломеи.
Слышит их и Саломея, улизнувшая из дворца в сад. Будучи избалованным, капризным ребенком, привыкшим, что все ее желания исполняются, требует привести его к ней. И… загорается любовной страстью к пророку.
Три раза Саломея обращается к Иоканаану, три раза она отвергнута и проклята пророком.
Саломея в исполнении Ирины Гриневой предстает перед зрителями луноликой извращенной девственницей, которую сжигает неутолимая страсть к Ионакану – прекрасному и аскетичному пророку.
«Я поцелую твои губы, Иоканаан!!!» - эта мысль не дает ей покоя.
Услышав обещание Ирода о том, что если она станцует для него, то получит все, что только не пожелает, в ее голове рождается план мести и она требует за свой танец принести ей на серебряном блюде… голову Иоканаана.
Получив ее, она долго ведет с ней разговор и исполняет свое желание – целует пророка в мертвые губы…
За этим следует приказ Ирода – «Убейте эту женщину!»
Смотрится спектакль на одном дыхании.
Очень сильный образ порочного, необузданного, развращённого властью тетрарха и, в то же время, трусливого Ирода, создал Алексей Багдасаров. Сцены с ним – одни из самых ярких и запоминающихся в спектакле. Браво!!!
Не могу сказать того же об игре Арины Маракулиной. Хищный образ неукротимой и коварной Иродиады, на мой взгляд, не вполне ей удался.
Отдельно надо петь дифирамбы музыкальному оформлению спектакля! Владимир Агеев взял для него неимоверную по своей энергетике и шаманскую по своей сути музыку Алексея Айги и она прекрасно ложится на весь спектакль, прежде всего, конечно же, на танец Саломеи, ценой которого стала голова Иоканаана!
Правда, то, что мы видим на сцене, скорее не танец, а его символ - Саломея выходит на сцену в белом платье. Её обступают полуобнаженные рабыни и внезапно белая ткань платья заполняет собой всё пространство сцены. Распущенные золотые волосы, извивающийся гибкий стан, ломаная линия рук… Выше пояса Саломея целомудренно неподвижна, а ниже - беснуется, вздыбливается белая материя! Великолепная пластика, сверкающие глаза – Ирина Гринева неподражаемо исполняет свой «танец семи покрывал».
Мне очень хочется, чтобы этот спектакль как можно дольше оставался в репертуаре Театра «Модерн» и шел почаще, давая зрителям возможность насладиться поэтической драмой больших страстей, в которой любовь неотторжима от смерти…

Elena 5 ноября 2022, 08:25

Наконец-то я "закрыла гештальт", посмотрев в театре Модерн "Саломею" - теперь я точно видела все взрослые спектакли, которые есть в текущем репертуаре :) Надо сказать, что засматривалась я на эту "Саломею" уже давно, но с двойственными чувствами. С одной стороны, любимый Оскар Уайлд, любимый театр - надо смотреть. С другой - это ставил не Грымов, да и одна любимая Саломея у меня уже есть - неизбежно, кажется, буду сравнивать... И вот я, наконец-то, могу рассказать и о своих впечатлениях о "Саломее" :)
Владимир Агеев создал спектакль уникальный, и сравнивать его с другими Саломеями невозможно, да и не имеет смысла - и это прекрасно! Впрочем, мне почудилось, что палач Нааман (Алексей Баранов) стал своеобразным приветом виктюковскому спектаклю, - но возможно, я и ошибаюсь, конечно. Во всяком случае, его костюм был самым неожиданным на общем фоне и роль... интересная :)
В общем же костюмы, раз уж я начала с них, интересные, но никакого отношения к новозаветным временам не имеют, - уж скорее они отсылают нас к Серебряному веку, мне показалось. И костюмы, и сценография - творения Марины Филатовой. Не могу сказать, что я как-то особенно очарована и тем, и другим, но решения, несомненно, интересные и поражают своей, ммм... оригинальностью - предполагаете ли вы увидеть папахи, например, в истории о Саломее? А они не единственное, что может удивить, право :)
Спектакль идет на малой сцене, и особенно развернуться там негде, конечно. Но благодаря прямо таки волшебному кубу, пространство удается превратить в многофункциональное и трансформирующееся. Этот куб как решение мне очень и очень понравился.
Режиссер, надо отметить, не ограничился одной историей Уайлда, и начинается спектакль совершенно неожиданно и даже, я бы сказала, непонятно - мы видим то собравшихся в кружок женщин, обсуждающих поцелуй, то мужчин, чья компания более похожа на заседание какого-то общества. Звучит множество цитат (увы, я далеко не все узнала). Это красиво и следить за ними интересно. Главное, не задаваться вопросом "на тот ли спектакль я пришел?" :) Впрочем, очень скоро дойдет очередь и до истории Саломеи.
Спектакль этот, наверное, рекордсмен по количеству приглашенных артистов: это и Саломея (Ирина Гринева), и Иоканаан (Александр Усов), и Иродиада (Арина Маракулина), и Тигеллин (Роман Коваль).
Ну и... Саломея в исполнении Ирины Гриневой прекрасна. Веришь, что это юная царевна, особенно когда она торгуется с Иродом. А танец! Он заслуживает отдельного упоминания, т.к. является как бы пиковой точкой спектакля, самым его накалом, сосредоточением чувств, страдания, любви и красоты. Собственно, танца как такового и нет, но это прекрасно, как бы то ни было. Хочется сказать огромное спасибо и хореографу Альберту Альбертсу, и Ирине за великолепное, столь чувственное исполнение.
Иоканаана я, если честно, не вполне поняла - то ли он всецело предан Богу, то ли страстно желает Саломею, то ли ему вообще все едино, но упорствует из чистого упрямства... Вот Саломея им очарована, околдована и буквально потеряла голову, ее не нужно разгадывать - мы переживаем все вместе с ней.
Иродиада прекрасна и абсолютно точна, это та самая жена Ирода, которую ожидаешь увидеть.
А вот из-за кого определенно стоит смотреть этот спектакль, так это Ирод (Алексей Багдасаров). Он ве-ли-ко-ле-пен! Вот уж не думала, что окажусь очарована Иродом, но вот так. Вроде бы ничего царственного, скорее похож на бизнесмена средней руки, но как ему веришь! Ни одной фальшивой ноты... в смысле что каждый жест, каждое слово - изумительно верно. С каким ужасом, недоверием и надеждой он смотрит на Саломею!
Несколько забавно смотрятся Иудеи в своих нарядах. Впрочем, как и молодой римлянин. Причем костюмы-то соответствуют концепции спектакля - но не новозаветной истории.
Ах, и не могу не отметить Молодого сирийца (Александр Сериков) - удалось в этом своеобразной все же постановке остаться влюбленным и трогательным героем!
В целом мне, определенно, понравилось. На мой взгляд самое сложное в восприятии этого спектакля - заранее позабыть и режиссера Грымова, и спектакль Виктюка, и воспринимать постановку "с чистого листа". Если это удастся или если вы на самом деле не знакомы с творчеством этих режиссеров - тогда определенно стоит идти и смотреть! Во-первых, это красиво... :)

Людмилочка 4 ноября 2022, 08:39

1 ноября я посмотрела спектакль "Саломея" по пьесе Оскара Уайльда в постановке Владимира Агеева в Театре "Модерн" под руководством Юрия Грымова. Это редкая постановка с Ириной Гринёвой в главной роли. Разумеется, был аншлаг, полная посадка. Тем более, этот спектакль показывают в малом зале, несоразмерном количеству желающих его увидеть.

"Саломея" на первый взгляд - трагическая история о безответной любви. Спектакль начинается с выступления девушек в белоснежных платьях. Стихи о любви, чистота и непорочность настраивают нас на романтический лад. И тут на сцену выходит Иродиада, вся в черном, с гроздями жемчужных бус. Она насмехается над мечтами девушек. Её дочь Саломея - избалованная своей красотой девушка. Посмотрев на неё, никто и ни в чем не может отказать ей, впадая в любовное безумие. Она не знает ни лишений, ни забот, лишь одиночество и скука сводят её с ума. Саломее невыносимы светские приемы, а её мать слишком занята собой и своими любовниками. Наверное в этом и была причина увлечения Саломеи Иоканааном. Во-первых, ее привлекал человек, дерзнувший смело говорить страшную правду о ее матери, во-вторых, его пророчества не только пугали, но и интриговали девушку, в-третьих, заточённый царем Иродом в темницу и недоступный, он стал идеальным объектом для любовных воздыханий. Такое увлечения с самого начала не могло закончиться ничем хорошим, и не потому что Саломея безумна. А потому что она была одинока, избалована, выросла и жила в нездоровой среде - отчим убил ее отца, чтобы быть с ее порочной матерью, толпы отчаянно влюбленных юношей сходили из-за нее с ума и убивали себя. К тому же, мать склоняла ее к мести пророку за смелые речи о ней.

Но однослойные спектакли не для Театра "Модерн". Так история, написанная Оскаром Уайльдом, на самом деле повествует, прежде всего, о пороках, поглотивших Запад. И герои произведения - лишь метафора, призванная на их примере говорить о настоящем и пророчить будущее цивилизованному западному миру. К слову, вспомним Содом и Гоморру. Во все времена общество проходит три стадии - рождение, расцвет и упадок. Произведение, написанное более ста лет назад, остаётся актуальным и сегодня. И проводя параллели, становится страшно - а что же дальше. Вот почему всех так сильно зацепил за живое этот спектакль, и каждый увидел в нем что-то волнующее.

Отдельно хочется отметить некоторых актеров. И прежде всего, конечно, Ирину Гринёву. Даже при том что она не выглядит на свой возраст, будем честными, всё равно она уже далека от возраста юной чистой девы. Но как же она хороша в роли Саломеи! Хрупкая фигурка, светлые струящиеся волосы, голубой чистый взгляд, звонкий пронзительный голос, отточенные движения в совокупности с актерским талантом не вызывают к персонажу никаких вопросов. Искренне прожитая и мастерски исполненная актрисой роль! Ни чуть не меньше на сцене сияла Арина Маракулина в роли Иродиады. Как грациозна и нежна, как дерзка и как томна, и сразу становится понятно - "яблочко от яблоньки..." А вот Александр Усов в роли пророка был эмоционально пуст и оставил меня совершенно равнодушной, увы.

Говоря о Саломее, нельзя не упомянуть танец семи покрывал. В спектакле его сильно видоизменили на мой взгляд. Во-первых, покрывало было одно, и Саломея в танце не сбрасывала слои воздушной ткани, словно раскрывающийся лепесток за лепестком цветок, как описывается в произведении заимствованный у цыганских акробатов танец. А во-вторых, танец не был искушением, какое должно было заставить вожделеть Царя Ирода, римских воинов и кочевников. Но это был танец отчаяния, ************ Саломею, танец любовной агонии и танец, кажется, уже неизбежной смерти. Мне кажется, душа у каждого зрителя в этот момент разрывалась как и у Саломеи.

Так два с лишним часа пролетели совершенно незаметно. От сцены сложно было отвести взгляд. И пусть большинство зрителей знали, чем закончится эта история, режиссеру и артистам удалось заставить всех в напряжении следить за развитием сюжета до самой последней минуты.

Екатерина Екатерина 3 ноября 2022, 03:14

Одноактную пьесу Уайльда режиссер В. Агеев разделил на два акта. Возможно, потому что само действие четко распадается на две части: знакомство царевны Саломеи с пророком Иоканааном и пир Ирода, в конце которого девушка танцует для отчима, а потом требует как плату голову пророка. И если в первой части мы видим невинную девушку, нежную лань, сраженную первой любовью, любовью с первого взгляда, то во втором перед нами предстает разом повзрослевшая женщина, тигрица, оскорбленная отказом и жаждущая мести, но тигрица, прячущая острые когти в мягкие подушечки лап.

Пожалуй, лучшая сцена спектакля, - это пир, на котором присутствуют тетрарх Ирод, его жена Иродиада, ее дочь и гости: иудеи и римлянин Тигеллин. Она отлично поставлена, диалоги остроумны, фразы отточены, они четки, как афоризмы. Обмен репликами происходит молниеносно, а персонажи, несмотря на костюмы, совершенно не напоминающие римские тоги или иудейские одеяния, получаются очень узнаваемыми. Римлянин - ограниченный солдафон и женолюбец, иудеи - заядлые спорщики, переливающие из пустого в порожнее и пр. И именно в этом акте из частного (гости во дворце Ирода) рождается общее (картина мира). Талант автора пьесы и режиссера соединяет I век нашей эры, XIX столетие и нынешние время.

Актеры великолепны. Все. Главная героиня этого спектакля, конечно, Саломея. Ирина Гринева - настоящая фея, она пугает и чарует. Она настолько прекрасна, что понимаешь почему Ирод обещал падчерице все, что угодно за один танец. Актриса отлично владеет своим телом и своим голосом, она, как сирена, чарует зрителей. Александр Усов (Иоканаан), далекий от канонов античной красоты, кажется прекрасным и грозным, целомудренным и страшным. Ирода сыграл А. Багдасаров. Его тетрарх не поражает ни высоким ростом, ни силой и мощью. Но в его руках власть, он повелитель. Властитель и слабый человек одновременно. Ирина Маракулина очень хороша в роли Иродиады. Это красивая зрелая женщина, уверенная в себе, царственная, величавая. Запоминаются и иудеи (Л. Трегуб и А. Колесников), спорщики и пустобрехи. Настоящая находка - Роман Коваль, сыгравший римлянина Тигеллина. О, это тяжелое чувственное лицо с медальным профилем! Вот он - будущий владыка мира, сын того народа, что поборет и Галилеянина. Хотя последний в итоге победит.

Костюмы М. Филатовой напоминают нам о времени написания пьесы. Это смокинги с бабочками у мужчин и длинные платья у женщин. Но все дело в деталях. И мы видим пейсы и шляпы иудеев, кровавый камень в галстуке-бабочке и Ирода, длинные жемчужные ожерелья Иродиады, золотистые сандалии Саломеи, папахи и башлыки у стражников.
А еще тут очень необычная и впечатляющая игра со светом. Лицо пророка, как маска, выступающее из мрака - это круто.
Минусы.
Пролог. Режиссер хотел, видимо, напомнить зрителям о том времени, когда была написана пьеса, и о ее переводчике. Но можно было это сделать как-то иначе? Ибо стихи Бальмонта, а также разговоры о лошадях и конках в Питере, о публичной библиотеке и странных рисунках ланей сбивают зрителей с толку.
И еще. В конце второго акта, когда диалоги у Уайльда переходят в монологи, напряжение спектакля явно спадает. Страница текста – это очень много, а вечером, когда все уставшие, внимание зрителей удержать сложно. Я бы предложила текст несколько сократить.

Резюме: очень хороший спектакль. Немного не дотянул до гениального.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма