Спектакль Прощание с Матёрой
По повести Валентина Распутина.
История гибели одной деревни и людей, вынужденных покидать насиженные места...
Отзывы о «Прощание с Матёрой»
Долго сомневался, стоит ли писать отзыв на данный спектакль, но все-таки думаю, зрители должны быть информированы что их может ожидать при посещении данного театра и конкретно этого спектакля.
«Прощание с Матерой» я люблю ещё со школы, когда учительница литературы (спасибо ей за это большое!) познакомила нас с творчеством Валентина Распутина. Стараюсь смотреть все постановки данного произведения, какие только появляются в Москве.
«Прощание с Матерой» театра под руководством Вячеслава Спесивцева пришлось вылавливать несколько лет. Идет он крайне редко, и его постоянно отменяют.
Наконец-то 15 марта 2018 спектакль появился в афише и (о чудо!) его не отменили.
В данном театре я никогда раньше не был, так что это было первое знакомство.
Хочу сразу оговориться, что прекрасно понимаю, как тяжело сейчас выживать маленьким театрам, которые борются за жизнь в условиях оттока зрителей к конкурентам-тяжеловесам, поэтому прошу не воспринимать то, о чем я буду писать желанием как-то утопить или бросить тень на театр Спесивцева. Но, элементарное уважение к зрителю, который приходит сюда, тоже должно быть. Я всегда с пониманием отношусь, когда вижу, что у маленького театра есть проблемы и не сужу строго. Но то, что я испытал во время моего визита на спектакль 15.03.2018 это просто ужас какой-то!
Начну с малого. Программка к спектаклю, видимо, не печатается в этом театре никогда. На сайте тоже нет никакой информации о том, кто занят в спектакле «Прощание с Матерой». Когда спрашиваешь администратора где можно посмотреть кто играл в сегодняшнем спектакле, то она предлагает зайти на сайт театра и самому визуально выбрать в разделе «актеры» кто по внешности подходит под загримированных героев. У второй девушки спросил про тех, кто занят в спектакле – она говорит: «А кто вас интересует»? Я-то конечно опишу, кто меня интересует, но как сохранить её ответы? Запоминать на память? Записывать на листочке? Вообще бред. Считаю, это крайним неуважением к зрителю. Если уж нет возможности печатать программки в типографии, то можно было бы просто на принтере список «персонаж-актер» напечатать и уж если не раздавать, то может продавать эти листки. Я бы купил.
Вообще все, что касается организационной стороны вопроса при первом контакте с театром было удручающим.
Не понятно, как в зал могли попасть маленькие дети? Тем более на такой спектакль? На билете написано «14+». Рядом со мной сидела пара такая женщина с бюстом 10 размера и мужчина. И с ними были два мальчика лет 4 -5. Слава Богу, они хоть рассадили их потом. Но это все равно не очень помогало. Один из них на весь зал перед спектаклем как умолишенный орал «Амина! Амина! Амина!». Минут 10 наверное орал. Давно бы уже встал и подошел к этой своей Амине. Не понимаю, почему родители не объясняют детям как вести себя в театре и не следят за тем, как их отпрыски ведут себя. Потом этот же мальчик, когда уже начался спектакль без конца махал руками кому-то там на сцене, поднимая их вверх (видимо, в спектакле занят кто-то из его родственников). Родителям было по фигу и они его не останавливали.
Зрители в зале в основном это пенсионеры, которым билеты наверное распределяют через службы социального обеспечения, школьники, приходящие целыми классами, курсанты МЧС, пришедшие прямо в форме на спектакль (они, кстати, единственные вели себя хорошо) и компании людей, которым билеты по знакомству дали актеры или другие участники спектакля. Такие приходили по трое-четверо. Одна компания мужиков лет 30-ти после спектакля вообще забралась на сцену, стали делать селфи и тд. Это бред по-моему зрителям забираться на сцену и хозяйничать там после спектакля. Я такого нигде не видел. И администрация театра их почему-то не останавливала. Может, конечно, эта компания и есть знакомые администрации. Но выглядит это все дико.
Была ещё одна категория людей в театре, которые не понятно как попали сюда. Это пациенты наркологической клиники. Во всяком случае эти люди так выглядели. Это компания человек из шести была – пропитые парни и девушки лет за тридцать. Вели себя они ужасно. Одна тетка из этой компании сидевшая на третьем ряду в середине, прям не стесняясь лупила своего кавалера в красном свитере, сидящего на ряд ниже! Это вообще дикость. Я сидел и думал – куда я попал? В мужском туалете театра, кстати, в корзине для бумаги валялась пустая бутылка из под водки (!!!!!). Меня это прям-таки тоже шокировало. Я даже сфотографировал, чтобы показать друзьям. Ведь иначе никто не поверил бы. Не понятно, кто пьет, кстати в этом театре, то ли зрители, то ли актеры. Один из актеров, участвующих в спектакле (исполнял роль Мирона, мужа Дарьи), кстати, вышел играть нетрезвым. Не знаю, что привело его в такое состояние, может он и наркотики принимал, но взгляд у него был крайне замутненный. Не понятно, как он ещё слова-то не забывал.
В общем, я был просто в шоке от контингента, пришедшего на спектакль. Я ни в коему случае не противопоставляю себя этим людям и не считаю себя лучше, но считаю, что должно быть какое-то уважение друг к другу. И что зрители должны понимать, что находятся не у себя дома и что какие-то вещи делать в театре нельзя.
Теперь про сам спектакль. Для меня загадка, как удалось создателям уложить всю историю в 1:20. Это самый короткий хронометраж «Прощания с Матерой», который я когда-либо видел.
Само решение в первой части оригинальное. На сцене стоит наклонная доска с ландшафтом Матеры с приклеенными домиками и прочими атрибутами. А сверху, как в кукольном театре из-за доски, наполовину видны сидящие актеры, которые едят и ведут диалоги друг с другом. Если бы я не был знаком ранее с произведением, думаю, мне было бы не понятно кто там есть кто. Диалоги/монологи произносятся речитативом, много просто вырванных кусков, нет единой цепочки повествования. Так что в первой части я могу похвалить оригинальную идею использования пространства сцены и наклонную платформу, но не способ донесения информации до зрителей.
Необычен был выбор основной музыкальной темы спектакля – песни «Родительский дом» Льва Лещенко. Её на гармони исполнял один из актеров и иногда пели другие участники. Зрителям тоже предлагалось подпевать, но зал пел как-то недружно. У меня эта песня вообще никак не перекликается с историей, рассказанной Валентином Распутным. Кроме совместного пения, была ещё работа со зрителями. Актеры, игравшие членов бригады, собирающихся затопить Матеру выходили в зал с микрофоном и спрашивали у случайных зрителей помнят ли они своих бабушек-дедушек. Может быть это и интересная идея, но немного выбивает из хода спектакля.
Также, кстати, выбивают из хода спектакля работники театра, производящие фотосьемку прямо во время него. Девушка-фотограф ходила по проходу в середине и бесконечно щелкала, в частности, на сценах с бабкой Дарьей. Неужели руководство театра не понимает, что такое мельтешение и клацкание затворов мешает зрителям. И хочется попробовать погрузиться в атмосферу спектакля, да не получается, потому что под боком постоянно бегающий кабанчик с объективом. Неужели нельзя делать качественные фото на репетициях? Почему в других театрах фотографы не снуют между рядами?
Во второй части спектакля (я условно делю его, антракта нет) сцена видоизменяется и становится обычной. Роль Дарьи (я все-таки залез на сайт театра и смог идентифицировать некоторых актеров) исполняет Мария Штубер. Очень неплохая работа, но вот лично я по-другому вижу Дарью. Мария действительно хорошо читает монолог Дарьи, но все переживания сохраняет у себя, не выплескивает их в зал. Меня, лично, такое исполнение не трогает, хотя в некоторых постановках эти места вызывают у меня слезы. Правда, надо отдать тем не менее актрисе должное, было несколько всхлипывающих женщин в зале.
Многим зрителям вообще было наплевать на то, что происходит на сцене – во время монолога Дарьи всё та же женщина на третьем ряду, которая лупила своего кавалера перед спектаклем -лазила в телефоне. И не просто лазила, а ещё и зевала!! Не понятно, зачем вся эта компания вообще пришла на спектакль. Они трясущимися руками снимали весь спектакль на айфоны. Где, интересно, они будут смотреть эти бракованные сьемки с трясущейся картинкой?
Из остальных актеров кроме Марии Штубер мне никто особо не запомнился. Ну, если не брать во внимание Алексея Иванюка в роли Мирона. Он то ли правда был нетрезв, то ли у него по жизни такой замутненный взгляд. Ну не смотреть же теперь, в самом деле, оставшиеся спектакли в этом театре только чтобы ответить себе на этот вопрос?
После спектакля все актёры, которые были заняты в нем вышли в фойе и можно было сфотографироваться с ними. Любимая компания алкоголиков тоже была замечена в фотографировании!
Возле раздевалки дед-сопровождающий школьников грозно вопрошал у какого-то ученика-кавказца, отвлекая его от процесса тискания одноклассницы (ему это было точно интереснее какого-то там прощания с Матерой): «Тебе понравился спектакль?». Тот ответил, что да. А дед ещё более грозно: «Точно?». И погрозил ему, типа «ты смотри у меня!».
Этот же дед, кстати, со своим фотоаппаратом производил сьемку поклонов. Не важно, что другим зрителям было ничего не видно. Главное, что он себе фотки наснимал!
В общем, я очень расстроен и никак не мог предположить, что поход в театр на спектакль по одному из моих любимых произведений может обернуться таким разочарованием. Никому не буду рекомендовать его и не знаю, приду ли я в этот театр когда-нибудь ещё.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.