Отзывы о "Князь Игорь"

Оценка редакции
Анастасия 15 января, 01:49

Спектакль 7.01.2024. Князь Игорь. Красивый спектакль. Очень понравилась Ярославна. Ольга Терентьева Феноменальный голос. Ровный, красивый. Поёт очень чисто. Много пиано. Особенно в плаче Ярославны. Сцена с боярами звучит мощно и сильно. Актерская игра на высоте.

Елена Шмырева 27 мая 2022, 11:28

Своему эпическому произведению Бородин посвятил 18 лет жизни. Но ему так и не удалось увидеть оперу на сцене. Композитор умер, не закончив работу над произведением. Друзья из Могучей кучки Глазунов и Римский-Корсаков решили довести дело до конца. Либретто было давно готово, основные партии прописаны, требовалась доработка по оркестровке и сведение всех замыслов к общему итогу. Через три года после кончины Бородина, в 1890 году опера увидела свет на сцене Мариинского театра.
Произведение получилось масштабным. А иного и быть не могло, поскольку за основу взят сюжет "Слова о полку Игореве". В литературном памятнике кроме основного героя Игоря упоминается ещё множество имён русских князей, которые не откликнулись на призыв о помощи своему родственнику. Захотелось взглянуть на генеалогическое древо Игоря, чтобы разобраться в родственных связях. В опере с семьёй всё понятно. Кроме главных героев, упоминающихся в Слове, Игоря и Ярославны, Бородин вводит в действие сына Игоря от первого брака - Владимира (говорят, что он есть в Слове, но я за обилием имён не поняла, когда речь шла о его особе) и брата Ярославны тоже Владимира, но имеющего приписку "Галицкий" (его точно в литературном памятнике нет). С этими двумя персонажами действие обогащается любовной линией (сын Владимир-Кончаковна, дочь врага полонившего остатки русской дружины) и линией попытки внутреннего предательства (Галицкий и его свита).
Сюжетно мне и Слово до конца никогда не было понятно. Ушёл мужчина в поход, хотя знаки всякие были, что не стоит этого делать. Но ведь отмахнулся от затмения и попёрся, никого не слушая. Тут ещё и взрослого сына прихватил.
Кот из дома - мыши в пляс. Галицкий свои порядки при дворе стал затевать. Не отправился помочь шурину, а попытался устроить дворцовый переворот. Спаивает и подбирает на бунт чернь, девкам прохода не даёт. В наши времена за харрасмент его бы по судам затаскали, но тогда иные законы царили. Девушки за защитой к Ярославне кидаются, а брат ей в лицо смеётся и угрожает власти лишить да в монастырь сослать, хорошо, что бояре не предали, осадили зарвавшегося авантюриста.
Опера полна хоров. И если в первом отделении это русские темы: мелодии скоморошества, страдания и плачи, протяжные уговаривающие, то во втором, когда действие переносится в половецкий стан, мы слышим голоса востока, то чарующие женственные, то грозные и воинственые. На сцене театра тесно от поющих артистов. Удивляешься, как удается исполнять свои номера танцевальным группам.
И яркими утесами меж плещущего моря хоров выделяются арии Игоря "Ни сна, ни отдыха измученной душе", Ярославы "Ах, плачу я", Кончака "Здоров ли, князь?", и конечно самая яркая самобытная и запоминающаяся мелодия половецких плясок "Улетай на крыльях ветра".
В Новой Опере не стали мудрить с осовремениванием произведения. Всё былинно-исторично. Декорации и костюмы. Красочно и эффектно.
Очень понравилось оформление сцены в моменте плача Ярославны: она поёт на фоне сурового неба с облаками и за тонким занавесом облаками проплывают танцующие девушки.
Очень красивая постановка. По голосам я не большой специалист. Мне бы было мелодично и внятно, раздражает, когда невозможно разобрать текст. В иностранных операх субтитры могут помочь, а тут одна надежда на вокальную школу. Поющие в Новой Опере отчётливо преподносили историю. Мне всё было ясно не только из либретто, но и из действия на сцене.
Благодарю за прекрасную постановку театр Новая Опера.

Ежиха 22 апреля 2021, 12:37

Лучший отдых — смена деятельности, поэтому я с такой радостью согласилась на первое же приглашение в театр. А то что опера «Князь Игорь», написанная по мотивам «Слова о полку Игореве» так далека от сферы моей профессиональной и семейной жизни, так это даже очень хорошо! На несколько часов можно забыть все эти олимпиадные задачи по физике и математике, выбросить из головы алгоритмы обработки спутниковых данных и попасть в царство звуков и мелодий, легендарных сказаний о подвигах ратных... услышать арии Игоря и хана Кончака, и конечно же увидеть половецкие пляски, про которые что-то когда-то слышал... но как-то смутно...

Спектакль яркий и в тоже время лиричный. Удивительно пронзительно смотрелась сцена с плачем Ярославны.

В целом второе действие в половецком стане для меня было намного интереснее первого, как в визуальном, так и в музыкальном плане, так что не спешите уходить в антракте. Однозначно надо остаться и услышать прекрасное хоровое исполнение песни невольниц «Улетай на крыльях ветра»! Это та завораживающая мелодия, что крутилось в моей голове ещё долгое время после спектакля... о почему мы ценим только то, что потеряли...

Костюмы и декорации вполне соответствуют изображаемой эпохе, здесь вы не перепутаете хана и русского князя. Но при этом, как не странно, в голове возникают мысли о нашей современной жизни, об участи женщины в этом мире, об различиях востока и запада, о войне... Меня особенно поразила финальная сцена — хоровое оплакивание всех погибших на войне, когда на сцене то ли хор, то ли кресты на кладбище... а был ли смысл эту войну начинать, и нужен ли нам такой князь Игорь, каждый решает для себя сам...

alena_lena_84 28 февраля 2021, 04:07

Признаюсь, оперу «Князь Игорь» я хотела увидеть уже давно, и вот на прошлой неделе мне посчастливилось исполнить своё желание.
Постановка в «Новой опере» идет в редакции Юрия Александрова. Он воспевает доблесть, противопоставляет Ярославну – нравственный столп Игорю, который ради победы пренебрегает божьими законами и людским мнением.
Мне понравилась идея художника Вячеслава Окунева не использовать этнографический подход в сценографии и костюмах, не конкретизировать место и время действия. Получилась история о некоем русском походе куда-то на Восток. Думаю, поэтому общий вид оперы такой яркий и запоминающийся.
Расскажу коротко сюжет. Игорь (Сергей Мурзаев) собирается идти в поход, но тут происходит солнечное затмение. Все, включая жену князя Ярославну (Ольга Терентьева), говорят, что нельзя затевать серьезные дела при таком плохом предзнаменовании. Но Игорь, конечно же, никого не слушает и уходит с дружиной и своим сыном Владимиром (Александр Скварко). В крепости остается князь Галицкий утраивает разгульный пир. Хоть он и отрицательный герой, но мне очень понравилась эта сцена. Евгений Ставинский просто неподражаем, я его запомнила еще по роли обаятельного Мефистофеля из оперы «Фауст». Слушать его одно удовольствие и в диалоге с девушками, и когда он приходит к Ярославне.
После антракта показан половецкий стан, где находятся в плену Игорь и Владимир. Второй не теряет зря времени и идет на свидание к дочери хана (Валерия Пфистер). Сцена их встречи очень страстная, а дуэт ласкает слух. К сожалению «Половецкие пляски», которыми хан пытается развлечь Игоря, померкли в моем восприятии после встречи любовников. Видимо, я слишком много от них ожидала, а в результате увидела только красивые костюмы. В последнем эпизоде происходит встреча Ярославны и Игоря, который сбежал из плена. Тут мне хотелось бы отметить танец девушек за прозрачной тканью, которые своими движениями копируют и приумножают страдания Ярославны, выглядит необычно и запоминающееся.
К сожалению, не было текста на экране, как в «Евгении Онегине», поэтому многое из того, что пели артисты я не поняла, разбаловали нас современные технологии. Конечно, в программке есть подробное описание происходящего, но хочется же знать каждое слово.
Опера красивая, с интересным продуманным сюжетом, с прекрасной музыкой и солистами, а уж хор в «Новой опере» я просто обожаю. Дирижировал Евгений Самойлов.

Marylyn 30 октября 2019, 11:41

Впечатлений от постановки много, и большинство из них положительные.

Однако начну с того, что не понравилось. Я так ждала "Половецких плясок" - это ведь обычно одно из самых ярких мест в постановках данного произведения. И вот тут было полное разочарование. Да, хор был прекрасен, но плясок как таковых не было совсем. Я догадываюсь, что у Новой оперы нет балетной труппы, но хотя бы какого-то подобия мужского танца очень не хватило.

Из оперы вырезаны некоторые сцены. Я понимаю, что и после этого действие длится более 3 часов, и это слишком много, однако при этом теряется нить повествования - остается непонятным, как бежал князь, что стало с его сыном...

Были и еще моменты, которые не понравились, но хочется уже перейти к восторгам!

Плач Ярославны потрясает до глубины души! За княгиней полупрозрачный занавес с мрачным небом, а за ним движутся пять светловолосых девушек, и практически каждое их движение - это готовая картина, тут что-то от Мунка, такие ломаные руки, такое неизбывное горе... Это было очень красиво и вкупе с вокалом М. Нерабеевой производило ошеломляющее впечатление.

С. Мурзаев - князь Игорь - великолепен. Князь Галицкий (А. Антонов) тоже очень колоритный. И совершенно потрясающий хор! Можно сказать, что хор в этой опере является одним из главных действующих лиц. Я давно не слышала большого хора, это что-то почти неземное...

Ирина О. 9 апреля 2018, 03:56

Опера «Князь Игорь». Новая Опера. 08.04.2018.

Так случилось, что в этом театральном сезоне (который, кстати, еще и не закончился) я посетила в 3 раза больше оперных спектаклей, чем за последние 40 лет.
Оказалось, что жанр этот небезынтересен даже для меня, музыкального и оперного дилетанта. Конечно, я не могу написать об опере профессиональным языком — я и терминов не знаю, и могу судить о постановке только на уровне нравится/не нравится.
В этом я похожа на чеховского Тригорина, который «ничего не понял, но смотрел с удовольствием».
Вот я вчера тоже с удовольствием смотрела.

Касательно «Князя Игоря»...
Вчера у меня было впечатление, что опера - это самое стабильное из видов искусств: оформлена сцена, на ней играли и пели примерно в том же ключе, что и 40 лет назад (тогда я, правда, слушала «Снегурочку», и в другом театре, но впечатления-воспоминания остались).

В Новой опере нет «строки» с выпеваемым текстом. К сожалению, мои уши не настроены на его стопроцентное распознавание. Однако довольно большую часть слов мне удалось расслышать, к тому же я прочла либретто, да и «Слово о полку Игореве», на основе которого Бородин и Стасов написали сопроводительный текст, мне известно.

К тому же если музыка, звучавшая в 1 действии, была мне в новинку, то во втором пошли оперных хиты. То Игорь, сын Святославов, внук Олегов, обязуется искупить позор пленения, если только дадут ему свободу. То Кончак обещает подарить не пленнику, но другу дорогому коня любого или дедов меч... А уж потом сплошной полосой пошли игрища и половецкие пляски, то есть то, что, смотря оперу целиком впервые, я знаю наизусть.

В общем, это всё было очень неплохо, и помогло несколько отрешиться от моих постоянных в последнее время бед и забот...
На мой взгляд и слух, хороши были папа и дочь — хан Кончак (О.Кунчулиа) и Кончаковна (В.Пфистер). У последней и сольная партия великолепна, и дуэт с Владимиром Игоревичем (А.Богданов).
А приз за лучшую роль второго плана от меня вчера однозначно получил бы А.Бочкарёв, играющий половчанина Овлура.
Впрочем, и князь Галицкий (Д.Орлов) был весьма неплох.

И вообще: второе действие мне понравилось много больше первого...

И — сильное недоброе недоумение у меня вызвал князь Игорь (С.Мурзаев). Не актер, нет... по крайней мере, голос тут очень хороший...
А — герой. Потому что под закрытие занавеса, что завершило действие первое, мысль у меня была одна: проср... эээ... профукал князь Святую Русь.
Ведь столько «знаков» было, его от похода отводящих. Тут и святой старец, отказавшийся благославлять (ну, тогдашнее РПЦ дало таки ему икону поцеловать... так это ж не замена истинному благословению). И жена, княжна, почему-то в исподнем выскочила на площадь, полную народом... Ну, а уж полное солнечное затмение... ведь предупреждали же, что добра не будет. Ан нет, не послушался.
И что? Падает стена Путивля, на обломках возникают половцы. Сам князь в это время пьяно танцует у дорогого друга Кончака на пиру, а потом ВДРУГ бежит на Родину, народ поднимать (кстати, он в заложниках вместе с частью своей рати был... думаю, после его побега всех солдатушек просто порезали).
Ну, и — не взял князь «коня любого», пешком прибрел домой... а там — Ярославна в лохмотьях плачет рядом с призраками...И, вместо поднимающегося на борьбу с захватчиком народа, всё кресты... кресты... кресты...

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера