Отзывы о "Одноклассники"

Оценка редакции
gr28081959 26 сентября 2020, 12:32

Уже одиннадцать лет не сходит со сцены театра Армии спектакль «Одноклассники», поставленный Борисом Морозовым по одноименной пьесе Юрия Полякова.
Спустя чуть более 20-ти лет после школьного звонка бывшие одноклассники встречаются на дне рождения (сороколетии) того, кому не повезло больше всех - Афганская война превратила его в немого обездвиженного инвалида. Такова завязка пьесы Юрия Полякова.
Им под сорок. Поляков в своей пьесе представил срез общества – собрал людей из разных классов и слоев: учительница, бывшая королева красоты (ныне чуть-ли не проститутка), олигарх, журналист, священник, поэт-неудачник, воин-инвалид.
Особняком в этом паноптикуме стоит лишь и измученная своим несчастьем мать Ванечки (афганца) в исполнении Алины Покровской.
Все персонажи написаны Поляковым с изрядной долей гротеска, поэтому их действия и реплики зачастую вызывают бурную реакцию зала.
«Я и в своих прозаических вещах, и в драматургических как бы начинаю играть со зрителем в эту гедонистическую игру: вот я сейчас тебя развлеку… Зритель эту наживку заглатывает, а потом три часа сидит, не отрываясь, когда я с ним пытаюсь разобраться в том, что происходит с нами, с нашим обществом, с нашей нравственностью, с нашей семьей и т.д.» (из интервью Юрия Полякова).
Так обстоят дела и в «Одноклассниках» - сначала зрители смеются, а когда персонажи начинают «доставать свои скелеты в шкафу», становится уже не до смеха…
Не могу сказать, что спектакль произвел на меня сильное впечатление. Он показался мне неровным и затянутым (ну очень много было в его начале подававшего когда-то надежды поэта, а сейчас опустившегося, спившегося бомжа Федора).
Не понравилась работа режиссера по пластике (Айдар Закиров) – сцена массовой драки выглядела не то что неправдоподобно, а даже карикатурично (хотя, кто знает, может так оно было им и задумано).
Придирок у меня во время спектакля было еще много (может оттого, что в основном, играл второй состав).
Убедительными мне показались лишь персонажи Черемета (засл.артист России и респ.Татарстан Николай Козак), священника (нар.артист России Николай Лазарев) и журналиста-эмигранта (Константин Денискин).
Отдельный респект Константину Корнееву, персонаж которого Иван Костромин весь спектакль без движения, глядя в одну точку, просидел в инвалидном кресле, но своей мощью и блестящими от слез глазами производил очень сильное впечатление!!! Браво!!!
Очень рада была увидеть в прекрасной физической и профессиональной форме Алину Покровскую, отметившую в этом году весьма солидный юбилей. 20 лет у ее героини единственный свет в окошке – воспоминания о детских и юношеских годах ее талантливого сына, перед которым открывалось светлое будущее, в одночасье перечеркнутое в Афганистане… При этом она не выглядит убитой жизнью и особо на нее не ропщет.
«Конец – делу венец» - гласит народная мудрость. А концовка у спектакля очень мощная, поэтому свой шквал аплодисментов на поклонах артисты «сорвали».
Много проблем поднимает Борис Морозов вслед за Юрием Поляковым в этом спектакле.
Думаю, что старшему поколению интересно будет его посмотреть, чтобы вспомнить лихие девяностые, а молодым зрителям, чтобы осознать, что юность скоротечна, чтобы увидеть, во что может превратить тебя жизнь и постараться не совершить в будущем каких-то опрометчивых шагов!
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»!!!

Галина 16 июня 2018, 12:16

Спектакль в постановке Бориса Морозова "Одноклассники" - это удача. Сотрится хорошо. Ну да, это Юрий Поляков, его вещи вообще написаны очень легко и при этом захватывающе, но в данном случае еще и спектакль сам по себе поставлен тепло и по-человечески. Плюс очень удачный актерский состав нам достался. Вполне допускаю, что и другой состав ничуть не хуже, но о нем судить не могу, а вот нам вчера повезло. Ни к одному исполнителю никаких претензий, одни благодарности.
Спектакль рассказывает о понятных всем вещах. О нашей жизни, о любви, о предательстве, об отчаянии, о надеждах и проблемах очень разных людей, собранных под одной крышей по той простой причине, что 20 лет назад они учились в одном классе. Но как по-разному распорядилась с ними судьба. Кто-то стал олигархом, а кто-то бомжом, кто-то священником, кто-то - шлюхой,.. ой, простите, королевой красоты. Один эмигрировал в Австралию, вторая работает всю жизнь учительницей в родном городе. Недаром один из персонажей, Федор, говорит, что одноклассники - это люди одного класса, а мы, мол, разноклассники, ибо относимся очень к разным социальным слоям. И собрались они все здесь хоть и под благовидным предлогом - отметить сороковой день рождения своего одноклассника - героя афганской войны, но на самом деле каждый пытается решить свою проблему. И каждый исповедуется вот этому герою, который прикован к инвалидной коляске и все равно не может сказать им ни слова в ответ. И только с ним искренен, а от олигарха ждет помощи и подачек. Все, кроме бомжа, который здесь самый настоящий и, такое ощущение, самый умный. Вот это, честно говоря, преподнесено на лопате: то есть самый умный - бомж, а самый тупой, двоечник - олигарх. Ну не знаю, мягко говоря, спорный момент. Спишем на время написания пьесы.
Сам герой, Ванечка, довольно приторно положительный, судя по воспоминаниям одноклассников, но то ли о мертвом либо хорошо, либо ничего (а его все воспринимают практически мертвецом, говорят в прошедшем времени, даже мать, вообще тот момент, что он, оказывается, жив, воспринимается с удивлением), то ли просто не успел он стать другим (что и доносит нам реплика одного из героев пьесы, олигарха Черметова).
А вот актеру, Ванечку игравшего, Константину Корнееву, мои аплодисменты. На первый взгляд, ну что ему играть, сиди себе и сиди. Но мне кажется, роль очень сложная. Во-первых, надо ни на минуту не забыть, что ты парализован. Но главное, это его мимика, глаза. Боже мой, как он плакал. То слезы блестят на глазах, то просто их потоки, и все в нужный момент. Как же сложно-то!
Из актеров еще хотелось бы выделить Николая Козака, сыгравшего роль олигарха Черметова, Сергея Данилевича в роли бомжа Федора и Николая Лазарева в роли отца Михаила. Очень классные. Хотя я уже написала выше, нам вообще с актерами вчера повезло, все хорошо играли.
В общем, спектакль однозначно стоило посмотреть. Он полон легкого юмора и драматизма, он трогает человечностью, в нем есть интрига... Правда, финал так и остается открытым. Даже нелогичным. Лично у меня к нему вопросы. Такое ощущение, что все врут, все знают, что все врут, и зачем-то эту ложь поощряют. Возможно, так задумано, ибо спектакль заставляет о нем думать и после занавеса.

Галина Коробка 31 мая 2018, 11:31

Наконец-то я дошла до спектакля "Одноклассники" в театре Российской Армии. А об этом спектакле очень хорошо отзывались не только зрители, но и работники ЦАТРА. И не зря! Но обо всем по порядку.
Состав:
Светлана Погожева - Наталья Лоскутова
Анна Фаликова - Ксения Хаирова
Михаил Тяблов - Николай Лазарев
Федор Строчков - Игорь Марченко
Борис Липовецкий - Константин Денискин
Виктор Черметов (Чермет) - Николай Козак
Иван Костромитин - Вадим Пожарский
Евгения Петровна Костромитина - Алина Покровская
Ольга, дочь Светланы - Екатерина Сахарова
Окопов - Сергей Иванюк
1-й Телохранитель - Александр Катин
2-й Телохранитель - Володин (имени в программке не было)
Боец - Ярослав Бережнов
Уже войдя в зал, мы видим комнату обычной квартиры. Обстановка могла существовать как в 70-х, так и в 90-х годах 20 века. Да не удивлюсь, если у кого-то и сейчас подобная мебель, стены и т.д. История вне времени. Очень сложно ответить - о чем она. Когда год назад я прочитала пьесу Юрия Полякова "Одноклассница", то решила, что это пьеса о любви, верности. Посмотрев спектакль, я поняла, что все намного глубже. Конечно, здесь есть любовь, есть верность и измена, есть прощение или не прощение. Но, как мне кажется, основная мысль, которую до нас попытался донести режиссер Борис Морозов - нужна ли правда и что есть правда. У каждого героя этой истории есть своя правда и своя ложь, каждый скрывает "скелет в шкафу". Анна Фаликова всех, и себя в том числе, убеждает, что она Королева, скрывая, что фактически прошла путь проститутки. Михаил Тяблов пытается оправдать то, что "вера" легко продается за деньги, у каждого греха, вернее прощения греха, есть своя цена. Борис Липовецкий - Липа - всем рассказывает, что у него сеть ресторанов, газета, а на самом деле все совсем не так. Даже парализованный Иван Костромитин скрывает правду. Ведь кроме него и Светланы никто не знает о причине его досрочного возвращения из отпуска. А возможно именно это сыграло свою роль в том, что он стал инвалидом. Ну а уж "скелет" Светланы такого размера, что для него нужен не шкаф, а целая гардеробная. Казалось бы, самая правильная и положительная, но именно она оказывается той темной лошадкой, которая ломает судьбы окружающих, да и свою тоже. Как ни парадоксально, самыми честными здесь оказываются бывший школьный хулиган Чермет и нынешний бомж-поэт Федор Строчков. Хотя у Чермета тоже свои тайны, самая главная из которых - вечное соперничество с Иваном и болезненная любовь к Светлане.
Я всегда считала, что правда не всегда нужна, не всегда сказать правду - подвиг. Ведь признание Светланы Ивану 20 лет назад привело к трагедии. А признание во время вечеринки по случаю 40-летия Ивана вообще выглядит странно. Сказать правду, чтобы тут же ее накрыть жестокой ложью. Сделала добро, "подарив" внучку Евгении Петровне? Так давно известно, куда выстлана дорога из благих намерений.
Сложные и запутанные взаимоотношения между всеми участниками не отпускают ни на минуту. Как ни странно, но в конце мне безумно жаль такого уверенного, богатого и успешного Чермета. По нему прокатилась асфальтовым катком простая школьная завуч. Легко, непринужденно, мимоходом. Можно сказать, что она ему отомстила. Только вот прокатилась по нему катком она еще 20 лет назад... А сейчас просто повторила. И только потому, что Чермет из тех, кто не ломается, а лишь становится злее и сильнее, он выжил, устоял и "сделал" всех окружающих. А вот чего своей правдой добилась Светлана? Ну ладно, по молодости, по глупости. Но в 40 лет уже кажется пора начать думать и отвечать за свои поступки...
Безумно сложный спектакль, после него невозможно оставаться равнодушным. Он буквально заставляет думать, переживать. А какая потрясающая актерская игра! Все актеры просто прожили эти 2 с лишним часа судьбы своих героев. Но особенно мне хочется отметить троих - Игоря Марченко, Николая Козака и Ксению Хаирову. Им троим веришь каждую секунду, они действительно на время спектакля становятся теми, кого мы видим на сцене - поэтом бомжом, циничным олигархом, не утратившим чувствующую душу, и неустроенную красивую женщину, желающую простого женского счастья. И если Игоря Марченко и Ксению Хаирову мы с дочкой раньше уже видели в других ролях, то Николай Козак стал для нас открытием. Когда я читала пьесу, Чермет в моем представлении был другим. Но Чермет, сыгранный Николаем, потрясающий. Он более умный, жесткий, но преданно любящий. Даже в безобразной сцене его мести Светлане он не вызывает отвращения, как вроде бы должен был.
А бомж Игоря Марченко был настолько правдоподобным, что казалось - вот еще немного и мы почувствуем вонь немытого тела и лохмотьев.
В этом спектакле мне очень понравился образ, сыгранный Николаем Лазаревым. Он был очень органичен и убедителен. И даже когда неожиданно споткнулся и упал, это не выглядело как ляп. Показалось, что это даже логично - человек в нервном напряжении, в переживаниях. Вот это и есть наверное настоящее мастерство.
Единственный образ, который у меня совсем не совпал - образ Светланы. Читая пьесу, я представляла совсем другой характер. Более мягкого, неуверенного человека, немного наивного. А у Натальи Лоскутовой Светлана получилась довольно жесткая, даже местами стервозная. И вот для такого характера ее поступки непонятны. Одно дело подобные финты, которые совершает "баба-дура", закомплексованная, считающая всех вокруг хорошими. Другое - женщина, прекрасно понимающая кто есть кто и чего стоит. И вот финальный выпад от такой Светланы мне непонятен и нелогичен. Ну, как говорится, из песни слов не выкинешь...
Подводя итог, скажу, что спектакль рекомендую всем! Очень сильный и потрясающе человечный!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма