Отзывы о "Русское горе... от ума"
С огромным удовольствием побывали на этой постановке и открыли по-новому для себя бессмертное произведение Грибоедова!
Не классическая классика
⠀
Или — вот бы мне в юности такие спектакли, я литературу любила бы еще больше!
⠀
В школе после геометрии мой любимый предмет был литература. Я всегда ждала лето, чтоб получить список книг и прочесть их все и даже больше.
⠀
Обожала пойти в библиотеку и взять стопки книг. А потом теплыми вечерами погружаться в бесконечные сюжеты, представлять героев, улавливать их фразочки.
⠀
И вот спектакль "Русское горе...от ума" в театре ШСП по произведению А.С. Грибоедова "Горе от ума" — это кладезь всем известных фраз. Герои их сыпят без остановки, а ты слушаешь и вспоминаешь, каких героев эти реплики:
⠀
Карету мне, карету!
Час битый ехала с Покровки, силы нет…
Москва глупа? Да кто ж вас, сударь, держит?!
Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
⠀
В своем спектакле Иосиф Райхельгауз очень интересно доносит до зрителя ту классику, которая у всех на слуху, но совершенно в новом формате. Здесь много музыки и стиль ближе даже к мюзиклу.
⠀
Декорации не совсем характерные для классических постановок — все как в черно-белом кино и немного плоское, начиная от вырезанных фигур на сцене, заканчивая костюмами артистов. И все это на фоне абсолютно чёрных стен. В своих костюмах артисты частенько сливались с пространством и казалось, что они исчезают в никуда или так же неожиданно появляются из темной бездны.
⠀
Музыка тонкой нитью дополняет постановку. При этом, песни отсылают к темам, над которыми каждый может задуматься. Здесь она явно больше, чем фоновая музыка — про что-то более глубокое и осмысленное: "Горе, русское горе", "Дым отечества", "Груз 200"...
⠀
Спасибо за юмор, новое видение и доброту на сцене. Я не знаю, как это передать, но спектакль получился правда очень добрым. И я бы точно его рекомендовала для молодежи — в таком формате однозначно не скучно и не банально смотреть вполне классические темы.
Многие из нас в школе читали "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова, учили наизусть знаменитый монолог Чацкого, на выпускном или вступительном экзамене писали по нему сочинение. Я - не исключение.
В вузе мы около месяца разбирали творчество Грибоедова. История создания произведения, композиция, изобразительные средства были разобраны до самого основания. До сих пор помню наизусть некотореы отрывки.
Перед спектаклем я внимательно прочитала аннотацию. Знала, что иду смотреть современную, а не классическую постановку. Я бы даже сказала, скорее перфоманс по мотивам произведения. Да, текст произведения режиссер сохранил, хотя решил перемешать явления в произвольном порядке. Так например, знаменитую фразу "Карету мне, карету!" из известного монолога Чацкого мы слышим в начале спектакля. Приезд Чацкого и встреча Софьи почему-то происходят спустя час. Не знаю, чем руководствовался режиссер, когда решился на подобную импровизацию. Видимо, хотел расставить акценты на других моментах. Но тут мне остается только догадываться.
В целом, если не цепляться к строгой композиции произведения, спектакль оставил приятное впечатление. Режиссер явно не ставил целью обратить внимание зрителя на основную проблематику произведения, а скорее развлечь и отвлечь его. В спектакле много танцев, живой музыки, песен. Некоторые ситуации настолько комичны, что сложно сдержать улыбку.
Несмотря на легкую подачу, герои вполне узнаваемы. Лживый и трусливый Молчалин (Павел Дроздов), который, чтобы выслужиться, готов приударить за дочерью начальника, но при этом продолжает активно ухаживать за горничной. Недалекий Фамусов (Иван Мамонов). Возвышенная и влюбленная Софья (Екатерина Лисицына), с нуля нарисовавшая образ возлюбленного и этот образ полюбившая. К образу Чацкого (Кирилл Снегирев) у меня много вопросов. Мне он показался инертным, лишенным энергии. Сложно в нем увидеть пылкий нрав, иронию и энергию. А ведь именно таким его и описывает Грибоедов: "...та страсть, то чувство, пылкость та..."
Очень приятное впечатление производит музыкальное оформление. Песни, живая музыка, танцы прекрасны. Декорации почти отсутствуют. Те, что есть, минималистичны. Костюмы, равно как и декорации выдержаны в черно-белых тонах.
Из существенных минусов хочу отметить курение на сцене. Для тех, кто чувствителен к табачному дыму, это может быть важно.
Спектакль идеален для тех, кто хочет приятно провести вечер. Тех же, кто привык к классическим постановкам, он может удивить своей вольной трактовкой.
Рецензии
«Русское горе»: черно-белое кино
В Школе современной пьесы осовременили Грибоедова.
8 июня 2012, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Театр в праздники
Мюзиклы: танцуют все!
Иосиф Райхельгауз: «Прекрасно, если накажут за искусство»
«Школа современной пьесы»: год медведя
«Русское горе»: игра по старым правилам
«Русское горе»: Грибоедов своими словами
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.