Отзывы о "Трубадур"
Я даже и представить не могла, какое счастье оказаться 25 декабря в Новой опере. Давали "Трубадура". Собственно счастье началось сразу после поворота с Малой Дмитровки в Успенский переулок: ослепительно белый снег скрипел под ногами, тишина. А уж сад Эрмитаж! Елка, каток, фонарики - зима как она должна быть. В результате уже на подходе к театру душа очистилась от бытовых проблем и была готова впитывать искусство, тем более что Трубадур одна из моих самых любимых опер, но на постановку Марко Гандини я как-то ранее не попадала.
Почему-то либретто Трубадура считается невероятно запутанным и сложным, но, на мой взгляд, все там понятно и логично. Просто надо слушать музыку Верди и фанерная мелодрама преображается в трогающую душу историю.
Да, в этой романтической драме, как и полагается, присутствует густой навар из любви, ревности, кровавой мести, поединков, роковых тайн, подмены детей и еще куча трупов в придачу, но волшебная музыка оправдывает все. А накал страстей в «Трубадуре» ни на минуту не ослабевает.
Как только Феррандо (Виталий Ефанов) начал рассказ семейной истории графа ди Луны (Анджей Белецкий), меня завертело, закружило действие и душу переполнило счастье. А впереди еще были каватина Леоноры (Светлана Касьян) «Тасеа la notte placida» - (дивная, дивная Леонора!), хор цыган с ударами молота по наковальне (в Новой опере замечательный хор), кабалетта Манрико (Михаил Новиков) "Di quella pira" (ах каким же красавцем оказался этот Манрико). Ария Азучены (Анастасия Бибичева) «Stride la vampa!» заставила сжатья сердце, ведь Азучена описывает тот страшный день, когда сожгли на костре ее мать. Глубоко впечатлил и финальный терцет, в котором предсмертное драматическое объяснение Манрико с Леонорой происходит на фоне песни Азучены, грезящей о вольных просторах родины.
Блистательно воплощены в музыке фигуры главных героев: пылкого, благородного, свободолюбивого Манрико; надменного, жестокого графа ди Луны; мечтательной, благородной, самоотверженной Леоноры. Ярко выписан фон, где господствует тот же принцип контраста: цыганский лагерь и замок, сад и темница, в которой похоронный колокол и заупокойный хорал создают атмосферу действия. Партитура — образец гениального мастерства, вдохновения и таланта.
В этой опере четыре главных героя, для которых Верди написал головоломные партии, вся опера состоит их хитов и для ее воплощения нужен мощный исполнительский состав. И таким составом "Новая опера" обладает. А если еще добавить, что Новая опера обладает оркестром, которым может гордиться любой музыкальный театр мирового уровня, то становится понятно, что предновогодний вечер превратился для меня в незабываемый праздник. Тем более, что лаконичные, но невероятно выразительные декорации Итало Грасси сопровождали действие, а прекрасные костюмы Симона Моррези украшали певцов. Ах, какой же невероятной красоты платье было на Леоноре в последних картинах!
И все это великолепие привел к единому знаменателю дирижер Александр Самоилэ, весь вечер стоявший за штурвалом... пардон за пюпитром и благополучно приведший густо замешанное театральное действо к величественному финалу.
Иногда на меня нападает сильное желание сходить именно на классическую оперу. Например, на «Трубадура» Верди в театре «Новая опера». На самом деле, «Новая опера» далеко не классический театр, там много осовремененные и переосмысленных постановок. Но «Трубадур» приятно удивил: итальянский режиссер Марко Гандини придерживался исторической достоверности в костюмах и следованию сюжету.
Действие происходит в средневековой Испании: влиятельный граф ди Луна (Борис Стаценко) хочет жениться на Леоноре (Светлана Касьян), но девушка влюблена в загадочного трубадура Манрико (Михаил Губский). Манрико – вождь повстанцев, он был осужден на казнь и изгнан из Арагонии, но ценой своей жизни встречается по ночам с Леонорой. Об этом узнает граф и вызывает счастливого соперника на дуэль.
Но граф не знает, что Манрико – его пропавший в младенчестве брат, которого он безуспешно ищет уже много лет. Хилого ребенка похитила дочь сожженной отцом графа цыганки и воспитала, как собственного сына. И именно чтобы спасти от солдат графа ди Луны свою названную мать Азучену (Маргарита Некрасова), Манрико вновь рискует собой и попадает в плен.
И тут в игру вступает Леонора: Светлана Касьян создает отзыв на редкость самоотверженной для средневековой испанки девушки. Она ради любимого готова и на тайные свидания, и в монастырь, и даже на смерть – фантастически прекрасная женщина. Жаль только, что мужчины этого не ценят, что и приводит к роковому исходу (как всегда в операх).
Образ Азучены тоже интересен: цыганка любит Манрико как родного сына, но вместе с тем и ненавидит его – из-за него она случайно сожгла по ошибке собственного младенца. В Азучене борются родительские чувства и желание отомстить графу. Какое победит и какой ценой?
Вообще в «Трубадуре» женские образы гораздо ярче и интереснее, чем мужские. Мужские вообще вызывают нарекания: если граф ди Луна очень колоритно выглядит, просто его персонаж не вызывает симпатий, то благородный Манрико вроде бы и должен быть симпатичен слушателю, но никак. Михаил Губский физически не может воплотить на сцене предполагаемый образ молодого красивого юноши, хотя голос у него, конечно, хороший. Из-за этого обстоятельства, к сожалению, с трудом верится, что Леонора могла предпочесть его графу.
Также очень хороши массовые сцены: пение солдат и цыган, ансамбль очень большой, костюмы красивые. Но вот развязка оставила в легком недоумении, как будто сюжет захотели «слить», но тут уже вопросы должны быть к господину Верди, а он на них не ответит :)
В целом – хорошая и действительно классическая качественная постановка, хорошо подойдет, чтобы провести в опере интересный вечер.
Одна из самых трогательных и печальных опер Верди (хотя они унего все грустные) - это «Трубадур». Действие в ней происходит в условной средневековой Испании. Леонора питает нежные чувства к Манрико, трубадура и рыцаря. Он отвечает ей взаимностью, но девушку любит еще и граф ди Луна и он не терпит своего соперника. Дело осложняется тем, что Манрико - давно потерянный брат графа, которого ди Луна поклялся найти, дав обещание умирающему отцу. В общем, чистый авантюрный роман на оперной сцене, но, увы, с плохим концом.
Про музыку писать не буду, ибо Верди – это Верди. Расскажу про постановку. Как сказал режиссер Марко Гандини, «В этой опере три главных составляющих: мир графа ди Луна, мир Леоноры и мир цыган — Манрико и Азучены. Это три интонации, три оттенка, три образа «Трубадура». Поэтому в сценическом решении центральным элементом декорации станут три башни, у каждой — три стороны, все они разные и символизируют миры главных героев. Костюмы будут соответствовать эпохе.»
На мой взгляд, костюмы все же сильно стилизованы. Но хороши. Цыгане в зеленом, воины ди Луна в сером, подруги Леоноры и монахини, одетые в холодные пастельные тона. Каждый из трех миров действительно имеет свое лицо.
Исключительно хороша режиссура именно с точки зрения театральной постановки. Массовые сцены поставлены просто изумительны. Если пойдете в театр, обратите внимание на цыган во время арии Азучены, когда она рассказывает о судьбе сына графа. Вы увидите, что одно цыганка гадает, другая укачивает ребенка, третья пьет вино. Кто-то болтает, кто-то строит куры и выясняет отношения…
С точки зрения актерской игры мне больше всего понравилась Леонора (Светлана Касьян). Она замечательная певица, красивая женщина и отличная актриса. И вообще – истинное чудо.
Минусы. Образ Манрико. Если бы это был концерт, проблем бы не было. Но я пошла в театр, а это – совсем другое дело. Манрико – это красавец-юноша лет 18-20 (ребенок похищен 15 лет назад и не помнит о том, что он знатного рода) и Михаил Губский для этой роли не подходит вообще никак. Глядя на него, я вспомнила суждения об опере Мартина Идена. Господа, все же хотелось, чтобы певцы хоть как-то соответствовали возрастом и внешностью своим персонажам.