Спектакль Ветер шумит в тополях
Лирическая комедия о ветеранах Первой мировой войны, доживающих свой век в богодельне.
Глава Вахтанговского театра Римас Туминас поставил комедию современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса, удостоенную премии Оливье. Три старика живут в Доме для военных ветеранов. Они — ветераны еще Первой мировой, что придает пьесе налет некоего абсурда, театральной условности. У Фернана осколок в голове, и он постоянно падает в обморок, у Рене — больная нога, Густав почти недвижен и никуда не выходит. И в жизни они мало что видели, как будто и не были никогда молодыми. Но ни они над собой, ни автор над ними не плачут. Напротив, смех — стихия пьесы, и нежность, и любовь к человеку. По крайней мере, так должно быть в иделе. С мрачной режиссерской стилистикой Туминаса комедийное начало все же не очень вяжется. Но если истовых театралов это может и не устроить, поклонники Максима Суханова, Владимира Вдовиченкова и Владимира Симонова должны быть в восторге. Бравых стариканов играют именно они. И арсенал своих возможностей демонстрируют от и до.
Отзывы о «Ветер шумит в тополях»
Спектакль с большими претензиями, по сути ничего не добавивший в тему стариков-ветеранов.
На протяжении всего спектакля периодически боролась сама с собой. Вроде бы смешно как старый дед-ветеран обиделся на собственную ногу, впоследствии её же, бессовестную, поколотивший. Но...
Лично я не смогла расслабиться и хохотать от души. Хотя, вроде как, именно для этого, чтобы зритель не чувствовал угрызений совести, мне кажется и была "выбрана" не Великая Отечественная, а Первая мировая война. Многие зрители с этим легко справились и веселились над тремя нелепыми старичками на протяжении всего спектакля. Тем более, что играли их актёры в полном расцвете сил, коих не гримировали, дав зрителю вволю пофантазировать.
По большому счёту и от Туминаса, и от талантливых актёров я ждала большего, чем смену реприз.
Антреприза и есть, хотя от неё создатели спектакля открещивались со всей силой.
Вчера побывал на премьере спектакля "Ветер шумит в тополях" в театре им. Вахтангова.
Автор пьесы Жеральд Сиблейрас — современный французский драматург. Определенный отпечаток это, надо сказать, накладывает. Действие происходит в далеком 1959 году. На сцене всего три актера - трое дряхлых ветеранов Первой мировой, трое обитателей богадельни.
Актерский подбор необычен: если по ремаркам автора героям за 75 лет, то играют их 39-летний Владимир Вдовиченков, 53-летний Владимир Симонов и 47-летний Максим Суханов.
Для начала о немного плохом: во-первых, начали актеры довольно вяло. Это, в общем-то, простительно: за день перед премьерой был прогон, на котором побывало много прессы; на следующий день - опять выступление. Сил никаких не хватит.
Дальше идут претензии скорее к автору пьесы: мне непонятно зачем оставлено столько вопросов без ответа. Например: каким образом Густав (герой Вдовиченкова) поучаствовал во Второй мировой; или почему Рене (его играет Владимир Симонов) так боится тополей. Впрочем, ко второму вопросу подсказки как раз-таки имеются: судя по всему, он их просто не видит. Близорукость знаете ли. По Фрейду близорукость - боязнь посмотреть в будущее. Рене 25 лет провел в этом приюте, он уже свыкся с ним и, когда Густав предлагает бежать, Рене единственный боится совершить столь ответственный шаг.
Слишком резким и неожиданным мне показался финал постановки. При то, что для точки он слишком неоднозначен, на многоточие такой финал тем более не тянет. Скорее уж точка с запятой. Но опять же, могло ли все закончится иначе - нет! Спектакль об одиночестве: утки (или все-таки гуси) улетели. Наши герои остались. Надежды не сбылись. Смерть уже явственно звенит своей косой о камни террасы. Точка.
В общем-то, я мог бы придираться и еще. Но как-то не хочется. Спектакль настолько же добр, насколько жесток и грустен до слез. Нерв натянут до предела. Актеры играют великолепно не отпуская зрителей до самого конца. Собака - четвертый герой пьесы - потрясающа!
Что еще можно было бы похвалить? Для начала стоит отметить не сколько самих актеров, сколько тех кто остается за сценой. Кстати, на счет сцены: режиссер спектакля тот же,что и у "Дяди Вани" - Римас Туминас, художественный руководитель Вахтанговского театра. Как любит именитый литовец, сцена обставлена предельно аскетично. Огромные обломки обелиска (своего рода метафора: сами наши герои теперь лишь осколки прежних себя). Гигантская собака - главный друг Густава (жуть берет, когда он так любовно поит ее или собирает в дорогу). Кучка кирпичей; стулья; маленький цветок - его не раз еще польет Рене. И, в общем-то, все!
Музыкальное сопровождение подобрано просто великолепно: использованы Ф. Шопен, Дж. Джакомелли, Марш французских легионеров, да и личный композитор Туминаса - Фаустас Латенас - постарался на славу.
Работа со светом также проведена очень неплохая.
Теперь об актерах. Их, как я уже сказал всего три человека.
Вдовиченков, наименее именитый из всего состава, старался больше всех. Какая харизма, какие яркие незабываемые чувства! Как передана таинственность, нездешность героя - вылитый булгаковский Мастер! С Мастером Густава объединяет легкое (такое ли легкое?) помешательство - он боится выйти на улицу, боится людей, разговоров с ними. Единственными его собеседниками стали обитатели террасы - Рене, Фернан и собака.
Фернана играет Максим Суханов. Его герой - человек, полжизни проживший с осколком в голове. Он каждые пять минут падает в обморок - и эти обмороки, как стрелка метронома, отсчитывающего его последние минуты жизни. Если Густав и Рене умеют настоять на своей позиции (они упрямы как быки), то Фернан очень мягкий, пытающийся найти компромисс между своими друзьями. Суханов передает все это самым профессиональным образом.
Я, конечно, не прав, но игра Владимира Симонова на фоне Суханова и Вдовиченкова понравилась мне гораздо меньше. Я уже сказал, что его герой провел в приюте целых двадцать пять лет (тогда как Густав - всего 6 месяцев). Кроме того, он хромой (возможно мне и показалось, но Симонов, кажется, забывал хромать). Рене единственный, кто пытается сделать вид, что ничего не происходит, что он абсолютно доволен своей жизнь. Наверно, я зря наговариваю на Симонова. Если Вдовиченков играл своего героя почти также, как играл Астрова в "Дяде Ване", то Симонов абсолютно перевоплотился в этой роли.
По ходу действия в каждом герое обнаруживается какой-нибудь талант: Густав великолепный стихотворец; Рене - рамщик; Фернан окончил консерваторию, подавал надежды. Тут, мне кажется, выразились пацифистский настрой автора произведения: выходит так, что именно из-за войны они потеряли, зарыли в землю свои таланты.
Главная тема "Ветер шумит в тополях" - тема побега. Герои готовятся пойти к тем самым тополям, но после криков споров - так и остаются в своем приюте.
При этом, это далеко не печальная история - она наполнена шутками, светом (пусть даже светом Смерти). Для героев это борьба за жизнь - с ее обстоятельствами, проблемами, комплексами.
В общем, спектакль очень и очень приличный. Такое стоит увидеть!
Рецензии
Рецензия на спектакль «Ветер шумит в тополях»
Римас Туминас поставил трагикомедию о трех ветеранах Первой мировой войны. Поставил неожиданно — с претензией на бенефис, эстрадными репризами и явным уклоном в мелодраму.
21 февраля 2011, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «Ветер шумит в тополях»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.