Отзывы о "Как важно быть серьезным"
В спектакле Театра "Мост" по известной пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным" тонкий английский юмор уступает место гротеску и отчаянному хулиганству. Хулиганят все, начиная со сценографа Людмилы Казаковой, обтянувшей ширму, диван, и даже дневники молоденьких героинь, которым они поверяют свои любовные переживания, легко узнаваемой клечатой тканью Burberry, и заканчивая гимном главных музыкальных хулиганов планеты The Rolling Stones - Satisfaction, под которую герои выходят на финальные поклоны. Про актерское хулиганство и говорить нечего. Первенство в этом деле по праву достается развеселому дуэту: беспечному прожигателю жизни Элджернону Монкрифу и его верному слуге и соратнику по розыгрышам Лэйну (Евгений Панферов). Элджи в исполнении Романа Зуева - неутомимый выдумщик всяческих проказ, подвижный, как ртуть, всеми обожаемый чемпион по "бенберизму". Что это такое, спростите вы? Термин возник из имени некоего выдуманного мистера Бенбери, вечно находящегося либо при смерти, либо близко к этому, за которым Элджи непременно надо ехать ухаживать как раз в тот момент, когда его тетушке Леди Брекнелл (Марианна Лемешко) приходит в голову устроить музыкальный вечер. Очень удобная отмазка, надо сказать.
С придуманными персонажами в пьесе даже некоторый перебор. Очень запутанная история с именем Эрнест, которое приходится присвоить другу Элджи Джеку Уордингу (Петр Снякин) по прихоти своенравной Гвендолен (Ксения Берелет), в которую он влюблен. А для своей воспитанницы Сесили (Вера Семенова) ему приходится придумать несуществующего беспутного братца Эрнеста. И вот ровно в тот момент, когда Джеку тот стал особенно досаждать и он уже решил отправить несчастного Эрнеста в мир иной где-то в Австралии посредством "острой простуды", и даже череп заготовил, чтобы погрустить над "бедным Йориком", откуда ни возьмись появляется шутник Элджи, представившийся как раз тем самым Эрнестом и успевший влюбиться в Сесили. Головокружительный кульбит! Что же делать друзьям, чтобы угодить любимым? Оба готовы даже креститься и принять имя Эрнест, но тут неожиданно оказывается, что мифический Эрнест действительно существует...
Все сюжетные повороты с трагической забывчивостью мисс Призм (Василина Козачук), оставившей ребенка в саквояже в камере хранения, или допросами с пристрастием, которые Леди Брекнелл устраивает потенциальному соискателю руки и сердца дочери или невесте племянника, медленно, но верно приводят героев к счастливому финалу.
Кстати, Марианне Лемешко блестяще удалось вылепить из важной леди настолько комический персонаж (шляпка набекрень, губы трубочкой, как у аквариумной рыбки, особая манера говорить), что каждое ее появление вызывает гомерический хохот в зале. Да что уж тут, буквально каждый из героев по задумке режиссера спектакля Георгия Долмазяна обладает той или иной комической черточкой, начиная с нелепого жабо Лейна и заканчивая важными манерами и клоунским видом дворецкого Мерримэна (Леонид Семенов) или излишней любвеобильностью пастера Чезюбла (Дмитрий Волков). Даже очаровательные молодые леди не лишены определенной доли гротеска.
Герои вытанцовывают под Beatles, болтают без умолку и начисто лишены утонченности и степенности представителей британского высшего общества и их чопорной прислуги. Ну и спасибо большое режиссеру за это, так нам гораздо веселее.
Тем более в День Рождения Оскара Уайльда. Но это уже мне так повезло.
Оскар Уайльд пожалуй мой самый любимый автор, я трепетно отношусь к его творчеству, а потому с трудом решаюсь смотреть постановки по его пьесам. Обычно сначала читаю отзывы, рассматриваю фотографии и только после этого соглашаюсь идти в театр. Вот так я и оказалась на спектакле "Как важно быть серьезным" театра Мост: отзывы были невероятно восторженными, а минималистическое, но очень выразительное оформление сцены на фотографиях мне очень понравилось. В результате впечатление об этом спектакле у меня сложилось довольно сложное, но попробую его описать. С одной стороны я никак не ожидала, что пьеса, задуманная Уайльдом как изящная безделица, написанная как виртуозная комедия положений, отмеченная блистательными, легкими, живыми, непринужденными и динамичными диалогами, может быть поставлена как эксцентрическая, бурлескная комедия. Но, с другой стороны, я выходила из театра в прекрасном настроении, от души насмеявшись и прекрасно проведя время. Так есть ли здесь противоречие? В определении бурлескной комедии, (англ. screwball comedy, буквально — «сумасбродная комедия») , написано, что это поджанр комедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий и это, как ни странно, полностью соответствует содержанию и духу пьесы Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным". Эта пьеса богатая на каламбуры, неологизмы и метафоры, написана драматургом с исключительным блеском и остроумием, почти каждая реплика комедии – вечно актуальная эпиграмма на людские нравы - и все это чудесно отражено в постановке Георгия Долмазяна. Действие на сцене разворачивается стремительно, каждый предмет, размещенный на маленькой сцене, виртуозно обыгрывается, помогая лишь при помощи пары штрихов создать дух великосветского дома или загородной усадьбы. А вот исполнители ролей , по моему мнению, зачастую переигрывали и пережимали там, где достаточно было донести до зрителей легкий слог автора. Возможно я придираюсь, но только Фамиль Велиев, исполнитель роли Джека Уординга, полностью соответствовал моим критериям. Фамилю Велиеву удалось создать образ денди, обладающего утонченностью манер, тонко мыслящему и любящему примерять новые маски. Но, тем не менее, изящные костюмы Екатерины Алексашиной, неожиданный подбор музыки от Доминик Фронтир, до Битлз и Ролинг Стоунз, мастерская постановка Георгия Долмазяна, создают яркий и веселый спектакль, дарящий зрителям хорошее настроение.
Очень приятный спектакль. «МОСТ» - камерный театр, 80 мест в зрительном зале. Но на крошечной сцене зрители увидели ту самую добрую старую Англию, которую так любили и любят у нас в стране. Благовоспитанные леди, больше всего озабоченные соблюдением приличий, и джентльмены, пытающиеся всеми способами сбежать из дома, где им скучно. Образованные мисс, строчащие день и ночь в своем дневнике, и слуги, преисполненные сознанием собственной важности. Вот просто «Овсянка, сэр!» и «Что это, Бэрримор?!»
В основе сюжета – история о том, как два великовозрастных оболтуса, Джек и Элджернон представились очаровательным мисс Гвендолин и Сесили по именем Эрнест. Почему? Так получилось. Один придумал непутевого брата Эрнеста, чтобы под предлогом наставления его на ум ездить в Лондон из поместья, второй решил использовать ситуацию и познакомиться таким образом с девушкой. И вот эта путаница привела ко множеству забавных ситуаций.
Как вы понимаете, Оскар Уайльд – это бренд, который можно уже не хвалить и не рекламировать. Текст – выше всех похвал.
Игра – тоже на уровне, хотя актеры в большинстве своем совсем молодые. Кстати, они прекрасно соответствуют по возрасту и типажу своим персонажам. Костюмы скромные, но вполне в духе времени. Когда Джек в первом действии появился с галстуком-бантом в том платья своей возлюбленной Гвендолин, я готова была поклясться, что у Элджернона тоже будет галстук цвета платья Сессили. Оказалось, да, в тон юбки, в которой эта юная мисс появилась в начале второго действия. Платье, в котором она потом щеголяла, ярко-розовое, а это не мужской цвет.
Минусы.
Мне не понравилась трактовка образа мисс Призм. Рисунок роли и наряд были похожи на те, что были у героини Татьяны Васильевой в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя».
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.