Спектакль Два плюс два
Этот спектакль состоит из одноактных пьес, написанных Николаем Колядой.
«КЛИН-ОБОЗ». Две женщины – деревенская и городская. Жена пропойцы, отбывающего срок за кражу телёнка и модная писательница, купившая дом напротив – для уединения, творчества и приобщения к русскому духу. Ровесницы, говорящие друг с другом, словно представительницы разных поколений и разных миров. Обе ворвались в жизнь друг друга, как вьюга в открытую ветром дверь. «КЛИН-ОБОЗ» – аббревиатура, означающая: «Как люблю и ненавижу, один Бог об этом знает».
«Икар». Два сорокалетних мужчины. Волей судеб оказалось, что один из них стал отчимом другому. А «сынок», чувствуя бездарность и глупость своей жизни, (он торгует луком в овощной палатке на углу), решает круто поменять свою жизнь – уехать прочь из России.
Два маленьких случая, «женская» и «мужская» часть. Где-то на просторах огромной нашей России живут странные люди: мучаются, пытаются любить и ненавидеть, ищут счастья, просят его у Бога и не могут найти. Удивительные персонажи. Как они похожи на всех нас.
В этом спектакле нет привычных для «Коляда-Театра» массовых сцен, танцев, «жёсткой» режиссуры. Спектакль абсолютно актерский. Лучшие актеры театра с блеском демонстрируют свое мастерство.
Отзывы о «Два плюс два»
«Два плюс два» - еще один спектакль «Коляда-Театра», поставленный уже по пьесе самого Николая Коляды. Две одноактных пьесы для двух актрис и двух актеров: женская история, и мужская, случившиеся где-то в российской глубинке и показанные через диалоги.
Первая – «КЛИН-ОБОЗ». Что означает такое странное название? К деревенской жительнице Наталье (Василина Маковцева) приходит в дом горожанка Ирина (Ирина Плесняева), купившая дом напротив для отдыха на природе. Жена алкоголика, который сидит в тюрьме и модная писательница: что может быть между ними общего, хоть они и ровесницы? Правильно, ничего. Ирина никогда не поймет косности Натальи, которая не говорит буквы «ё», не работает (как все в деревне), а все свободное время смотрит телевизор-«зомбоящик». Она хочет расшевелить женщину, заставить ее встряхнуться, жить со смыслом. А Наталья топит печку книгами великих русских писателей и искренне не понимает, зачем Ирина к ней пристает. Ирина, кстати, на редкость наивна – думает, что дружба с соседями спасет ее дом от воровства в деревне, где у парней нет ни работы, ни денег. Да и дом ей продали столетней давности, замаскировав свежими досками.
Но это все – лишь предисловие. А истина – в том, что Наталья живет в каком-то своем мире, где в каждом человеке сидит личинка твари, увиденной ею в американском ужастике по «зомбоящику». От того она и прячется на краю деревни, от того по всем стенам у нее нарисованы кресты, а на руке написан сказанный мужем заговор: «Как Люблю И Ненавижу – Один Бог Об этом Знает». Наталья безумно любит своего мужа, ждет его возвращения и надеется, что они будут вместе. А может быть, эта женщина, которая кажется не совсем нормальной, видит и понимает куда больше расфуфыренной Ирины, потому что «КЛИН-ОБОЗ»? И в каждом человеке есть эта «мокрая и гнилая», как ее ни прячь? Это-то и злит Ирину в конце пьесы. Сколько в нашей стране таких маленьких, затерянных деревенек, но, может, у их жителей тоже есть, чему поучиться нам, горожанам?
Вторая пьеса, «Икар», абсурдна по своей сути: два ее героя-ровесника, Толик (Сергей Федоров) и Саша (Сергей Колесов) – хоть и ровесники, но один приходится другому отчимом. У них семейный бизнес – палатка с луком. Торговля идет плохо.
Пожалуй, это самая интересная трактовка образа Икара, какую я видела. По всему видно, что Саша тяготится жизнью в России, хочет вырваться отсюда, «улететь» за границу. Например, в Турцию, куда раз в год позволяет себе поехать в отпуск. Не зря на протяжении спектакля на голове у него – турецкая кепка. А отчим Толик хочет подрезать ему крылья: тут и обвинения в неформальности, и в нетрадиционной ориентации, наконец, давление на жалость – как же он бросит родную мать?
А Сашка глубоко обижен на мать: для этой женщины он в детстве был забавной игрушкой, которой можно похвастаться перед родными – Саша рисовал, читал и был, наверное, неглупым мальчиком. Но мать сломала игрушку – записала по собственной инициативе боящегося высоты Сашу в секцию прыжков с моста – и он сломал позвоночник, став «уродом колченогим». А мечты о полете превратились в желание бросить ненавистную палатку и семью и торговать тем же луком, но в Турции. Мать ломает и Толика – молодой муж для нее – игрушка на старости лет. Она извела и единственную невесту Сашки постоянными насмешками и придирками.
Но у Толика тоже есть своя мудрость и жизненная философия: она заключается в смирении. У каждого – свой жизненный путь, надо потерпеть, все идет так, как должно, а завтра будет новый день. И Сашка отойдет, продолжит торговать луком в палатке, а во сне мечтать о Турции. И так и должно быть.
Поразительно, как Николаю Коляде удается показать всего через четырех актеров и минимальные декорации, что «простые» люди, которые могут показаться алкашами или быдлом, на самом деле имеют чувства такие же, как и «тонкие натуры»: у них такие же мечты, надежды. Они так же любят, верят и умеют ждать. Никого не надо судить по одежке, сколько у нас по всей стране таких «Икаров» и любящих Наталий.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.