Дата премьеры: 25 ноября 2011
Впервые на российской сцене опера Моцарта в редакции Рихарда Штрауса.
Большую opera-seria («серьезную оперу») под названием «Идоменей, царь Крита» Моцарту заказал курфюрст Баварии и Пфальца Карл Теодор. 24-летний композитор хотя и был уже знаменит, но обстоятельства вынуждали его мириться со многими условностями жанра. К зимнему карнавалу 1781 года в Мюнхене он создал оперу по всем театральным законам эпохи: античный сюжет из времен Троянской войны был облечен в форму эффектного спектакля с морскими бурями и землетрясениями, богами и чудовищами, кровавыми жертвоприношениями, искупительной любовью и счастливым финалом по принципу Deus ex machina («Бог из машины»). Можно сказать, что для своего времени «Идоменей» был чем-то вроде сегодняшнего экшн-блокбастера, триллера и ужасов вместе взятых, подобно фильмам Стивена Спилберга, переносящим зрителей в совершенно иной, захватывающий фантастический мир.
Моцарт опередил свое время, и изыски его музыки остались недооцененными публикой, требующей «хлеба и зрелищ». При жизни гениального композитора опера ставилась лишь дважды.
В конце 1920-х годов малоизвестная на тот момент партитура «Идоменея» привлекла внимание другого оперного титана, одного из интереснейших композиторов позднего романтизма — Рихарда Штрауса. В 1931 году в Вене, ровно через 150 лет после премьеры оригинала, он представил свою версию оперного шедевра Моцарта. Дерзкий и смелый новатор, Штраус по своему вкусу отредактировал «Идоменея», изменив либретто, порядок номеров, оркестровку, дополнив оперу музыкой собственного сочинения, тем самым создав одну из самых необычных в истории мирового оперного театра партитуру, сочетающую в себе два различных музыкальных стиля, две эпохи.