Спектакль Есть ли жизнь на Марсе?

Оценка редакции
Дата премьеры: 14 января 2012

Спектакль-дилогия режиссера Евгения Славутина объединил в себе произведения двух культовых писателей Владимира Войновича и Кира Булычева.

I часть — беспощадно-ироничная и вместе с тем такая щемяще-трогательная история двух одиночеств, решившихся с помощью фиктивного брака обойти систему и обмануть судьбу: ему позарез нужно поехать в длительную загранкомандировку, а ей — насолить Витьке.

II часть — фантастическая. Телефонный звонок становится петлей времени и герою выпадает редкостный шанс — вмешаться в ход истории и изменить прошлое. 

У этих разных произведений, объединенных лишь названием, из общего, пожалуй, разве что советский флер. Популярный в советское время вопрос, волновавший граждан в эпоху дефицита на все — от продуктов до вещей. «Есть ли жизнь на Марсе?» — тревожно спрашивали друг друга не только физики, но и лирики, переживая за населенность чужой красной планеты. Тем временем, собственная жизнь проходила мимо.

Отзывы о «Есть ли жизнь на Марсе?»

Ещё 5 отзывов

Название "Есть ли жизнь на Марсе?" отсылает нас к ленте Рязанова "Карнавальная ночь", а в основу спектакля положены два произведения, водевиль ********* и рассказ Булычева. Эти вещи сильно отличаются по стилю, но их объединяет место и время действия (СССР) и, как мне кажется, впечатление, которое они производят на зрителя, ибо авторы были очень добры к своим героям.

В первом действии мы увидели боязливого и педантичного инженера-электрика Отсебякина и беспутную, но трогательную Надю, которые сочетались фиктивным браком. Выпивая после фальшивой свадьбы, эти два персонажа разговорились и неожиданно (вместе со зрителями) обнаружили друг у друга положительные черты. На сцене было всего два актера, А. Сафронихин и Н. Ларичева. Но с их помощью зрители без труда перенеслись на много лет назад. Наши современники легко преобразились в людей XX века: пуховая шаль и красная помада, мешковатые брюки и трикотажный кардиган, - и вот они уже, кажется, живут в 1980-х годах. Не знаю, как удалось актерам найти нужные интонации и жесты, но они смогли. И прелестный водевиль ********* ожил и заиграл яркими красками.

Во втором действии зрители встретились с героями Кира Булычева. Но не с бесстрашной Алисой и не с отважными капитанами. С обычным советским гражданином образца 1972 года Вадимом Николаевичем, который, позвонив Нине, своей приятельнице, случайно попал в квартиру к девочке Нине. "Бывает, - скажите вы". Как сказать! Ведь эта Нина живет в военном 1942 году. И опять два актера (те же) создают на маленькой сцене целый мир. Трогательная история дает нам веру в добро и силы жить, как дал Нине этот невероятный звонок.

Если вы еще не были в театре Мост, то искренне рекомендую сходить. Это камерный театр с маленьким залом, крошечным буфетом, очень хорошей труппой и крайне любезными служителями.

Катерина Мелимук 18 апреля 2019, 03:38

Есть ли жизнь на Марсе?
Это первый спектакль, который я посмотрела в театре МОСТ. А ведь театр с прошлым. В 2000 году он стал называться МОСТом, но по сути остался продолжением известного Студенческого театра МГУ.
Мое знакомство оказалось на редкость удачным и, как и бывает в случае с новым интересным приятелем, непременно хочется продолжения и новых встреч.
Самый длинный спектакль, который я “высидела” был “Берег утопии около 8 часов, после этого я полюбила короткометражки в театре)). Когда все мысли и эмоции концентрированы, а действие динамично.
“Есть ли жизнь на Марсе?” Идет всего 1 час 30 минут, с одним антрактом. За это время вы успеете прожить две истории.
Первая про советское прошлое. Бытовая, жизненная, совершенно взаправдашняя и про людей. Невероятно ироничная, тонкая, глубокая и очень искренняя. Про двух немолодых одиноких людей, которые решились на фиктивный брак. Он - чтобы иметь возможность поехать в командировку за границу, и претендовать на курицу к новому году и не работать каждый праздник как семейный человек. А она - чтобы Витьке насолить. Витька - хахаль. Чтобы называться ухажером Витьке стоило бы ухаживать за Надей. А за Надей никто особо не ухаживал. Оттого интеллигентный, принципиальный, порядочный и занудный Отсебякин не оставляет женщине шанса. Потрясающие диалоги, и жизненные, и умные. Зал маленький, ты сидишь будто с ними в маленькой советской квартирке и даже чувствуешь запах шпрот, которые торжественно по случаю праздника регистрации брака (пусть и фиктивного) Отсебякин щедро вынес к столу. Газеты, телефон, лыжи, интерьер - скудный и узнаваемый с фотографий обычной советской семьи. И смешная, и грустная история. Филигранная актерская работа. Отсебякин - Алексей Нестеренко, Надя - Марианна Лемешко. Я сидела очень близко. Даже ноги старалась под стул поглубже задвинуть, чтобы артисты не споткнулись… И вот с такого интимного расстояния я не разглядела ни одной фальшивой эмоции. Такое доброе, теплое и светлое что-то внутри появилось. Живое и настоящее, немного грустное.
Вторая часть по рассказу Кира Булычева «Можно попросить Нину?». Это мистическая история, которая поначалу такой не выглядит. Телефонный звонок становится петлей времени и герою выпадает редкостный шанс — вмешаться в ход истории и изменить прошлое. И та потерянная хлебная карточка в военное время имеет шанс быть найденной. Так может быть, когда звонок из будущего оказывается в прошлом в то самое нужное время. И никто до конца не верит, что это может быть.. Оттого я ревела все 20 минут, которые идет второе действие, и еще потом примерно столько же, когда пересказывала маме. Я хотела купить билеты родителям на спектакль сразу же, но следующий только 30 мая. Сама по себе история волнующая и нутрошевелящая, а Алексей Нестеренко и Анна Голотова отличнейше усилили эффект.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Фотографии к спектаклю «Есть ли жизнь на Марсе?»

Актеры «Есть ли жизнь на Марсе?»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма