Спектакль Видеть музыку
Четыре крохотных, но очень важных балета, сочиненных тремя знаменитыми хореографами.
Музыкальный театр на фестивале «Золотая маска» давно опережает драматический по объему программы. Первая ласточка этого года – пермский балет с мировыми премьерами.
Желая похвалить родословную пермского балета, вспоминают, что он – дочернее предприятие знаменитого Мариинского (тогда Кировского) театра. На Национальном фестивале и конкурсе «Золотая маска» пермяки и ведут себя как наследники хорошей семьи, демонстрируя все, чему учили в детстве. Но с амбициями у них все в порядке. Пока жюри ломает копья за победу Большого и Мариинского, Пермский театр оперы и балета так и норовит унести главные награды из-под носа грандов. Однажды он «умыл» всех неоклассикой Баланчина. В этом году выставляет мировые премьеры. Вечер называется «Видеть музыку» и включает четыре кратких балета на музыку четырех композиторов в постановке – а вот и нет – трех хореографов. Uneven японца Каетано Сото оголяет нерв музыки Дэвида Ланга, и восемь танцовщиков тревожно двигаются по сцене, как видения в странном ритуале.
«Ежедневность» того же автора чуть милосерднее к российскому залу, привыкшему к сюжетным балетам: здесь выясняет отношения пара на музыку Большого Баха (в исполнении главной ныне пермской достопримечательности, оркестра Musica Aeterna). Совсем не заигрывает со зрителем «Сувенир» уже известного Москве Дагласа Ли. А «Медитация на тему насилия» еще лучше знакомого Луки Веджетти на музыку Паоло Араллы и вовсе лишена стремления к гармонии: услаждать глаз красотой композиций он категорически не готов. Программка поясняет, что общее название вечера «Видеть музыку» восходит к завету Баланчина. И хотя все, что покажет Пермский балет, бесконечно далеко от хрустальных дворцов и вселенской гармонии балетного гения ХХ века, суть завета уловлена точно. Какой мир, такие и песни. А какие песни, такая и хореография.
Впрочем, для поклонников более веселых и менее современных историй пермяки уже приготовили сюрприз. В следующем году они наверняка привезут на «Золотую маску» балеты по мотивам опусов «Русских сезонов», где трагизм упрятан в притчевую канву и яркую фолк-сценографию.
Лейла Гучмазова